Е.В. Неумоева-Колчеданцева, И.Н. Емельянова

Е.В. Неумоева-Колчеданцева, И.Н. Емельянова

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по направлению 44.04.01

Педагогическое образование,

программам магистратуры

«Методология и методика социального воспитания»,

«Преподаватель высшей школы»,

«Управление образованием»,

очной и заочной форм обучения

Тюмень

Издательство

Тюменского государственного университета

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 19.04.2016
Рег. номер: 21-2 (04.04.2016)
Дисциплина: Курсовая работа
Учебный план: 44.04.01 Педагогическое образование: Методология и методика социального воспитания/2 года 5 месяцев ЗФО; 44.04.01 Педагогическое образование: Преподаватель высшей школы/2 года 5 месяцев ЗФО; 44.04.01 Педагогическое образование: Преподаватель высшей школы/2 года ОФО; 44.04.01 Педагогическое образование: Методология и методика социального воспитания/2 года ОФО; 44.04.01 Педагогическое образование: Управление образованием/2 года ОФО; 44.04.01 Педагогическое образование: Управление образованием/2 года 5 месяцев ЗФО
Вид УМК: Печатное издание
Инициатор: Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна
Автор: Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна
Кафедра: Кафедра общей и социальной педагогики
УМК: Институт психологии и педагогики
Дата заседания УМК: 26.01.2016
Протокол заседания УМК: № 5
Согласующие ФИО Дата получения Дата согласования Результат согласования Комментарии
Зав. кафедрой (Зав. кафедрой (д.н.)) Емельянова Ирина Никитична 29.12.2015 13:27 30.12.2015 15:45 Рекомендовано к печатному изданию  
Председатель УМК (зам. директора по учебно-методической работе) Акунеева Татьяна Владимировна 30.12.2015 15:45 27.01.2016 18:25 Согласовано  
Менеджер ИБЦ (специалист по книгообеспеченности) Ульянова Елена Анатольевна (Дерябина Ольга Владимировна) 27.01.2016 18:25 16.02.2016 15:58 Согласовано  
Менеджер УМУ (менеджер 2 категории) Воронова Ольга Геннадьевна (Крекова Эльмира Ришатовна) 16.02.2016 15:58 30.03.2016 09:46 Согласовано  
 
Подписант: Дубицкий Валерий Васильевич
Дата подписания: 04.04.2016

УДК: 001.81(075.8)

ББК: 4252я73

Н577

Е.В. Неумоева-Колчеданцева, И.Н. Емельянова.КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ.Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, программам магистратуры«Методология и методика социального воспитания»,«Преподаватель высшей школы»,«Управление образованием», очной и заочной форм обучения. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016, 60 стр.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и программам подготовки.

Учебно-методическое пособие отражает вопросы, связанные с организацией и характером исследования по курсовой работе, а также с требованиями к ее структуре, содержанию, оформлению и защите.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики.

Утверждено первым проректором ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: И.Н. Емельянова, д.п.н.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: О.С. Задорина, д.п.н., профессор

кафедры общей и социальной

педагогики ФГБО ВО «ТюмГУ»

В.П. Богданова, к.п.н., доцент

кафедры социологии

ФГ БОУ ВО «ТюмГНГУ»

© Тюменский государственный университет, 2016

© Е.В. Неумоева-Колчеданцева, И.Н. Емельянова, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр.
1. Пояснительная записка………………………………………………….. 2. Организация работы студента ….………………………………... …… 3. Структура курсовой работы и общие методические рекомендации по ее содержанию………………………………………….............................  
4. Методические рекомендации по предметному содержанию курсовой работы ………………………………………………………………….. 5. Оформление курсовой работы…………………...................................... 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации ………………………………………………………………………. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение……………… Приложения………………………………………………………………..…    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планируемые результаты работы

В ходе и результате выполнения курсовой работы по дисциплине студентдолжен:

Знатьпрограммный материал в соответствии с направлением образовательной подготовки и учебной дисциплиной; требования к выполнению исследовательской работы.

