Развитие педагогической мысли в социалистический период.
БлонскийПавел Петрович 14 мая 1884 (Киев) –15.02.1941. В 1902 поступил на филологический факультет Киевского университета (выделялся по уровню развития среди студентов), Студентом был замечен проф. Челпановым и позже приглашен им в возглавленный им первый в России психологический институт. Много публиковался, переходя от филомсофии и филологии к педагогике и психолгии. Но не ограничивался рамками науки, желая на деле повышать образовательный уровень народа. В конце 1917 выступил против стремления наркомпроса ликвидировать школу и лишился работы. Но Н.К. Крупская его поддержала, и в начале 20-х он становится одним из лидеров новой школы и педагогики. Опраясь на экспериментальную работу, пишет учебник для начальной школы «Красная зорька». Пишет учебники по педагогике (1925 «Основы педагогики) и педологии, по всеобщему признанию, наиболее полно и глубоко отразившие тенденции развития педагогической науки. После революции -монографии «Реформа науки», «Трудовая школа». В Москве он организует высшее педагогическое учебное заведение – Академию социального воспитания. В середине 20х его интересы все более смещаются к педологии и психологии. Он убежден,что образование без опоры на физиологию, психику ребенка, социализирующие факторы среды малоэффективно. Только антропологич педегогика может стать важным инструментом развития ребенка, его приобщения к достижениям мировой культуры. Отмечал, что с усилением тоталитарных тенденций изменяется и школа. В начале 30-х на смену Единой труд школе приходила школа, убого копирующая худшие формы гимназического образования.
Его называли советским Песталоцци, он оказал большое влияние на менталитет научного педагогического сообщества 20-х годов – образ педагогической науки этого времени во многом складывался под влиянием его идей.В науке всегда занимал плюралистическую позицию, используя все ценное для развития пед теории. Является автором более 200 работ.
В 1913 издается «Введение в дошкольное воспитание» (этот труд неоднократно переиздавался и был основным пособием дошкольных факультетов).
Блонский пишет в своих работах: педагогическое знание должно соответвовать всем требованиям, предъявляемым к точной и строгой науке. Научное педагогическое знание принципиально отличается от житейских представлений. В его основу должны быть положены причинно-следственные отношения. Педагогика как наука изучает факты воспитания в зависимости от или иных причин (не должны ли быть наказания, а какие наказания и почему существуют – отсюда наказания будут до исчезновения таких-то условий). «Все создается не по воле отдельного человека; воспитаниее есть функция опред экономических и политических условий, и при данных условиях существует и может существовать только данное воспитание».
Особое внимание уделял философскому обоснованию педагогики, в разные периоды опирался на различные философские системы (после революции – на марксизм, написал работу «Марксизм как метод решения педагогических проблем»), не считая ни одну из них единственно верной и потому постоянно ссылаясь на других философов (плюрализм).
Блонский полагал, что основу любой науки составляет естественно научное мировоззрение, поэтому педагогика должна так же опираться на достижения естествнных наук: «Педология, изучающая развитие человека в детстве, и педагогика, изучающая факторы, благоприятствующие этому развитию, все больше сближаются друг с другом. Как животновод в своей деятельности опирается на зоологию, так и педагог должен опираться на педологию. Только зная, в чем состоит развитие ребенка, можно решить вопрос, как создать полноту и всесторонность его».
Утверждал, что подлинно научный факт всегда представлен в количественой форме – нужна жесткая статически достоверная процедура получения фактического материала. Это позволит избавиться от балласта непроверенных псевдофактов и на эмпириеском фундаменте заложить основы подлинно научной педагогики. Разрабатывая теоретические проблемы тестирования, считал необходимым прежде всего выявить общестатистические закономерности развития и лишь затем выделять индивидуальные проявления. Поведение каждого ребенка он рассматривал как вариант типичного, массового проявления тенденций его роста и развития.
