Функциональные обязанности Эдвайзера

Составляет план работы, в котором предусматриваются коллективные и индивидуальные встречи с закрепленными за ним обучающимися по вопросам деятельности, установленным настоящим Положением и действующими нормативно-инструктивными документами.

Оказывает помощь обучающимся в формировании индивидуальной траектории обучения и освоении образовательной программы.

Содействует обучающемуся в составлении индивидуального учебного плана (ИУП). При необходимости содействует внесению изменений в индивидуальные учебные планы обучающегося.

Отслеживает успеваемость закрепленных за ним обучающихся, работает в контакте с менеджерами Офиса Регистратора своего факультета. Эдвайзер ведет паспорта курируемых им обучающихся.

Эдвайзер должен владеть необходимым научным кругозором в области специальных дисциплин, включенных в ИУП обучающегося, поддерживать отношения с ППС и обучающимися, руководствуясь правилами корпоративной и профессиональной этики, творчески подходить к своей работе.

Несет ответственность за выполнение обучающимися утвержденных ИУП.

Проводит воспитательную работу с закрепленными за ним обучающимися по вопросам повышения их академической успеваемости, дисциплины и посещаемости занятий, привлечения их к участию в общественной жизни Университета и т.д.

Ежегодно отчитывается о своей работе на заседании кафедры.

Консультативнаядеятельностьэдвайзероввключает:

- знакомство обучающихся с правилами организации образовательного процесса;

- определение приоритетов обучающихся, их склонностей и возможностей;

- знакомство с типовыми и рабочими учебным планами и каталогом элективных дисциплин, требованиями к составлению перечня дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору, пререквизитами и постреквизитами курсов;

- разъяснение основ функционирования и реализации кредитной технологии обучения, определение кредитов, как унифицированной оценки учета объема трудозатрат и способов их освоения.

56.Организация кураторской работы в академической группе

Студенческое самоуправление в академической группе на первоначальном этапе формирования группы (коллектива) может быть задано извне, т.е. куратором и/или замдекана по воспитательной работе. Академической группе, как правило, приходится периодически «переживать» этап становления или реорганизации студенческого самоуправления. Это обусловлено снижением интенсивности взаимодействия между членами группы (внутригрупповая коммуникация, общение с представителями вуза, посещение университета) после каникул, длительных практик, сессии, временного отсутствия лидеров (активистов) группы и др. Эти периоды характеризуются как кризисные, поэтому для восстановления внутригрупповых связей, необходима интенсивная поддержка куратора и замдекана по воспитательной работе. Например, возможно проведение встречи с представителями студенческого профкома или студентами других курсов, это способствует продуцированию новых идей, совместных дел, выстраиванию долговременной перспективы для студенческого самоуправления.

Предвидение возникновения кризисов в курируемой группе является целенаправленным процессом, осуществление которого позволяет избежать проблемных ситуаций в будущем. Нецелесообразно препятствовать кризису. Необходимо предложить стратегии выхода из него или же сделать его менее «болезненным» для каждого члена группы.

В разных обстоятельствах возможны следующие действия:

- снижение активности группы (уменьшение количества мероприятий, акций разного уровня);

- сосредоточение внимания на укрепление личных контактов с представителями других курсов и социальных учреждений;

- неожиданное культурно-досуговое мероприятие, не требующее подготовки (поход в театр, боулинг и т.п.).

Таким образом, каждый представитель академической группы получает своеобразный перерыв в своей деятельности в студенческом самоуправлении, который носит латентный характер. Это позволяет студенту обратиться к саморефлексии, к обсуждению проблемных моментов с другими студентами, а в итоге приводит к возникновению новых идей.

В связи с этим организация деятельности куратора представляет собой следующее. Каждый куратор в процессе организации взаимодействия с академической группой испытывает ряд трудностей, как объективного, так и субъективного характера.

Существуют определенные подходы к решению проблемных ситуаций разного плана.

Целесообразно ведение «Журнала куратора», в который куратор может заносить разного рода информацию.

Информация, изложенная в «Журнале», позволяет эффективнее подготовиться кразличного рода заседаниям по вопросам кураторства, где можно осветить как свои предложения, так и вынести на обсуждение трудные ситуации.

Другим вариантом решения трудностей в деятельности куратора является придание гласности (элемент формирования общественного мнения): обсуждение проблем на заседаниях кафедры, советах факультета, совете кураторов и т.д. Помимо традиционных дискуссий в рамках «круглых столов», можно воспользоваться ресурсами Интернета, где существуют все возможные формы, позволяющие анонимно дискутировать по интересующим вопросам.

Куратору следует включать в план своей работы те мероприятия, которые в большей степени важны для целостного становления специалиста, которые в студенческой среде считаются традиционными. Студенчеством признается традиция организации внеучебных мероприятий, направленных на выполнение одной из главных задач учебных заведений – гражданско-патриотическое и трудовое воспитание молодежи путем привлечения к активному участию в общественной жизни.