Уметьанализировать актуальные проблемы современного образования, педагогической теории и практики, применять теоретические знания для решения задач исследовательской и педагогической деятельности; диалогически взаимодействовать с научным руководителем и другими субъектами образовательного процесса, имеющими отношение к теме исследования;проектировать и конструировать учебно-воспитательный процесс, осознавать и творчески решать психолого-педагогические и социально-педагогические задачи;самостоятельно разрабатывать, проектировать, моделировать, апробировать, оценивать разработки по теме исследования.

Владетьнавыками планирования и организации исследовательской деятельности; оперативной работы с информацией (осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по теме исследования, обобщать и систематизировать информацию); грамотного научного изложения материала; методами социально-педагогических исследований;методами качественной и количественной оценки результатов исследования; навыками работы с современными информационными образовательными средствами и технологиями; навыками оформления результатов исследования; навыками адекватной оценки результатов своей деятельности.

Пониматьценностные основы современного образования и педагогической деятельности; роль педагога в современном образовании; меру своей персональной ответственности за ход и результаты исследования.

Ценить свой труд, возможность повышения своей профессиональной компетентности и подтверждения искомой квалификации, понимать социально-профессиональное значение и практическую значимость своего труда, иметь сформированное ценностное отношение к субъектам образовательного процесса, способность и готовность к дальнейшему повышению своего образовательного уровня.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА

При выполнениикурсовой работы студент проходит несколько организационно-содержательныхэтапов.

I. Подготовительный:

1. Определение темы исследования и выбор научного руководителя.

2. Утверждение темы и научного руководителя.

II. Основной:

1. Составление индивидуального плана-графика работы (совместно с научным руководителем) и получение задания на выполнение работы от научного руководителя.

2. Теоретический анализ состояния проблемы.

3. Описание (конструирование) методологического аппарата исследования (Введение).

4. Подготовка и оформление первой (теоретической) главы.

5. Планирование исследования, выбор методов и методик.

6. Проведение эмпирического исследования (сбор эмпирических данных, проведение констатирующего исследования).

7. Оформление эмпирической части исследования (второй главы), выводов, заключения, списка литературы, приложений, презентации.

III. Завершающий:

1. Оформление курсовой работы в соответствии с требованиями, обозначенными в данном методическом пособии.

2. Процедура защиты и оценивания.

В организации продуктивной работы над курсовым исследованием принципиальное значение имеют следующие моменты.

1. Выбор темы исследования:

− тема должна соответствовать программе образовательной подготовки студента;

− тема должна быть не только интересна студенту и научному руководителю и находиться в зоне компетенции последнего, но и быть проблемной, актуальной, востребованной современной социально-педагогической теорией и практикой;

− тема может быть выбрана, исходя из плана научно-исследовательской, хоздоговорной работы кафедры;

− тема может быть выбрана в соответствии с запросом (заявкой) образовательной организации.

2. Формулировка темы исследования:

− в формулировке темы должен быть представлен объект или/и предмет исследования, но не в дословном повторении. Например,«Арт-педагогические «технологии» в профессиональном обучении будущего учителя».Не рекомендуются слишком широкие темы (например, «Духовно-нравственная культура студента»);

− если в формулировке темы встречаются понятия «условия, аспекты, средства, педагогические основы, принципы, методы, способы, факторы, формы»,очень важно, чтобы автор хорошо разбирался в этих понятиях и они нашли полное отражение в работе;

− если в формулировке темы встречаются термины «влияние, зависимость» и т.п., необходимо использование методов математической статистики;

− в формулировке темы не допускаются неопределенные формулировки (например, «Анализ некоторых вопросов...») и штампы («К вопросу о...», «К изучению ...», «Материалы к...»).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ЕЕ СОДЕРЖАНИЮ

Курсовая работа включает следующие структурные элементы:

- Титульный лист

- Оглавление

- Глоссарий (словарь терминов)

- Перечень условных обозначений, смысловых единиц

- Введение

- Первая (теоретическая) глава

- Выводы по первой главе

- Вторая (эмпирическая) глава

- Выводы по второй главе

- Заключение

- Список литературы

- Приложения

Примеры оформления титульного листа, словаря, оглавления приводятся в Приложениях 1 – 3 данного учебно-методического пособия.