Поалагая, что объективные методы педагогического исследования – этозалог получения достоверных знаний в пед процессе, связывал развитость науки во степенью разработаностью процедуры и разнообразием методов исследований. У педагогики и педологии один объект исследования, но разолчны предметы и отсюда различны методы. Педагог обязан наблюдать и интерпретировать поведение ребенка (т.к. это условие его успешной работы с реб-ком), но только педолог может пользоваться тонкими и сложными методами изучения ребенка (т.к. у него- это прямая цель). Учитель не должен ставить диагнозы с помощью различных тестов, а должен уметь наблюдать как влияют на ребенка различные условия жизни, «читать» его мысли, чувства, интересы. «План изучения ребенка состоит из следующих моментов: анкетирование (анамнез), тестирование (сравнение со стандартами массового ребенка), диагноз, этиологический анализ, педагогический рецепт. На практике же упускают прошлую жизнь ребенка, недостаточно объективно проводят тестирование, этиологический анализ, в результате получается слишком общий и потому неправильный рецепт и столь же неправильный прогноз». Но в 1936 именно ему и вменили в вину преднамеренное злоупотребление тестами.
Ребенок для Блонского – центр педагогического процесса: «Педагоги, перестаньте быть служаками, думающими об инструкциях сверху, и станьте людьми, думающими о детях!» «Вечный источник неудач – невнимание к ребенку, полное отсутствие психологического понимания в житейском смысле слова».
«Каждый возраст обладает специфичесими характеристиками. В основе типологии основание силы (сильный-слабый тип физического, психического развития). Школа должна быть школой посильных занятий, иначе она очень вредит слабому типу. Малоразвитых надо вовлечь именно в клубную работу, чтобы оживить их культурные интересы. Типология учащихся необходима для определения целей образ раьоты (цель не одна, а их много, и они выстраиваются в зависимости от типа ребенка, отнесенности его к той иной группе).
В качестве необходимого условия активизации учебного процесса выдвигал генетический метод, согласно которому обучение надо строить в соответствии с определенными фазами десткого развития. Только поэтапно организованный процесс обучения может способствовать эффективному и глубокому развтию заложенных природой интеллектуальных задатков ребенка.
Образование, по мнению Блонского – это организация всей жизнедеятельности ребенка, а не искусственный процесс манипулирования его сознанием в процессе изучения отдельных предметов. Надо отказаться от вопросно-ответной системы и экзаменов, заменив методами активизации познавтельной и практической (преобразующей) деятельности, которые пробуждают интерес к школьной работе, делает труд творческим, полным интеллектуального и духовного напряжения. В этом случае в экзаменах, выявляющих вербальные знания, не будет нужды. Активный человек можетбыть воспитан только в деятельности.
ШацкийСтанислав Теофилович. 1878-1934. Из многодетной семьи военного чиновникаУчился в Моск ун-те, Московской консерватории, с/х академии –долго не мог профессионально самоопредилиться. В 1905 А.У.Зеленко (архитектор, знакомый с американским опытом воспитания) предложил организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Ядро сотрудников сотавили выпускники Моск университета братья Фортунатовы, Л.К,Шлегер, Казимирова, Массалитинова. Девиз «возвратите детям их детство». Деятельность в этом клубе во многом определила обращение шацкого к педагогике. В 1912-14 он знакомится со школами Европы – «наши колония и клуб им не уступают» Был одним из организаторов забастовки учителей против захвата власти большевиками, возмущенно отказался от предложения Луначарского войти в Наркомпрос («я не уважаю этих людей, их поход против русской интелигенции, дилетанство»). Но в 1919 все-таки принял предложение о сотрудничестве и создал Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до закрытия в 1932 году.
Первая опытная станция занимала целый район, в нее входили 14 начальных школ, 2 средние, колония «Бодрая жизнь», д/сады, читальни. В мае 1919 утвержден ее проект, составленный об-вом «Д/труд и отдых». Центральная задача – исследование влияния среды на рост и развитие ребенка, использование в воспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды, активное включение родитетелей в воспитательный процесс. В 20-е годы она оказала большое влияние на разработку концепции Единой трудовой школы. 1931год - прекращение работы станции.
