Основные педагогические идеи

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный общесгвом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

—Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

— Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми — этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения,

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель Карамзин.

Основные даты жизни и деятельности

1712 — Жан Жак Руссо родился в Женеве:

1728—1742 — годы познания жизни и самообразования. 1742—1762 — период музыкального и литературного творчества в Париже. 1762—1778 — изгнание, жизнь в разных городах Европы, во Франции под чужим именем. 1778 — Жан Жак Руссо скончался.

Основные работы

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза» (роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

Дени Дидро (1713-1784), французский философ, просветитель, писатель. Учился в иезуитском колледже, получил звание магистра искусств. Первые философские сочинения Дидро были сожжены по решению французского парламента (за критику христианской религии и церкви в духе деизм, был арестован за распрастранение "опасных мыслей"). В 1773-74г. посетил Россию, по предложению Екатерины 2 участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования в России. Написал "План университета, или школы публичного преподавания наук для Российского правительства".

Виднейший представитель французского материализма 18в. Вдохновитель, организатор и один из основных авторов знаменитой "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", главной задачей которого были пропаганда естественнонаучных знаний - сильнейшего оружия против традиционной идеологии. Д. Дидро высоко ценил роль воспитания в формировании человека. Он призывал в процессе воспитания учитывать его анатомо-физиологические особенности, а также социальные условия, в которых происходит становление личности. Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Высказал соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Он призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учащихся. Особое внимание уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами. К этим качествам он относил, прежде всего, глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям.

Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.

План.

1. Демократизация образования (реформы Петра 1).

2. Закрытые сословно- дворянские учебные заведения.

3. Педагогическая деятельность Михаила Васильевича Ломоносова, Ивана Ивановича Бецкого, Федора Ивановича Янковича.

4. Педагогические взгляды и деятельность Николая Ивановича Новикова, Александра Ивановича Радищева.

К 18 в Россия стала обширным многонациональным государством. Для развития страны, укрепления ее обороноспособности дворянское правительство Петра 1 осуществило различные реформы в области науки, техники, культуры, образования. Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита, возникновение периодической печати (газета "Ведомости"), выпуск оригинальной светской и переводной литературы, открытие Академии наук и др. Крупнейшим событием в культурной жизни России стало открытие первых светских государственных школ. Первой из них была школа математических и навигационных наук, которая была открыта в Москве в 1701г. Школа являлась профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля. Первое реальное училище в Европе. Учились дети дворян (иногда и по принуждению), большое количество учащихся принадлежало к "низшим" сословиям (дети ремесленников, служителей церкви, солдат и др.) заинтересованных в получении образования и технической специальности. В школе работали профессора из Англии, но основным учителем был Леонтий Филиппович Магницкий (1669 –1739), известный математик, прекрасный педагог. В 1715 году школа переведена в Петербург, на основе ее открывается морская академия.

В период царствования Петра I (правил с 1689 – 1725), (годы жизни 1672 – 1725) были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах навигационные (в портовых городах). В Москве хирургическая, инженерная и "разноязычная" школы. На Урале горнозаводская и математическая школы. В начале 18 века открылись цифирные школы (в 1718 году их было 42), учили грамоте, письму и арифметике, а также элементарным техническим сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии. В такие школы зачислялись дети всех сословий, кроме крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу.

В 1725 году уже после смерти Петра I в Петербурге была открыта Академия наук. При Академии были открыты университет и гимназия. Иностранные ученые готовили русских ученых и специалистов.

Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.

В 18 веке дворянство превращается в правящее сословие, оно пользуется большими привилегиями. Для дворян, начиная с 1731 г., создаются особые военные школы – кадетские корпусы, в которых дворянские дети готовились к военной службе в офицерских чинах.

В Петербурге и Москве открываются иностранные пансионы – частные воспитательно-образовательные заведения.

В помещичьи усадьбы приглашаются из-за границы, особенно из Франции, воспитатели и гувернеры, обучающие дворянских детей французскому языку и светским манерам.