Титульный листоформляется в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями. Особое внимание следует обратить на то, чтобы были правильно указаны название образовательной организации, ученая степень, ученое звание, ФИО научного руководителя, ФИО, направление образовательной подготовки, группа автора работы.

Оглавление – это наименование основных структурных элементов работы, отражающих логику и содержание курсовой работы, с указанием соответствующих страниц. Главное требование к оформлению – не перегружать информацией частного характера. В оглавлении указываются названия глав (обычно 2) и параграфов (2 – 3 в каждой главе).

Глоссарий(словарь терминов)включаетосновные термины, используемые в работе, их определения (на которые опирается студент) со ссылками на источники, из которых они заимствованы.

Перечень условных обозначений, смысловых единиц приводится в тех случаях, когда в ходе всей работы используется понятие, имеющее общепринятое сокращение. Например, ЗБР – «зона ближайшего развития».

Введение

Введение – визитная карточка работы. Соответственно, от того, насколько научно грамотно, корректно и глубоко (но при этом лаконично) описаны основные компоненты введения, во многом зависит впечатление от работы в целом. Объем введения не должен превышать 5–10% объема всей работы.

Структурными компонентами введения являются:

1. Актуальность исследования.

2. Противоречие(я), проблема исследования.

3. Объект и предмет исследования.

4. Цель исследования.

5. Гипотеза исследования (не обязательна для курсовой работы в 1 семестре) или Положения, выносимые на защиту.

6. Задачи исследования.

7. Теоретико-методологическая база исследования.

8. Методы исследования.

9. Этапы исследования.

10. Экспериментальная база исследования.

11. Практическая значимость.

12. Апробация результатов исследования (не обязательна для курсовой работы в 1-м семестре).

1. Актуальность исследования –это обоснование степени важности, значимости изучения заявленной темы на современном этапе развития науки и практики.Актуальность может быть теоретической (тема исследования слабо, неполно раскрыта в науке) или практической (вытекает из актуальных задач современного образования).При обосновании актуальности рекомендуется:

– показать связь темы исследования с актуальными проблемами и перспективами развития образования (уместна ссылка на нормативные документы);

– охарактеризовать состояние изученности темы с указанием конкретных авторов и подходов (то есть, сделать краткий обзор источников информации), указав при этом, какие вопросы остались неизученными (или слабо изученными);

– дать общую характеристику изучаемого феномена (в соответствии с темой работы).

2. Противоречие(я) и проблема исследованияявляются логическим продолжением обоснования актуальности темы. Противоречия – это несоответствие между:

– новыми фактами и устаревшими способами их объяснения;

– новыми подходами и способами их практической реализации;

– новыми методами (средствами, технологиями) и недостаточностью сведений об их результативности;

– потребностью в конкретных практических рекомендациях и недостаточностью оснований для их разработки, и т.д.

Проблема исследования – главный вопрос, непосредственно вытекающий из обнаруженного противоречия, который будет решаться в ходе и результате данного исследования.

Например, «Противоречия:

1) между современными требованиями к педагогу и актуальным уровнем его профессиональной подготовки;

2) между необходимостью расширять арсенал образовательных технологий и недостаточным уровнем владения этими технологиями;

3) между необходимостью освоения арт-педагогических «технологий» и недостаточностью научно-методических разработок по этому вопросу,

актуализируют проблему исследования. Проблемой является вопрос о том, какие арт-педагогические «технологии» целесообразно использовать в образовательной подготовке будущих педагогов, и каковы обучающие и развивающие возможности этих технологий?»