От изучения педагогического опыта общества «Детский труд и отдых» Шацкий переходит к исследованиюю вопорса об организации системы учреждений, осущ-щих в определенном взаимодействии работу по народному образованию и соц воспитанию в условиях городской и деревенской действительности. Работа станции в этом направлении является практич выражением теории педагогики среды. Изучение педагогического процесса в самом широком его понимании, является основной задачей станции. Педаогический процесс – есть результат взаимодействия целого ряда элементов, основные из которых 1) соц-экономическая и физико-географическая среда данного района, 2) деятельность и психофизические особенности объекта, подвергающегося педагогическому воздействию, 3) деятельность педагога. Станция проводит непосредственную педагогическую работу, курсы для педагогов, исследование, пропаганду.
В 1932 Шацкого назначили директором Московской консерватории, где он пытался реализовать свои педагогические идеи, создал музыкальную школу-интернат для одаренных. После смерти его имя предано забвению. Только в начале 60-х наконец-то издано собрание его сочинений в 4х томах. Сегодня интерес к педагогическому наследию С.Т. Шацкого обнаруживается у педагогов разных стран.
Шацкий хотел создать педагогику, которая принимает во внимание все социализирующие факторы и использует положительные в проектировании и организации образовательного процесса (не сбрасывать со счетов улицу и семью, а использовать подлинно ценное из того, что в них есть). «От педагогики субъективной, эмпирической, отдельных удач и неудач, связанных с личностью учителя, мы переходим к педагогике объективной, отыскивающей наши удачи и неудачи в явлениях жизни, среды, с которой связаны и носителями влияний которых они являются».
Источник развития ребенка – не в генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой происходит его воспитание :«Мы не должны рассматривать ребенка самого по себе, как педологический аппарат, а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые на нем обнаружились как идущие от окружающей среды».
Выступал против взгляда на ребенка как материал для лепки коммуниста. Подлиное воспитание требует глубоко знания особенностей ребенка (анат-физ, псих, соц), умения наблюдать и анализировать ребенка и обстановку (а не калечить природу во имя нового будущего).
Педагогика, как ее понимает Шацкий, это – прикладная нормативная наука, которая, опираясь на педологию, разрабатывает содержание, методы и формы уч-воспитательной работы с детьми. Все попытки «вывести» педагогику из других наук без опоры на опытные исследования всегда кончались крахом. Педагогические знания адресованы учителю и потому должны быть ясно и доступно изложены. Жреческий язык многих пед работ только маскирует отсутсвие мысли и новизны в решении воспитательных проблем.
Скептически относился к попыткам экспериментальной педагогики создать новую научную дисциплину с помощью строгих и точных методов исследования (например, тестирование). Школа представлялась ему лабораторией, в которой процесс воспитания органически сочетается с целостным исследованием образовательного процесса (близко к Л.Н.Толстому).
Цели воспитания всегда отражают потребности общества, государства, они определяются пространством и временем, в котором происходит формирование личности, но нельзя забывать, что цели воспитания зависят также от возрастных и индивидуальных особенностей личности. На каждой стадии развития воспитателю необходимо создавать максимально благоприятные условия для раскрытия духовных и физических сил и способностей ребенка. Цели обучения и воспитания должны быть взаимосвязаны: важно не только начить считать, но научить не обсчитывать.Цель воспитания должна ставиться с учетом макро- и микросоц окружения ребенка. Школа никогда не начинает с нуля, а стремится использовать все ценное в субкультуре детей как строительный материал.
Стремился создать в своих образовательных учреждениях атмосферу бодрой жизни (сотрудничество детей и взрослых, открытость). В процесс обучения входило умение формировать цель, находить и планировать средства ее достижения, рефлексировать и преодолевать трудности. Особое внимание уделял проблемам детского самоуправления (общие собрания).
Много писал о подготовке нового учителя. «Новой школе требуется учитель, способный не только преподавать, но обученный процедурам и методам исследования ребенка и окружающей среды, умеющий создать в среде благоприятную обстановку для роста и развития ученика.».
