Линейная и матричная структура управления вузом.

Кобщим достоинствам линейной структуры управления можно отнести: - единство и четкость распорядительства, - согласованность действий исполнителей, - высокая ответственность руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения, - оперативность в принятий решений, - получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами, - личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности. Линейная структура управления имеет и недостатки: - высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными работниками, что в свою очередь ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им, - большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями. В дальнейшем линейная структура управления ВУЗом дополнялась функциональным содержанием. На базе совмещения линейной и функциональной структуры управления сложилась линейно – функциональная структура управления ВУЗом. Если воспользоваться подходом российских ученых, то казахстанская модель управления высшим учебным заведением содержит четырехуровневую структуру: "стратегическая вершина" (ректорат, ученый совет вуза) - "срединная линия" (общевузовские управления, отделы) - "операционное ядро" (факультеты), "базовое ядро( кафедры

Для повышения конкурентоспособности вуза в мировом образовательном пространстве целесообразно внедрение матричной структуры управления(программно-целевая) на основе компетентностной модели специалиста … современных подходов к организации экономического образования в соответствии с потребностями инновационного развития экономики, ориентированной на международный рынок]. Регулировать процессы интеграции и дифференциации, непрерывности подготовки специалистов на основе блочно-модульного представления учебной информации с учетом мировых квалификационных требований, способных эффективно работать в условиях формирования инновационно-ориентированной экономики Республики Казахстан Содержание образовательных программ должно соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, отражая степень освоения профессиональных действий с ориентацией на востребованные международным рынком специализации в условиях диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития Республики Казахстан. Для матричной структуры организации характерны сильные горизонтальные связи. Сдвиг в сторону более "плоских" структур, горизонтальных, позволяет повысить уровень горизонтальной координации с помощью внедрения информационных систем, прямого контакта между подразделениями. Уникальным свойством матричной структуры является то, что руководители структурных подразделений имеют одинаковую власть, а организации, и работники в одинаковой степени подчиняются и тем, другим. Сильные стороны: 1. Помогает достичь координации, необходимой для того, чтобы удовлетворить двойные требования потребителей.

Обеспечивает гибкое распределение человеческих ресурсов между видами услуг образовательной и научной деятельности. 3. Дает возможность выполнять сложные задачи в условиях быстро изменяющейся, нестабильной окружающей среды. 4. Позволяет, как развивать профессиональные качества, так и улучшать качество оказываемой услуги[3]. Внутренняя организационная трансформация обеспечивает устойчивость развития, эффективность функционирования на рынке образовательных услуг. Гибкая организационная структура управления в виде матричной позволяет вузу адекватно адаптироваться к изменениям внешней среды, своевременно пересматривать пути и способы достижения поставленных целей и решения задач.

65. Контрольно-измерительные средства при кредитной технологии: контрольные вопросы к темам, тесты, вопросы экзамена, задания рубежного контроля и др.

Контрольно-измерительные средства знаний обучающихся
1.Измерители знаний обучающихся (ИЗО) разрабатываются высшими учебными заведениями в различных видах:
- контрольные вопросы,
- билеты,
- тесты (открытые, закрытые, комбинированные, графические, на соответствие),
- эссе,
- защита проектов, а также задания лабораторных, расчетно-графических, курсовых и других работ.
2.Оценка знаний обучающихся очной и заочной форм обучения осуществляется на основе единых измерителей.
Итоговая оценка подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю.

.3.Тестовые, письменные и устные задания, используемые для промежуточного контроля, разрабатываются кафедрами, проходят экспертизу в установленном вузом порядке, утверждаются учебно-методическим советом вуза и представляются в структурное подразделение, ответственное за организацию и проведение экзаменов. За качество контрольно-измерительных средств знаний обучающихся несет полную ответственность заведующий кафедрой и преподаватель.

66.Толерантность, интеллигентность, просвещенность как содержательные характеристики личности специалиста в высшем образовании.

Вузовская среда является благодатной для формирования у студентов толерантности:
• как качества личности;
• как элемента профессиональной компетентности.

толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности», рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Формирование толерантного сознания в вузе происходит под влиянием процесса целенаправленной институциональной профессиональной социализации будущих специалистов и связывается в значительной степени с гуманизацией образования. Главной целью работы вузов и факультетов является подготовка к будущей профессиональной деятельности человека не только образованного, наученного, но и принявшего профессиональные нормы, ценности и обязанности, т.е. социализированного. Культура толерантности рассматривается как составляющая эффективной профессиональной подготовки будущего специалиста, выпускника вуза и гармоничное развитие личности в социуме.