Существует ряд мероприятий, проведение которых является неотъемлемой частью функционирования студенчества.

К ним относят:

- празднование начала и окончания учебного года (семестра, сессии, курса), включающих в себя торжественные линейки с приглашением администрации, сотрудников деканатов, преподавателей кафедр и концерты художественной самодеятельности, организованные силами студенческого самоуправления;

- вечера, посвященные знаменательным датам;

- смотры-конкурсы художественной самодеятельности (творческие конкурсы КВН и пр.);

- спортивные соревнования между группами, курсами, факультетами.

Перечень и количество культурных и спортивных студенческих мероприятий может быть самым разнообразным. Проведение таких мероприятий является залогом создания благополучного микроклимата группы (курса, факультета), тем самым, способствуя сплочению студенческого коллектива и организации студенческого самоуправления.На 1-й курс студент приходит из-под крыла школы, родителей, где за него учителя оценивали поступки, а родители отвечали за них. Чаще всего именно родители решают, куда пойти учиться их ребенку, а он подчиняется, надеясь, что они не ошиблись. И получается так, что студент на первых курсах подтверждает правильность выбранного для него пути, поэтому в данный момент очень важна роль кураторов групп, которые помогут в трудное время.

Документация куратора

Журнал куратора, где должны быть отражены: материалы изучения группы (домашний адрес, сведения о родителях, о состоянии здоровья студента, его увлечениях и пр.), сведения об индивидуальной воспитательной работе со студентами. План работы с группой на каждый месяц учебного года, охватывающий учебную, воспитательную, общественно-полезную, культурно-массовую, спортивную работу, работу в общежитии.

Отчет куратора перед деканом факультета дважды в год (январь, июнь)Тетради для классного часа студента (с обложка с символикой РК)Протоколы собрании группы Поведения студентов в группе и ВУЗе

57.Виды и формы организации вне учебной деятельности студентов

Социализация молодого человека в системе образования проходит три основных этапа: адаптация, интеграция, инновация. Каждому этапу соответствует определенная возрастная группа учащихся. Данный подход к социализации молодежи позволяет выстроить систему внеучебной работы в вузе с учетом возрастных психологических особенностей учащихся. Интенсивность и эффективность адаптации предопределяет успешное усвоение ценностей и требований высшей школы, что, в свою очередь, становится основой продуцирования собственных идей.

Целью внеучебной воспитательной деятельности университета является создание оптимальных социокультурных и образовательных условий для развития гармонично и всесторонне развитой личности, подготовки компетентного специалиста, творчески мыслящего, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским самосознанием.

Основными задачами воспитательной деятельности являются:

· обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса, учебной и научной работы;

· создание гуманитарного пространства – условий для освоения студентом материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом;

· создание среды творческого, интеллектуального, культурного общения, способствующей самоопределению, самоутверждению и самореализации личности студента;

· развитие правовой, экологической культуры молодежи;

· влияние на формирование ценностных ориентаций, гражданской позиции студенческой молодёжи, формирование положительного жизненного идеала.

Задачи воспитательной работы реализуются в конкретных направлениях деятельности в соответствии с этапами социализации студентов.

Наиболее проблемным является адаптационный период, который проходят студенты первого года обучения (как правило, 17–18 лет). Можно выделить социальные и индивидуальные параметры успешной адаптации к системе вузовского обучения. К социальным параметрам относится становление коллектива студенческой группы с референтными установками к повышению образовательного уровня. К индивидуальным – степень интериоризации требований вуза обучающимися, степень информированности о вузе и факультете; специфике избранной специальности, ее востребованности на рынке труда. В приобщении студента первого года обучения к ценностям высшей школы существенная роль принадлежит внеучебной воспитательной работе. Целямивнеучебнойработы с первымикурсамиявляются:

· формирование и развитие культуры обучения и академических ценностей посредством информирования и вовлечения в различные виды внеучебной деятельности;

· способствование развитию межличностных компетенций, то есть индивидуальных способностей, связанных с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.

Методы внеучебной работы со студентами первых курсов.

Интенсивная адаптация к вузу осуществляется следующим образом:

· в течение первой недели обучения для студентов первых курсов реализуется адаптационная программа;

· в течение первого месяца обучения в вузе первокурсники получают полную информацию о специфике обучения и внеучебной деятельности вуза, а также возможность участия в интересующих мероприятиях.

· с первого года обучения со студентами работает куратор группы.