Рассуждал об идее создания трудовой школы. «Идею трудовой школы мы понимаем существенно различным образом от всех идей, которые доныне распространены за границей. Мы говорим о трудовой школе не только как о школе умственного труда, не только как о школе, которая применяет физический труд как метод прподавания, которая вводит у себя мастерские разнообразного ручного труда, а как о труд школе, которая должна изучать трудовую деятельность людей».
Концепция Шацкого об использовании социализирующих факторов в уч-воспительном процессе был новой и оригинальной не только для России.
СухомлинскийВасилий Александрович 1918-1970. Герой соц-кого труда, член-корр АПН СССР, заслуженный учитель Украинской ССР. Руководил Павлышевской сельской школой. Первым обращается к проблемам воспитания духовности школьника, к ценностным основаниям воспитания. Создал в своей школе воспитывающую среду, которая способствовала оргнизации жизни взрослых и детей на началах истины, красоты, добра.
1969 вышла книга «Сердце отдаю детям» (два раздела: Школа радости и Годы детства). При жизни опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей. Особое внимание уделял формированию коммунистической гражданственности личности. Глубоко и оригинально разработал вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы. «Ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования». «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». «Детский мир – мир особенный. Имея доступ в сказлчный дворец, имя которому Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком». «Год, предшествующий обучению за партой, был необходим мне для того, чтобы хорошо узнать каждого ребненка, глубоко изучить инд особ-ти его восприятия, мышления и умственного труда. Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. Надо также хорошо знать индивидуальные особенности здоровья каждого ученика – без этого нельзя номально учить».
Макаренко Антон Семенович ( 1888-1939). В его педагогической системе центальное место занимает проблема отношений человека и общества, наиболее полного раскрытия человечского потенциала при макимальном учете общественных интересов. А.С. Макаренко исследует теоретически и практически возможности воспитания личности в коллективе, им разработана теория и методика целесообразного в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива педагогов и воспитанников. Макаренко полагал, что при организации и развитии воспитательного коллектва должно быть учтено все многообразие составляющих коллектив личностей, созданы условия для развития творческого потенциала каждого человека на благо всех, а отношения в коллективе должны сроиться на основе взаимного уважения и взаимной требовательности.
Макаренок формулирет принцип параллельного педагогического воздействия ,суть которого состоит в одновремнном внимании к формированию каждой литчности в коллективе и воздействии на нее коллектива. Он полагал, что чем более своеобразны, индивидуально неповторимы члены коллектива- тем богаче его жизнь, тем выше его воспитательные возможности. Говоря о воспитательных средствах ученый делает акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в коллективе. Полагал, что наличие самоупраления – обязательное условие воспитания коллективом.
Развитие дошкольного образования в социалистический период.
26 ноября 1917 «От дошкольного отдела Гос. комиссии по просвещению» – «при Комиссии организуется отдел по дошкольному образованию. Нужны силы. Все работавшие в этой отрасли и желающие работать, приходите и творите подлинное народное дело». Его заведующая (до 1922 года)– Лазуркина Дора Аврамовна. Она -организатор, участник работы подготовительных курсов 1920г. Критиковала систему дошкольного воспитания как неосуществимую с научной т.зрения выбирать тот труд, который оказывает воспит влияние.
В 20.12.17 декларация «О дошкольном воспитании. От дошкольного отдела Народного комиссариата по просвещению» Дошкольное воспитание детей есть один из насущнейших вопорсов нашего времени. Общественное (бесплатное) воспитание детей должно начаться с первого дня рождения ребенка. Введение докшкольного воспитания в общую систему народного образования имеет своей задачей пложить начало обществ воспитанию ребенка уже на первых ступенях его развития. Дальнейшее развитие школой трудовых и общественных основ, заложенных в ребенке в период дошкольный, создаст физически и умствено развитого, трудоспособного и полезного члена общества. Система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования. Самое широкое поведение в жизнь идеи общественнного дошкольного воспитания возлагается наместные самоуправления, с предоставлением полной свободы для проявления общест и частной инициативы.