Для духовенства организуются духовные школы, распад. Цифирные училища, некоторые из них преобразуются в гарнизонные школы для солдатских детей.

Создавая для своих детей закрытые учебные заведения, дворяне использовали достижения современной педагогики. Обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание, применяли гуманные методы обучения. При кадетском корпусе имелись хорошая библиотека, свой театр, учащиеся учились стихосложению, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки.

Сложившаяся в России в середине 18 века сословная система образования отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия, программы школ для разных сословий были различными. Дворянские школы процветали, школы для других сословий влачили жалкое существование.

Федор Иванович Янкович (1741-1814). Сербскохорватский мыслитель и педагог, последователь Я.А. Коменского. Образование получил в Венском университете. Принимал деятельное участие в реформе народного образования в Австрии в 1774 г. Хорошо знал опыт постановки учительской работы в Венской учительской семинарии; много работал над распространением новых методов обучения в школах сербских провинций Австрии. В 1782 г. приглашенный Екатериной 2 по рекомендации австрийского императора прибыл в Россию для работы в "Комиссии об учереждении народных училищ". Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангилие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.

Помимо работы в Комиссии Янкович с 1783 г. занимал должность директора открытого по его инициативе Петербургского главного народного училища, сочетая административную работу с учебной и научно-педагогической. с 1786 г. руководил созданием в Петербурге учительской семинарии. При создании Министерства народного просвещения был членом Главного управления училищ Российской империи. В тот же период совместно с русскими учеными-педагогами он разработал всю документацию по народным училищам, написал учебники и руководства для народных училищ. Им написаны "План к установлению народных училищ", который был положен в основу "Устава народным училищам в Российской империи", "Правила для учащихся в народных училищах" (1782), "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783), "Букварь" (1782), "Прописи и для них руководство по чистописанию" (1782), "Руководство к арифметике" (1784).

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли. Родился в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе в Петербурге, окончил Лейпцигский университет юридический факультет. Большое влияние на его мировоззрение оказали французы Дидро, Руссо и русские просветители Ломоносов, Новиков. Работал чиновником в сенате, работал юридическим советником, управляющим Петербургской таможни. В 1783г написал оду "Вольность" первое произведение русской поэзии. По приказу Екатерины 2 был арестован и заключен в Петербургскую крепость. За издание "пагубной книги" "Путешествие из Петербурга в Москву" его приговорили к смертной казни, заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением чинов и дворянства. При Павле 1 было разрешено поселится в имении отца, а при Александре 1 он вернулся в Петербург. Работал в законодательной комиссии. Он выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.

Подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765),первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель

Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

Был инициаторомразнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета.

Целью воспитаниясчитал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Разработал впервыев России педагогическую теорию,методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

Считал, что положение народаможно улучшить посредством распространениякультуры и просвещения.

Выступал сторонником бессословной системы образованиявплоть до университета.

Отстаивал идею светскости образованияи получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.

Был сторонником принципа природосообразности:воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.

Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни,с уровнем развития общества в целом.

Видел органическую связь воспитания и обучения,ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Считал главнейшими составными элементами познания:чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды».

Выступил впервыев русской педагогике сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования.В его методах обуче­ния выделяются элементы политехнического образования.

Был сторонником классно-урочной системыкак наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания иэкзамены.

Отводил в процессе обучениязначительное место практике,постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

разрабатывал принципы обучения:наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика.

Стремился к распространению «высоких наук»в Российском государстве и при этом на русском языке.Русский язык ценил очень высоко, выдви­нул идею воспитательного значения русского языка.

Написал ряд учебников— первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Отводил большую роль воспитанию:«...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».

Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народностии высоко ценил общечеловеческую нравственность.В нравственности особо выде­лял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Разработал педагогические условия организациидетского труда:предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.

Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний,не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).

Метод и условие воспитаниядля Ломоносова — порядок и дисциплина.

Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики

Литература


Наши рекомендации