Эффективность формирования культуры толерантности в процессе профессиональной социализации студентов зависит от целой системы факторов. Чтобы регулировать этот процесс, необходимо четко представлять себе те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту в области сервиса, а также те гражданские качества, которые необходимы члену современного общества. Будущим специалистам действительно требуется в работе «джентльменский набор» профессионала, который должен включать знания обо всех компонентах и механизмах работы сервисного предприятия, знания основ мировой культуры, религии, умения и навыки профессиональной коммуникации (в том числе и на иностранном, хотя бы одном, языке), владение информационными технологиями и многое другое. На основе всего этого комплекса выстраивается затем система ценностей и отношений, мотивирующих деятельность.

Работа по формирования культуры толерантности в рамках профессионально-значимых ценностей у будущих работников сервисной сферы в вузе опирается в основном на учебную деятельность студентов, их самостоятельную исследовательскую деятельность, практики студентов, досуговую деятельность. Следует подчеркнуть, что эффективности этого процесса можно ожидать лишь при организации комплексного и системного воздействия различных факторов во всех видах деятельности студентов, усилении внимания к воспитательной работе, которая должна охватывать все стороны формирования личности будущего молодого специалиста.понятие интеллигенция сужается до совокупности людей, которые профессионально заняты умственным трудом и имеют высшее образование [5. C. 107]. Таким образом, главным признаком интеллигенции можно считать образованность. Его дополняют такие характеристики, как внутренняя культура и высокая нравственность.термины интеллигенция, интеллигентность как по количеству высказываний, так и по содержанию представлены нерепрезентативно, т.е. не отражают многообразие мыслей авторитетных специалистов в этой области.признаки можно сгруппировать и выделить три, характеризующие интеллигентного человека: 1) разносторонние знания (образование, причем полученное и с помощью самообразования); 2) нравственные принципы "отзывчивость, это умение не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали", "образованность чувства" 3) саморазвитие и самореализация, воздействие на других.

образование, прививая каждому индивиду плоды просвещения, фактически выводит его из состояния невежества и обеспечивает подлинное прозрение. Посредством него человек приобретает способность, опираясь на постигнутые истины и пользуясь своим рассудком и разумом, перейти от мироощущения к миропониманию и строить свои суждения, принимать самостоятельные, не навязанные извне решения в любых жизненных ситуациях, тем самым обретая подлинную интеллектуальную и нравственную свободу.практически весь объем ноосферных знаний имеет общечеловеческий, или глобальный, характер и, будучи включенным в личностный минимум знаний индивидуальных и национальных социокультурных матриц, делает использующих их в своей деятельности людей более продвинутыми, более просвещенными, более цивилизованными. Поэтому законодательные органы соответствующих государств, привлекая соответствующих специалистов, должны в обязательном порядке следить за включением в национальные социокультурные матрицы личностного минимума знаний как можно в более полном объеме, оформляя их как национальные стандарты воспитания и образования, и при необходимости регулярно пополнять, уточнять и обновлять их.
67.Организационная и территориальная структура мирового пространства.

Мировое образовательное пространство является сложным, неравномерным, многоуровневым процессом тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, базирующихся на единстве в подходах, целеполагании, в содержании образования, в терминологии, категориях и стандартах, в подведении итогов, и одновременно результатом длительного исторического, экономического и духовного сосуществования и взаимодействия мирового образовательного сообщества. Это формирование приводит к обогащению каждого из вступающих в системное взаимодействие компонентов, к возникновению новых, интегративных качеств системы в целом, не сводящихся к достаточно простой сумме качеств взаимодействующих частей.
Мировое образовательное пространство - относительно новое понятие. Оно обозначает совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах геополитических регионах и в глобальном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие, в условиях интенсивной интернационализации разных сфер общественной жизни современного мира.Образовательное пространство относится к социальным явлениям, которые, как известно, поддаются управлению путем целенаправленных действий на основе решений, в том числе принятых с учетом прогнозов перспектив развития явления. Поэтому невозможно предсказать однозначно, каким именно будет образование (или любой другой социальный феномен). Современная прогностика применяет иной подход - выявить, какие перспективные проблемы возникают при условном продолжении в будущее наблюдаемых тенденций развития и каковы могут быть альтернативные пути оптимального решения проблем, а затем использовать полученные данные для повышения эффективности планирования, программирования, проектирования, вообще принятия решений. Конечно, такой подход более трудоемок и менее сенсационен, чем поразительные предсказания. Но он более полезен для созидания будущего, которое всегда начинается сегодня. В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.
К крупным международным проектам относятся:
ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);
ЛИНГВА - это программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;
ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;
ЭСПРИТ - проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;ЕИПДАС - это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;
ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;
ИРИС - это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.
Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты.