Успешная адаптация позволяет студентам интегрироваться в систему высшей школы. Интеграционный период продолжается, как правило, с 1–2 по 4–5 курсы обучения. Продолжительность периода зависит от уровня развития внеучебной инфраструктуры в вузе и индивидуальной активности студента. Критериями интегрированности студента в систему высшего образования можно считать показные результаты обучения, и как вариант, систематическая научно-исследовательская работа, либо/и систематическое участие в одном или нескольких направлениях внеучебной деятельности. Целямивнеучебнойработынаданномэтапеявляется

· максимальное расширение целевой аудитории посредством разнообразия и обновления направлений деятельности;

· способствование формированию инструментальных компетенций, которые включают когнитивные способности.

Методы внеучебной работы со студентами-бакалаврами, студентами 2-4 курсов специалитета:

1. Стимулированиесамореализации, саморазвития:

· участие в различных программах и мероприятиях по внеучебной работе;

· освоение дополнительных образовательных лидерских программ;

· проектирование и реализация социальных инициатив.

2. Культурно-творческоеразвитиестудентов:

· стимулирование креативного подхода к проведению традиционных мероприятий;

· освоение проектного подхода в организации внеучебных мероприятий.

Инновационный период предполагает владение общими и отчасти специальными компетенциями и преимущественно включает студентов старших курсов обучения (4–6 курсы), получивших опыт работы в студенческом самоуправлении. Целямивнеучебнойработысостаршекурсникамиявляются:

· создание механизмов преемственности на факультетах и в университете за счет привлечения магистрантов и студентов старших курсов специалитета к организации мероприятий, разработке авторских программ, проведению мастер-классов, кураторству;

· способствование развитию системных компетенций, предполагающих способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

Методы внеучебной работы со студентами-магистрантами, студентами старших курсов специалитета.

1. Стимулированиеинициативы, самостоятельности:

· студенты старших курсов обновляют программу традиционных мероприятий;

· разрабатывают новые проекты и направления.

2. Создание механизмов преемственности на факультетах и в университете:

· студенты старших курсов организуют факультетские и университетские мероприятия;

· в образовательных программах выступают в качестве координаторов, ведущих мастер-классов.

58. Активизация гражданской позиции и ответственности студента.

Подготовка высококвалифицированных специалистов — сложный целостный процесс, предполагающий непременное исполнение ряда условий, таких как организация учебно-воспитательного процесса на строго научной основе, включающей учебные планы и программы, квалифицированное использование преподавательским коллективом наиболее эффективных методов и средств обучения, связь обучения с практической деятельностью.

Важнейшим аспектом профессиональной подготовки будущего специалиста выступает его становление не только как профессионала, обладающего специальными навыками, но и как личности с особыми нравственно-волевыми, гражданскими качествами. Это обстоятельство предопределяет актуальность формирования у будущего юриста гражданской позиции в период обучения в вузе. Одной из задач нашего исследования являлось изучение возможностей образовательного пространства вуза по формированию гражданской позиции будущего юриста. Решение этой задачи связывалось нами с построением соответствующей модели формирования гражданской позиции студента в процессе обучения в вузе.

Модель предполагает поэтапное формирование гражданской позиции будущих юристов на основе преемственности целей, содержания, методов и включает в качестве составных частей:

· цель,

· субъектов профессиональной подготовки в вузе,

· компоненты гражданской позиции,

· технологии,

· педагогические условия,

· формы и методы работы.

1.Целевой компонент формирования гражданской позиции личности в вузе включает:

· усвоение студентами гражданских знаний и ценностей в ходе профессиональной подготовки;

· формирование навыков гражданского поведения и готовности студентов к выполнению социальных ролей: гражданина, специалиста, избирателя, патриота на основе реализации его прав и обязанностей;

· формирование профессиональной готовности студента к защите прав и свобод граждан.

2.В качестве субъектов образовательно-воспитательного процесса выступают: профессорско-преподавательский состав, студенты, молодежные объединения, представители законодательной и исполнительной власти.

59 Работа эдвайзеров в высшей школе и его основные функции

Эдвайзер (Advisor) - преподаватель, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения.

Эдвайзер представляет академические интересы обучающихся и участвует в подготовке всех необходимых информационных материалов по организации учебного процесса, предоставляет их обучающемуся и содействует ему в составлении и корректировке индивидуального учебного плана.

Эдвайзер назначается из состава ППСи активистов из числахорошо успевающих обучающихся с целью академического оповещения.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10. За своевременность назначения эдвайзеров ответственность возлагается на деканов.

Эдвайзер проводит организационно-методическую и консультационную работу в период регистрации.

Эдвайзер оказывает помощь обучающемуся при выборе дисциплин и преподавателей на основании работы с каталогом дисциплин и рабочим учебным планом.

Эдвайзер может оказывать консультативную помощь в решении вопросов будущей карьеры, определении направления научного исследования, выборе научного руководителя, темы выпускной квалификационной работы, определении базы профессиональной практики.

Эдвайзер курирует обучающихся в течение всего периода обучения.

Наши рекомендации