Начальный этап любого познания. Отношение к науке.
Не всякая наука – теория. В У111 в. Карл Линней разделил весь растительный мир на 24 класса, создав грандиозную классификацию. Например, классы цветковых разделил по наблюдаемым признакам (число, форма, расположение тычинок).В 1 класс попали растения с одной тычинкой, во 2 – с двумя и т.д. Наряду с удобством классификации натуралисты отмечали ее искусственный и формальный характер, поскольку она базировалась на совпадении наблюдаемых признаков, а не на внутреннем реальном родстве растений, включенных в один класс.
В 5 класс попали такие разнородные растения как морковь, лен, лебеда, колокольчик, незабудка, смородина, калина а родственные растения, такие как брусника и черника оказались в разных классах, поскольку имеют разное число тычинок.
Известный ученый Эдисон эмпирическим методом искал материал для нити накаливания в лампе, пробуя различные материалы
Теоретическое мышление
Синоним - разум (по Гегелю)
Ведущая мыслительная операция. Теоретическое мышление предполагает преобразование действительности, мысленный эксперимент, в котором особое место занимает анализ как
– расчленение , отделение существенное от несущественного, выявление внутри целостной системы генетически исходного, всеобщего отношения, которое является основанием для всех проявлений системы, (сущности этой системы, закона, по которому она существует).
Анализ как рентген просвечивает (открывает сушностное, скрытое, внешне не данное или представленное наряду с с несущественным).
Особенности обобщения.Выявляетсягенетически общее, исходное, «клеточка», порождающая всю систему. Раскрывается сущность объектов, внутренних законов их развития. Поиск в объектах некоторой системности, а внутри этой системности главного и второстепенного. Создание содержательной абстракции данной системы (ее содержания).
Бытийное, бескорыстное познание (по А.Маслоу)
Средства фиксации. Теоретическое знание фиксируется в схемех, в образах,в моделях и только потом в словах, знаках
Конкретизация.Выведение из исходного основания всех частных проявлений системы.
Функции и результаты.
Теоретическое сознание и мышление предполагает преобразование действительности с целью обнаружения скрытой от наблюдения сущности какой-либо сложной системы. Совершенно различные, ничем внешне не сходные с обычной, точки зрения, предметы, теория объединяются как порождения, «производные» единого основания, исходной «клеточки».
Решает задачи в различных сферах общественного создания.
Теоретическое мышление состоит в том, чтобы
- создавать содержательное обобщение той или иной системы,
- а затем мысленно строить эту систему, раскрывая возможности ее существенного всеобщего основания.
С помощью теоретического мышления. можно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы, можем за явлениями видеть сущность, мы видим реальность в движении, систему в развитии, из чего возникают частные проявления, можем ориентироваться в меняющихся условиях. Знаем истоки, прогнозируем будущее, можем управлять, воспроизводить.
Теоретическое мышление изучает целостные развивающиеся системы объектов.
Формирование в онтогенезе(массовое)возможно только в результатеспециального обучения.
Основная сфера жизни. Отношение к науке. Разумно-теоретическое мышление, постигающее, творческое, представлено, прежде всего, в высших формах человеческого сознания:
- Научного познания
- Создания художественных образов
- Разработки правовых норм
- Поиска нравственных и религиозных ценностей.
Содержательное, сущностное обобщение представлено в науке – понятиями, в искусстве – художественными образами, в области права – правовыми нормами.
Характерно для наукиХ1Х – ХХ в.Метод Дарвина предполагает выявление внутренней общности разных видов живых организмов, например, во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» на островах около Южной Америки им было обнаружено несколько видов волкообразных лисиц. Дарвин не ограничился описанием их внешнего сходства и различия, а показал, что все они произошли от одного прародителя, потомки которого, попав в разные условия обитания постепенно изменились и стали достаточно непохожими друг на друга.
Примером теоретической конструкции может служить периодическая система элементов Менделеева. Как теоретик он действовал, в частности, когда изобретал бездымный порох. Сначала, проанализировав один вид пороха, он сформулировал представление об идеальном порохе и необходимых для его создания веществах (жидкое, твердое, студнеобразное, которое выделяет при разложении много газа и при этом не разрушит материала орудия). Таких веществ оказалось 4: кислород, водород, углерод, азот. Менделеев вывел возможные формулы пороха и остановился на одной из них. Так был создан пироколлоидный порох.
То есть между эмпирическим и теоретическим мышлением есть различия
- по способу обобщения, опоре на наблюдение или мысленный эксперимент,
- по характеру мыслительных операций,
- по средствам фиксации,
- по характеру конкретизации,
- порезультатам и функциям,
- по сферам существования в жизни, предназначению, различию задач
- по месту в науке и ее истории.
Оба типа мышления необходимы каждому человеку, дополняют друг друга.
В.П.Зинченко при сравнении двух видов мышления обращается к рассуждению П.А.Флоренского: «Прибегну к неожиданной (может быть, и для Д. Б. Эльконина с В. В. Давыдовым) аргументации, что здесь дело не в возрасте. Прислушаемся или вчитаемся в воспоминания П. А. Флоренского о своем детстве: "На Аджарском шоссе я с детства приучился видеть землю не только с поверхности, а и в разрезе, даже преимущественно в разрезе, и потому на самое время смотрел сбоку. Тут дело совсем не в отвлеченных понятиях, и до всего, указываемого мною, чрезвычайно легко подойти, руководствуясь рассуждениями. А дело здесь в всосавшихся спервоначала и по-своему сложивших всю мысль привычках ума.. . В строении моего восприятия план представляется внутренно далеким, а поперечный разрез - близким; единовременность говорит и склонна распасться на отдельные группы предметов, последовательно обозреваемые, тогда как последовательность - это мой способ мышления, причем она воспринимается как единовременная... координата - времени - стала настолько живой, что время утратило свой характер дурной бесконечности, сделалось уютным и замкнутым, приблизилось к вечности. Я привык видеть корни вещей. Эта привычка зрения потом проросла все мышление и определила основной характер его - стремление двигаться по вертикали и малую заинтересованность в горизонтали.
Это и есть главные черты теоретического мышления, сложившегося у о. Павла в детские годы. Именно о развитии такого мышления в начальной школе заботился В. В. Давыдов. Его интересовали глубина, корни и вертикаль».