20 марта 1918 Постановление СНК о передаче учреждений для детей раннего возраста в ведомство наркомздрава.
В 1919 вышел нормативный документ - Инструкция по ведению очага и д/сада. В ней определены общие принципы деятельности этих учреждений: а) возраст 3-7 – один и важнейших периодов формирования человеческой личности, б) задачи и цели воспитания детей дошкольного возраста обусловливаются особенностями этого возраста, в) основой детского сада и очага должна быть самодеятельность детей, свободное их творчество, игра.
В интсрукции отмечается, что все занятия в детском саду должны объединяться идеей индивидуальности, общественности, самостостоятельность, труд творческого начала, общения с природой. Необходимо создать педагогически обоснованную, психологическики продуманную обстановку, среди котороой планомерно обогащались бы представления детей, развивались внешние чувства, формировался язык, определялось внутреннее содержание в свободной работе- игре. Необходимо создать такую обстановку, чтобы инициатива занятий исходила не от руководителей, а от самих детей; выбор занятий должен быть свободным, участие в общих занятиях – добровольным. Все руководство детьми сводится к помощи их свободным занятиям, играм, но не в непрерывном вмешательстве руководительниц в жизнь детей. Расписание занятий подобно школьному, недопустимо. Недопустимы парты. В число занятий входит рисование, лепка, разного рода ручной труд, вырезывание, строительство из кубиков, кирпичиков, песка, подвижные игры, пение, ритм движения, беседы, рассказ-е, уход за раст и жив, работа с бросовым материалом, уход за собой, инвентарем, помещением в воспит целях. Грамота и счет преподаются детм только только в повседневной жизни.
В 1920 выходит «Декларация по дошкольному воспитанию» (Луначарский). Задача дошкльного воспитания встала во весь рост перед социалисчтическим государством. И дело не только в заботе о детях. По существу говоря, весь социалистический переворот теряет свой смысл, если в недрах его в ближайшее после него время не будут приняты меры к социалистическому перевоспитанию человечества. А характер складывается именно в первые годы жизни. Кроме того, освободить женщину (если и сидит дома, то не знает как воспитывать). Ребенок есть объект государственного воспитания и имеет право на ровное, любвеобильное и просвещенное отношение к себе педагога, а мать имеет право, следя за развитием своего ребенка и вкладывая в него необходимое количество любви , быть вместе с тем свободным человеком и, не погрязая во всех мелочах мелкобуржуазного низменного уклада, отдаться обществ труду, развитию своей личности, работе по выявлению и осуществлению своих идеалов. Отсюда дошкольное воспитание - одна из самых наисущественных задач нашей борьбы.
В 1918 при дошкольном отделе Наркомпорса был открыт Институт дошк воспитания под рук. Корнилова Константина Николаевича (1879-1957). При институте были психологическая лаборатория, детский сад и ясли, где велась исследовательская работа и проводилась практика для слушателей курсов. Институт разработал программы курсов инструторов по дошкольному воспитанию, воспитателей садов, работников яслей. На места рассылались программы наблюдений за ребенком. В 1921 Институт слился с Академией коммунисти восп-я, а Корнилов воглавил педагогический факультет 2-го Московского университета (с 1930 МГПИ) с отделением дошкольного воспитания.
Одновременно в 1918 открыт Центральный музей по докшкольному воспитанию. Задача музея – не только воспроизвести историю развития педагогических систем дшкольного воспитания, но и стать центром сбора, анализа и прпаганды достижений советской теории и практики (отражать живую работу и научно освещать ее). Директор музея – Аркин Ефим Аронович (1873-1948). На работу детских садов в этот период повлиял опыт детских садов Л.Шлегер, Е.И.Тихеевой, Свентицкой.
В 1918 Фребелевский институт преобразован в Петрогорадский институт дошкольного образования, позже объединен с ЛГПИ.