Выводы по первой главе

Выводы – это завершение главы. Они должны отражать ее основное содержание, последовательность и логику изложения материала, уровень решения задач, соответствующих теоретической части исследования. Представляют собой обобщение содержания с точки зрения избранной теоретической концепции и отражают концепцию работы. Можно сказать, что это краткий конспект (1-2 страницы) главы и, одновременно, ответ на поставленные в начале исследования вопросы. Желательно оформлять выводы в виде пронумерованных тезисов (от 5 до 7). Допустимо оформление в виде простого текста, разбитого на абзацы. Выводы не должны дублировать содержание главы. Важно, чтобы в Выводах отражалась связь с последующим эмпирическим исследованием (глава 2).

Вторая (эмпирическая) глава

Структура и логика эмпирической части исследования зависит от его характера.

1. В исследованиях обзорно-теоретического характера (1 семестр) достаточным является проведение пилотажного исследования(опрос общественного мнения, анализ статистических данных, обзор интернет-материалов и пр.), цель которого – подтвердить актуальность изучаемой темы, выявить отношение респондентов к проблеме исследования, оценить состояние изученности феномена или процесса. Также возможно построение эмпирической части как описание опыта работы.

2. В исследованиях опытно-поискового характера (2 семестр для студентов очной формы обучения, 3 семестр – для студентов заочной формы обучения) необходимо:

− проведениеконстатирующего исследования для выявления актуального уровня развития изучаемого феномена или процесса, выявления частных закономерностей или тенденций;

− разработку методических материалов, рекомендацийи программ, предназначенных для педагогов, родителей, учащихся (воспитанников) на основе результатов констатирующего исследования;

− подготовку плана формирующего исследования– разработку педагогических средств (психолого-педагогических методик, технологий, программ) для решения проблемы, выявленной на первом этапе эмпирической работы.

3. В исследованиях формирующего характера(2 семестр для студентов очной формы обучения, 3 семестр – для студентов заочной формы обучения) осуществляетсяапробация подобранных (разработанных, модифицированных, адаптированных) методических средств (форм, методов, методик, программ, технологий, моделей и пр.); описание содержания и «технологии» решения той или иной педагогической задачи.

Констатирующее исследование включает: планирование, разработку модели диагностического обследования, проведение первичного диагностического обследования, изложение его результатов и их обсуждение – интерпретацию.Планированиеэмпирического исследования предполагает «перевод» теоретических понятий в конкретные исследовательские переменные, подбор методов и методик исследования и обработки полученных данных, определение выборки участников исследования, определение места и условий его проведения.

Принципиально важными моментами констатирующего исследования являются:выбор диагностического инструментария, формирование выборки испытуемых, обработка результатов исследования, ход работы, представление результатов.

Выбор диагностического инструментария. Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, необходимо учитывать их объективность, надежность, валидность. Объективность – устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих исследование.Надежность – тождественность результатов повторного исследования результатам первичного исследования при условии, что промежуток времени между исследованиями не может повлиять на существенное изменение измеряемого качества, а метод используется в тех же условиях (или тождественность результатов, полученных разными методами).Валидность – соответствие метода исследования диагностируемому качеству.

Использование диагностических методик предполагает знание их авторов, условий разработки и опыта предшествующей апробации. Предпочтение отдается стандартизированным методикам (за исключением проективных).

Формирование выборки испытуемых. Выборкаиспытуемых должна быть репрезентативной – моделировать генеральную совокупность. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых. Численность выборки должна обеспечивать доказательность теоретических положений. Исходя из методов математической статистики, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек.

Методы обработки результатов диагностического обследования (эмпирических данных).Помимо метода качественной обработки диагностических данных – интерпретации – объяснения результатов диагностического обследования с использованием определенной разъяснительной системы (определяющейся темой и проблемой исследования), рекомендуется использование методов математической статистики.Они придают большую убедительность эмпирическим данным и повышают достоверность научных выводов. Не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты.

