Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего средневековья.
Мальчики и девочки до семилетнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики переходили под руководство отца или других мужчин семьи. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду и профессии воина.
Умственное воспитание давали старейшины семьи. Идеалом воспитания считали достижение ряда физических и интеллектуальных достоинств.
Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников.
Рыцарские воспитание включало жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. Мотив превосходства над остальными сословиями. Презрительное отношение к книжной школьной традиции. Программа "семи рыцарских добродетелей": владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте. Юношей обучали прежде всего военному искусству.
школы античного типа полностью исчезли, потому что были постоянные войны, отсутствовали преподаватели, конкуренция церковных учебных заведений, но главное - потому, что распалось античное общество.
Вновь организованные церковные школы стали восприемниками античной традиции, наиболее приметным проявлением которой была латынь, ставшая языком образованной средневековой Европы.
Церковные школы доступны прежде всего высшим сословиям. Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, повышенного образования -большими школами. Учились только мальчики и юноши .
В малых школах один учитель обучал всем предметам.
Кафедральные являлись ведущим типом церковных учебных заведений.
Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой .
Считать учили по пальцам рук и ног, с помощью определенных жестов.
Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств.
Программа семи свободных искусств делилась на две части: низшую - грамматика, риторика, диалектика и высшую - арифметика, география, астрономия, музыка.
Создание университетов.
Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху возрождения и реформации.
Школы указанного периода можно классифицировать по трем основным типам - элементарного, повышенного общего и высшего образования.
Школы элементарного (начального) обучения стали ареной соперничества нового и старого.
Программа протестантских начальных школ чаще ограничивалась чтением Катехизиса, иногда в нее включали письмо, церковное пение.
Школы для мальчиков и девочек были отдельными. Деятельность этих учебных заведений была кодифицирована рядом документов. Так, "Веймарский устав" (1619) предусматривал обязательное посещение общественного учебного заведения.
Элементарное образование можно было получить только в городах. Полное начальное образование было доступно лишь верхушке общества. Значительная часть детей не получала образования. Городские (латинские) школы возникали в связи с развитием в Европе торговли и промышленности. В городских школах практиковали театральные представления.
Первые гимназии появились в Германии. В стенах гимназии существовал нерушимый закон обязательного общения лишь на латыни. В условиях царившей суровой дисциплины приемы воспитания в некоторых гимназиях выглядели свежо и ново.
В коллеже особое внимание уделялось изучению латинских литературы и языка. Ученики дважды в месяц писали латинские сочинения. Религиозное обучение осуществлялось вне стен
учебного заведения. По воскресеньям учащиеся освобождались от занятий для отправления религиозных обрядов.
В колледжах иезуитов заботились о здоровье учащихся. Здесь ученики занимались гимнастикой, верховой ездой, плаванием, фехтованием. Школьные помещения были просторными, чистыми, хорошо освещенными. Учебный год был коротким - 180 дней - и прерывался частыми каникулами, праздниками, экскурсиями.
Созданием новых университетов занимались римско-католическая церковь.