Концепция возрастного развития л.с. выготского
Соотношение обучения и развития связано со спецификой социальной ситуации развития (ССР) в каждом возрасте, которая заключается в особом характере связи ребёнка того или иного возраста со средой, прежде всего социальной, с культурой. (См. таблицу 2).
По сути ССР – характеристика интерпсихическая, она складывается в начале каждого возраста и определяет психологические новообразования, структуру индивидуального сознания, возникаюшую к концу стадии (интрапсихическое). С изменением индивидуального сознания происходит ломка (через кризис) социальной ситуации развития, и виток развития повторяется уже на новом уровне. Эта общая картина обретает в каждом
Таблица 2
Социальная ситуация развития и психологические новообразования
Возраст | Младен-чество 0-1 | Раннее детство 1-3 | Дошколь-ный возраст 3-7 | Младший школьн. возраст 7-13 | Подросток 13-18 | ||||
ССР | Симбиоз со взрослым | Ребёнок действует через взрослого | Ребёнок становится способен действовать самостоят-но | Школьное обучение, овладение научными понятиями | Переход к взрослости | ||||
П С И Х О Н Л О О В Г О И О Ч Б Е Р С А К З И О Е В А Н И Я | Недиффе-ренциро- ванная индивидуальная психическая жизнь | К Р И З И С Г О Д А | ВОСПРИ-ЯТИЕ! | К Р И З И С Л Е Т | Восприятие | К Р И З И С Л Е Т | Восприятие | К Р И З И С Л Е Т | Восприятие |
Память? | ПАМЯТЬ! | Память вспоминать=мыслить | Память | ||||||
Воображение? | ВООБРА-ЖЕНИЕ! | Воображение | Воображе-ние | ||||||
Мышле ние? наглядно-действен. Мыслить= действовать | Мышление? наглядно- образное Мыслить= вспоминать | МЫШЛЕНИЕ! | Мышление | ||||||
Личность? | Личность ? | Личность? | ЛИЧ НОСТЬ! |
возрасте свои уникальные очертания. Социальная ситуация развития определяет в каждом возрасте центральные и побочные линии развития, которые меняются от возраста к возрасту. Так главными психологическими новообразованиями являются: в раннем детстве - восприятие; в дошкольном возрасте – память ивоображение; в младшем школьном возрасте – мышление; в подростковом – самосознание, личность. Л.С.Выготский характеризует возраст по психологическим функциям,
которые к его началу являются карликовыми, неразвитыми, но в данном возрастном периоде совершают главный скачок в своём развитии. Помощь в развитии именно этим функциям - главное содержание развивающего обучения в соответствующем возрасте. Если сравнивать подходы Л.С.Выготского с подходами Жана Пиаже, который характеризует возраст по психическим функциям, завершившим своё развитие, то в периодизации последнего формальный интеллект (мышление) формируется только к 14-15 годам, ориентирует обучение на эксплуатацию того, что уже сложилось, созрело «само собой» (а на самом деле в результате обучения, развивающий эффект которого не явлен, так как оно сводится к воспроизведению привычного уровня способностей в данном возрасте). Последователь Л.С.Выготского Д.Б.Эльконин напротив считал, что обычный уровень способностей в том или ином периоде детства – это лишь проект нереализованных возможностей, а возможный уровень способностей демонстрируют так называемые «одарённые» дети.
Интересно совпадение в понимании психического развития Л.С.Выготским и классиком западной психологии развития Э.Эриксоном. Последний считает, что от рождения ребёнок обладает всем спектром потенциальных способностей, и каждая из них в отдельности имеет свой собственный период становления. До этого периода способность выступает в «экзотической», нехарактерной форме. В сензитивном, наиболее благоприятном для способности периоде, она складывается, приобретает свойственные именно её специфические очертания, а в дальнейшем уступает место развитию другой способности и «доразвивается» за счет этой новой способности. Подобно этому и у Л.С.Выготского мышление, например, в раннем детском возрасте слито с процессами восприятия, неразличимо от него, в дошкольном возрасте оно попадает в орбиту мощно идущей в рост памяти настолько, что для дошкольника мыслить, значит, вспоминать, и только в младшем школьном возрасте «через ворота научных понятий» приходит мышление уже не в экзотической, а в именно ему, мышлению, свойственной форме. Находящиеся на побочной линии развития память, восприятие доразвиваются, становятся осмысленными. В подростковом возрасте в центр развития становятся самосознание, личность, частичные обнаружения которой имели место в предыдущие периоды. У подростка впервые все психические процессы приобретают личностно-опосредованный характер. Л.С.Выготский считает, что ребёнок мог бы точнее выражать особенности своих психических процессов, говоря «мне думается», «мне вспоминается», и только подросток впервые вправе сказать «я думаю», «я вспоминаю».