Ход работы, ее последовательность описываются детально и обычно в хронологическом порядке. При этом обязательно указываются инструкции, которые давались испытуемым, способы и средства фиксации данных (инструкции для наблюдателей, бланки, приборы (если использовались) – компьютеры, измерительные установки и пр.).

Представление результатов обследования и их обсуждение.Описание результатов строится на анализе количественных и качественных показателей. В таких описаниях важен лаконизм и четкость изложения. Характерный стиль изложения результатов констатирующего исследования подчиняется следующей логике:

1. Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики (метода) ....

2. Они представлены в таблице…, на рисунке….(результаты приводятся в табличной и графических формах)

3. Как видно из таблицы... испытуемые... характеризуются...

4. Таким образом, можно сделать вывод, что ...

В качестве иллюстрации выявленной тенденции приводятся конкретные примеры (важно помнить об этической стороне психолого-педагогической деятельности – данные об испытуемом в тексте и таблицах приводятся анонимно).

Критерии анализа эмпирических данных. Анализ эмпирических данных производится по заранее выделенным критериям. В зависимости от содержания работы приоритет может быть отдан разным критериям. Основными аспектами анализа и оценки результативности обучения и воспитания (с выделением соответствующих показателей и критериев) являются: 1) учебно-воспитательный процесс ОУ (воспитательная система ОУ), 2) деятельность педагога, 3) личность воспитанника (обученность, воспитанность, развитость, позитивная личностная динамика) и уровень развития детского коллектива.

Разработка методических материалов, рекомендацийи программ или их модификация(например, с учетом психологических особенностей выборки испытуемых) и адаптация(например, к условиямконкретной образовательной организации) осуществляется на основе результатов констатирующего исследования, с учетом заранее определенных теоретических ориентиров и принципов, с учетом особенностей целевой группы (контингента участников образовательного процесса, для которого она предназначена). Эта часть работы еще более вариативна. При этом, общим требованием к этой части исследования является обоснованность своей разработки: цель, задачи, ожидаемые результаты, этапы, формы и методы, основное содержание.

Апробированиеразработанной модели, программы, методики(то есть проведение собственно формирующего эксперимента) предполагает обоснование и описание некой «технологии» работы: основных этапов, принципов, форм, методов, приемов, средств, содержания, результатов. Также описывается собственно процедура апробирования (то есть, как строилась работа с испытуемыми), в которой условно можно выделить следующие составляющие: знакомство с целевой группой, мотивирование предполагаемых участников эксперимента, их сопровождение в процессе реализации самой программы, оценка их реагирования в процессе и результате участия в эксперименте, личностная динамика участников работы и динамика межличностных отношений, завершение работы.

В отдельных случаях возможно проведениеконтрольного обследования(вторичное диагностическое обследование)и оценка результативностиформирующего эксперимента – опыта апробации модели, программы, методики.Контрольное обследование проводитсяпо той же схеме, что констатирующее с использованием того же диагностического инструментария.Оценка результативностиформирующего эксперимента – опыта апробации модели, программы, методики – осуществляется на основе сравнительного анализа результатов первичного и вторичного обследования. Желательно подтверждение значимости различий между результатами статистическими методами. Оценка эффективности возможна только в тех случаях, когда и констатирующее, и контрольное обследования были проведены не только в экспериментальной,но и вконтрольной группе.В этом случае проводится сравнительный анализ эмпирических данных не только «до» и «после» эксперимента, но и между группами. Значимость различий между группами также подтверждается статистическими методами. Некоторые качественные различия в результатах (между группами испытуемых, экспериментальными условиями и пр.) специально подчеркиваются, чтобы обратить на них внимание читателя.