25 апреля – 4 мая 1919 в Мооскве состоялся первый Всеросс съезд по дошкольному воспитанию. В доколаде Лазуркиной Д.А. «О задачах дошкольного воспитания в новых формах обществ жизни» – выдвинуты основные положения работы дошкольных учрежедний в новых условиях:
- д/в осуществляет единые со школой задачи воспитания граждан Советской республики, связь воспитания с жизнью, новым обществ строем,
-основной тип дошкольного учреждения – очаг, чтобы помогать делу раскрепощения женщины и эффективнее осуществлять всесторонне развитие деей.
- дошкольные учреждения должны способствовать переустройству семьи, установлению единых задач общественного и семейного воспитания,
- работа на родном языке «с внесением в формы русского языка того социалистического содержания, каким проникнуто все наше строительство,
-педагоги должны знать ребенка, иметь специальную подготовку, понимать новые задачи и вести работу с населением,
- широко поставить педагогическую пропаганду идеи дошкольного воспитания и вовлекать в дело дошкольного строительства общественные организации и широкие массы трудящихся (самих женщин).
На съезде были рассмотрены вопросы «Об организации дела дошкольного воспитания в государственном масштабе» Определено, что основной задачей учреждений по докшколному воспитанию является создание условий жизни, способствующих гармоничному развитию члена трудового общества.Т.к. характер человека и его привычки складываются в раннем детсве из стремления к самодеятельности и активности, заложенных в самой природе ребенка, трудовое начало, способствуя гармонич развитию ребенка, должно быть положено в основу дошкольного воспитания, труд должен быть посилен и необходимость его понятна детям. Дошкольным учреждением, наиболее соответствующим для детей 3-7 лет и удовлетворяющим указанной цели, является детский сад, в котором они пребывают не более 6 часов. Считаясь с соц-экономическими условиями и необходимостью освободить работницу- мать, съезд признает желательным и возможным продолжить пребывание в саду на все время рабочего дня (но с усл-ми для отдыха от коллектива, прогулками, сном), Руководительница должна быть занята в саду не более 6 часов, иначе она переутомится, не сможет вести работу с населением. Она работает не более 10 мес в году.Количество детей на 1 руководительницу -не более 15, максимально - 20. Осн требования изложены в «Инструкции по ведению очага и детского сада» Выступили на съезде Тихеева, Чулицкая, Шлегер, Шацкий, Флерина, Корнилов и др.
Второй Всеросс съезд по дошкольному воспитанию состялся в Москве 25 ноября - 2 декабря 1921. На съезде расматривались итоги и задачи дошкольного воспитания в условиях НЭП. Детский сад в условиях новой политики по-прежнему остается государственным и бесплатным. Предложен помимо государственных источников финансирования найти другие -местный бюджет, прикрепление к предприятиям. Рассмотрен вопрос о социальном составе детей в дошкольном учреждении, с тем чтобы пролетарские дети составляли основную часть воспитанников. Поставлена проблема сохранения сети дошкольных учреждений и организации педагогической работы в них. С докладами выступили Лазуркина, Блонский, Аркин и др.В них поднимаются вопросы о роли дошкольноговоспитанич в дальнейшем развитии человека, о основой форме дошкольного воспитания, в основе которой лежали бы общемарксисткая концепция и которая бы соответствовала природе развития ребенка дошкольника. Предложено организовать детскую жизнь наоснове принципа труда и коллективизма, обращено внимание на необходимость тщательного изучения ребенка с т.зр. его психофизических особенностей, его социального окружения
Интерес участников съезда вызвал доклад Блонского «Системы дошкольного воспитания» . В нем он раскрыл их классовую сущность. В прениях развернулась острая критика буржуазных педагогических систем. Съезд высказался за создание советской системы дошкольного воспитания. (
На съезде были обозначены актуальные проблемы дошкольного воспитания: стихийный рост д/у, нет кадров, нет материальной базы, недостаточна связь с наукой; игра - главное содержание детской жизни нередко игнорируется.