Так же в решении проблем ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства.
Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:
·создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;
·вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;
·исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;
·пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;
·сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.
Таким образом уделяется огромное внимание финансированию новых проектов в образовании, инноваций, культурном воспитании, духовном развитии.

68.Реформирование высшего образования в Казахстане.

В результате проводимых в Казахстане социально-экономических реформ, в том числе и в высшем образовании, в последние годы наметились отдельные положительные тенденции, такие как:
демократизация высшего образования и децентрализация управления;
диверсификация сети и структуры высших учебных заведений;
создание новой законодательной и нормативной правовой базы;
внедрение новых государственных стандартов высшего образования;
рост числа студентов, обучающихся не за счет средств государственного бюджета;

За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие:
Первый этап (1991-1994 годы). Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.
Основными задачами данного этапа было создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования в целях обеспечения достаточной независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рыночной экономики, областей и регионов. Проводимые меры этого периода нашли законодательное закрепление в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан (Основные положения), который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров. Второй этап (1995 – 1998 годы). Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.
Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. С 1995 по 1997 годы принимаются первые казахстанские образовательные стандарты по 310 специальностям высшего профессионального образования. В 1996 году утверждена новая редакция Классификатора (перечня) специальностей высшего образования Республики Казахстан, предусматривающего 342 специальности. Активно развивается негосударственный сектор образования.

Третий этап (1999 –2000 годы). Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

На этом этапе происходит реальная децентрализация системы управления организациями образования. Кардинально изменились принципы приема в высшие учебные заведения, осуществлен переход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.

Четвертый этап (начало - 2001 г.). Стратегическое развитие системы высшего профессионального образования. Определены основные направления поступательного развития высшего профессионального образования в ХХ1 веке.  

Необходимо подчеркнуть, что начальный этап реформы образования состоялся, что дало основание наметить стратегические цели и главные направления дальнейшего реформирования и развития высшего образования, сформировать новую национальную модель.

Формирование и развитие образовательной системы в Республике Казахстан осуществляется на основе национальных традиций и мировых тенденций в области образования. В ней обеспечивается равенство доступа ко всем ступеням, единство ее элементов и требований, преемственность всех ступеней обучения.

Основной тенденцией развития высшего образования явился отказ от государственной монополии на образование, отмены жесткого централизованного руководства сферой образования и строгой регламентации деятельности высших учебных заведений. В результате на равных условиях начал развиваться негосударственный сектор высшего образования, свидетельствующий о создании рынка образовательных услуг, который, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции. Государственные высшие учебные заведения получили право осуществлять прием и обучение студентов на платной основе, тем самым были диверсифицированы источники финансирования высшего образования.
В Республике Казахстан законодательно закреплена следующая структура высшего профессионального образования:
- высшее базовое образование (бакалавриат);
- высшее специальное образование;
- высшее научно-педагогическое образование (магистратура).

Формирование многоуровневой структуры высшего образования направлено на обеспечение многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки специалистов, ее фундаментальности и универсальности одновременно. Это данная многоступенчатая структура высшего профессионального образования РК требует дальнейшего совершенствования с целью обеспечения реальной преемственности между ступенями, установления оптимальных взаимосвязей между ними с взаимной координацией и адаптацией образовательных программ в единое образовательное пространство, завершенности профессионального образования на каждой ступени с более четким определением статуса «бакалавр», «специалист», «магистр».
Существуют различные пути получения высшего образования – по дневной, заочной, вечерней формам обучения, а также по дистанционному обучению и форме экстерната.
В настоящее время учебные заведения системы высшего образования Республики Казахстан делятся на три типа: классический университет, профильный университет или академия, а также институты, относящиеся к высшим учебным заведениям университетского типа.

69. Альтернативные высшие учебные заведения.вузы (школы), действующие параллельно или дополнительно государственным учебным заведениям идающие альтернативное государственному (по содержанию или формам и методам работы собучающимися) образование.

Наши рекомендации