В курсовых работах, предполагающих описание опыта работы учителей, преподавателей, воспитателей, социальных педагогов, образовательных организаций, исследование отличается от рассмотренной выше схемы и по некоему алгоритму, принятому или разработанному автором в теоретической части исследования (например, содержание, задачи, формы, методы; социальный аспект работы, педагогический аспект работы и др). Такие работы должны носить не описательный, а аналитический характер. Они не могут быть выполнены только на основе знакомства (наблюдение, знакомство с документацией) и воспроизведения (описания) опыта работы кого-либо из субъектов образовательного процесса. В ходе выполнения таких работ необходимо применять социологические опросы, психодиагностические методы, проводить качественный и количественный анализ данных и, главное, уметь выявлять достоинства, «точки роста» и факторы риска, «проблемные зоны».

Текст второй главы, как правило, сопровождается наглядно-иллюстративным материалом. В таблицах и графических формах (диаграммы, гистограммы, графики и пр.) приводятся только конечные результаты: коэффициенты корреляции, средние значения, процентные соотношения и пр. (таблицы с «сырыми» эмпирическими данными по каждому испытуемому приводят в Приложениях).

Выводы по второй главе

Выводы по второй главе также должны отражать ее основное содержание, последовательность и логику изложения материала, уровень решения практических задач, соответствующих эмпирической части исследования. Представляют собой обобщение основных результатов с точки зрения уровня решения практических задач и проверки (доказанности или недоказанности) выдвинутой гипотезы.

Заключение

Заключение – это итог всей работы (как теоретической, так и эмпирической части исследования), последовательное и логичное изложение основных результатов работы. В Заключении отражается уровень достижения поставленных цели и задач, результат проверки гипотезы. Заключение представляет собой форму синтеза накопленной теоретической и эмпирической информации. При этом Заключение не должно сводиться к механическому суммированию выводов, а должно содержать то новое, существенное, что составляет главные результаты исследования. Желательно отразить в Заключении выводы как общего, так и частного характера. Большую ценность, как правило, имеют выводы по эмпирической части исследования, поэтому в Заключении им следует уделить больше внимания. Завершается Заключение, как правило, кратким описанием перспектив дальнейшей разработки темы.

Список литературы

Список включает все источники, имеющие отношение к теме и проблеме, с которыми студент работал и на которые ссылается в тексте. Требования к оформлению списка литературы см. в п. 5.данного пособия.

Приложения

В Приложения обычно включаются:

- диагностические методики (их описание и тексты опросников, анкет, экспертных карт и пр.),

- протоколы наблюдений и психодиагностических обследований,

- индивидуальные (сырые) эмпирические данные (результаты первичного и вторичного диагностического обследований),

- наглядно-иллюстративный и графический материал – таблицы, схемы, диаграммы, гистограммы, графики (если они не включены в текст основой части – главы 1 или 2),

- авторские разработки в полном объеме (программы, методики, конспекты и пр.).

При составлении приложений следует руководствоваться следующими правилами:

1. Нумерация страниц с приложениями должна быть сквозной. При этом страницы с приложениями не входят в общий объем работы и не указываются в оглавлении.

2. Очередность расположения приложений должна соответствовать порядку ссылок на них в тексте (и, соответственно, логике и последовательности изложения материала).

3. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» (полужирным шрифтом, без точки в конце), номера приложения арабскими цифрами без знака № («Приложение 3»), иметь тематический заголовок, например «Индивидуальные результаты первичного обследования с использованием методики…»

4. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки, например,«(см. Приложение 9)».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДМЕТНОМУ

СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

1) Курсовая работа по дисциплине «Методика организации учебно-исследователькой деятельности студентов»предполагает углубление опыта собственной исследовательской деятельности студента и, в перспективе, направлена на развитие способности руководить исследовательской работой обучающихся.

В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает приобретение студентами опыта исследовательской деятельности и направлена, с одной стороны, на формирование творческой установки относительно собственной учебной деятельности и педагогической деятельности в перспективе. С другой стороны, на формирование «технологии» исследовательской деятельности как системы основных процедур, этапов, действий.В работеотражаются вопросы методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов, содержания и структуры исследовательской компетентности, способы мотивации исследовательской активности, методы организации работы с научной информацией (в том числе с помощью сети Интернет).