С 1923 начался пересмотр содержания работы детских садов. Вместо индивидуализма вводжятся коллективные начала в организации педагогического процесса. Внимание акцентируется на активном творчестве детей, применении исследовательских методов познания окружающего ( идея была доведена на практике до крайности – весь хозяйственный труд в д/у выполнялся воспитателям и детьми, приветствовалось проведение детских собраний, создание детских комиссий по разным вопросам). В 1928 в печати прошел диспут, посвященный кукле –решено изъять куклу-барышню и ввести куклы-рабочий, пионер, краснооармеец, чтобы наполнить игры новым общественным содержанием.
Третий съезд по дошкольному воспитанию состоялся 15-21 октября 1924.. Выступили Н.К. Крупская с приветствием «Втягивать массы в дошк работу», Луначарский. На съезде обсуждались вопросы о расширении сети дошкольных учреждений путем привлечения общественной инициативы, о открытии детских садов на селе, предложено вести еще более широкую работу с населением. Принято решение , что , тип д/сада краткосрочного должен будет уступить место длительному детскому саду с ночным обслуживанием детей, родители которых заняты вечером на производстве или в общественно-политической работе, самое Установлена необходимость единства содержания работы в д/у, ее форм и методов независимо от типа учреждения и др. Первоочередной задачей провозглашалось создание новой детской книги, отражающей реальный мир и современную действительность с ее преобладающими мотивами борьбы и труда. Итак, были уточнены и обоснованы задачи коммунистического воспитания, раскрыто содержание работы, развита идея о формировании материалистического миропонимания у детей. Однако отсутствие научных знаний об особенностях дошкольника (переоценка его возможностей) привело к перегибам в практике: перенесению форм деятельности взрослых в детские коллективы (производит труд, собрания, комиссии), отрицанию сказки, куклы. В ддестком саду того времени имела место перегрузка детей общественно-политическими заданиями, недоступными их пониманию, недооценивалось значение игры, занятия без учета возраста, роль воспитателя не была ведущей на занятиях.
Съездом принята педологическая «Программа изучения ребенка или детского коллектива», Введение в штат педологов. При определении содержания воспитательной работы педологи не учитывалили в полной мере возможностей детей, требовали от них «активного участия в социалистическом строительстве», Формы и методы работы со взрослыми некритически переносились к детям. Поэтому крайне важно было переориентировать работу детских садов, содерэжание дошкольного образования на учет возрастных возможностей детей. Здесь важную роль сыграло такое педагогическое направление как педология (наукао детях). Она возникла в конце 19-нач 20 века вследствие развития эксперимент педагогики и прикладных отраслей психологии. В России ее формирование связано с именами Бехтерева, Лазурского, Нечаева, Россолимо. После революции возникла система педологических учреждений, проведены специальные конференцииции и съезд, издавался журнал «Педология» (1928-32). В определенной мере педологи стремились монополизировать право на изучение ребенка и определение важнейших средств и методов воспитания, намеревались синтезировать результаты различных наук, изучающих развитие детей. Теоретическими основаниями педологии были биогенетические и социогенетические теории развития личности. Биогенетическая теория – ведущая роль в развитии наследственным факторам Ее сторонники стремились установить влияние и взаимосвязь различных отдаленных факторов (например, связь умственного развития с возрастом матери, временем года при рождении). Социогенное направление уделяет внимание условиям социальной среды, отводя им определяющее и даже иногда фатальное значение в развитии личности. Ученые этого направления проводили значительное обследование той среды, в которой развивался ребебнок, собирали огромное количество данных. Но в некорыхых исследованиях наблюдался механистический подход, который приводил к упрощенным выводам о зависимости развития от социальных и классовых условий. На съезде 1928 призанно, что социальная среда является «доминирующим фактором, определяющим детское развитие». Педологами был собран разнообразный материал, относящийся к различным сторонам педагоической социологии, порводились интересные исследования взаимовлияний личности и коллектива, влияния средств массовой информации (кино, радио, театр, книги) и непосредственного окружения на формирование интересов, материальных и духовных потребностей ребенка. Ведущее место в их исследованиях (особенно у социалогического напраления) занимало тестирование. Нередко тесты носили отвлеченный характер, который был обусловлен некритичечским перенесением материалов из зарубежной педологии (тесты Бине). Упрощенное толкование реакций ребенка или «влияний среды», появлявшихся в тех или иных высказываниях детей, давало возможность педологам без достаточных оснований относить часть детей к умственно отсталым, социальноно опасным и т.п. Преувеличенное, нередко необоснованное следование отдельным фактам, по которым делались общие выводы, приводило к ложным толкованиям высказываемых идей. Ошибки педологов и вызвали обстренно резкую критику, к-ая зачеркнула и все хорошее.
4й съезд по дошкольному воспитанию состоялся вдекабре 1928 (с 1 по ). Выступили Крупская с приветствием «Вопросы, стоящие перед съездом дошкольным воспитанием» (ею отмечено, что при таким темпах расширения сети понадобится еще 990 лет, в деревне охват детей ошкольными учреждениями в 70 раз ниже, надо действовать методами культпохода), Луначарский. По докладу «Итоги и перспективы дошк работы в РСФСР» В области методической работы съезд констатирует значительное пордвижение в деле конкретизации содержания дошкольной работы и разработкики методики ее, на основании чего своевременным является проработка програмы детского сада).
«Принципы составления программ дсада и связь с школой»: 1) дошкольная педагогика должна исходить из целевых установок, общих для всей системы советской педагогики. Уже в дошкольном возрасте должны быть заложены основы человека: будущего борца за осущ-ние соц-зма, обладающего соответствующими коллективными, творческими и организаторскими навыками, материалистически объясняющего явления окружающей жизни. 2) Воспитание должно обесппесить правильное физическое развитие и организацию всех видов деятельности ребенка, учитывая его целостоне развитие. 3) особое внимание на то, что ребенок значительную часть времени находится в семье, несущей элементы старого быта , необходимо усилить педагогическое влияние на него как в направлении антирелигиозного и интернационального воспитания, так и в направлени педпропаганды в семье и общественной среде. 4) Считая, что за период 1-4 съездов советская педагогика достигла четкости в установлении целей воспитания, оформления общего содержания и методов работы, определения принципов учета работы и принципов и методов ее планирования, съезд признанет своевременным перейти к проработке програм работы дошкольных учреждений и нулевых групп. 5) в основу составления программ предлагается взять принцип организующих моментов. 7) программа должна включать:целевые установки и обоснования общего хар-ра, содержание и программный объем материала по возрастным группам, включая разделы(стабилизованные и дополнительные оргмоменты, их варианты для деревенского и однокомплектного сада, по возможности учитывая принцип наиболее правильного соотношения между отдельными видами организованных занятий и свободной детской деят-тью; программы по отдельным видам деятельномсти (труд, изо, музо…) и мет-ку их проработки; программу общественно-педагогической работы сада); методические указания о видах деятельности, наиболее содействующих развитию детей разного возраста,о проработке программы в целом,о проработке программы в связи с организацией правильного режима дня и по вопросу о связи общественной работы с педагогикойкой, 8) должны быть намечены формы конкретной работы и помощи дошкоьному учреждению со стороны пионерского движения. 9) Составление программ должно строиться на основе учета массового опыта, опытных учреждений, с привлечением специалистов-методистов, педологов, врачей, практ учреждениям давать задания по более точному планированию работы по отдельным оргмоментам, по проверке моментов, признанных стабильными – на этой основе переходить к составлению программ. Затем их направить в д/у для проверки с привлечением широкой общественности. Потребуется не менее 2 лет. …12) продолжать работу по уточнению и упрощнию планирования, а тж разработать методику анализа и изучения среды.13) вся указанная работа ориентироваться на сад-очаг, но надо приступить и к разработке форм и методов работы в других учреждениях более примитивного типа, учитывая имеющийся опыт,….14 связь со школой (группу переводить в один класс, учителям налаживать связь, в переподготовку учителей включать вопросы д/в и наоборот, при разр-аботкее программ ориентироваться на школу, развертывать сеть д/у и нулевок (чтобы дети были одинак уровня к школе). Проблем<