Основные результаты такой работы:

− Освоение отдельных исследовательских действий.

− Целостное планирование исследования в единстве его основных этапов (констатирующий, формирующий, контрольный.)

− Разработка модели, программы, методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов, рекомендаций для преподавателей вуза по организации учебной и исследовательской работы обучающихся.

− Участие студентов в различных видах учебно-исследовательской деятельности (выполнение проектов, деятельность студенческого научного общества, научные конференции, форумы, круглые столы, методологические и методические семинары и т.п.).

Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Методика организации учебно-исследовательской деятельности студентов»:

1. Способы управления исследовательской активностью студентов.

2. Методы формирования исследовательских умений студентов.

3. Организация проектной деятельности студентов.

4. Организация исследовательской работы студентов во внеучебной деятельности.

5. Информационно-коммуникативные технологии в исследовательской деятельности студентов.

6. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности студентов.

7. Методика организации работы студентов с научной информацией.

8. Становление исследовательской подготовки учителя в высшей педагогической школе в России.

9. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза.

10. Методы формирования мотивации учебно-исследовательской деятельности студентов.

2) Курсовая работа по дисциплине «Компетентностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации»предполагает «погружение» студента в проблематику преподавательской деятельности в условиях вуза и направлена на развитие способности студента к решению конкретных исследовательских и практических задач, на формирование готовности студента к эффективной педагогической деятельности (в перспективе) в условиях компетентностного подхода в образовании.

В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает изучение общего состояния проблемы на современном этапе (с опорой на конкретный опыт и документы), выявление и анализ слабо изученных аспектов реализации компетентностного подхода в высшем образовании, изучение этих аспектов и разработку технологий их развития и преобразования в соответствии с требованиями компетентностного подхода и требованиями к личностно-профессиональным компетенциям педагога (преподавателя вуза).

Основные результаты такой работы:

− Изучение, систематизация и обобщение методического опыта в области преподавательской деятельности.

− Выявление слабо изученных аспектов реализации компетентностного подхода в высшем образовании.

− Решение конкретных задач, связанных с реализацией компетентностного подхода в высшем образовании (в том числе, проектирование содержания учебных дисциплин, образовательных технологий и методик обучения).

− Формирование готовности к исследованию по теме магистерской диссертации.

Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Компетентностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации»:

1. Методы формирования общекультурных компетенций студентов в образовательной среде вуза.

2. Формирование общепрофессиональных компетенций студентов посредством использования интерактивных методов обучения.

3. Методологические и методические аспекты формирования профессиональных компетенций студентов.

4. Формирование социально-психологических компетенций в условиях инклюзивного образования.

5. Особенности формирования компетенций на различных ступенях образования.

6. Комплексные ситуационные задачи в процессе реализации компетентностного подхода в образовании.

7. Способы оценки компетенций в условиях профессионального образования.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

1) Курсовая работа по дисциплине «Управление образовательными системами» предполагает более глубокое (по сравнению с освоением содержания дисциплины) изучение тематики и проблематики управления образовательными системамии направлена на развитие у студентов способности адекватно оценивать управление образовательными системами, в том числе, для проектирования образовательных систем, оптимальных для развития личности.

В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает изучение истории и теории вопроса, оценку современного состояния проблемы и ее изученности (уместно использование статистических данных и проведение пилотажного социологического исследования), определение перспектив исследования.

Основные результаты такой работы:

− Общая характеристика образовательной организации (ее особенности, имеющиеся сильные и слабые стороны, текущее состояние и перспективы развития, которые являются значимыми с точки зрения раскрытия темы).

− Сравнительный анализ документов, технологий, методик, опыта работы различных образоват<

Наши рекомендации