Структуры и этапы педагогического исследования

Педагогическое исследование имеет сложную структуру. Ее компонентами являются:
проблема как сущность противоречий в педагогических явлениях или разрыв между теорией и практикой;
область — некоторая сравнительно однородная часть науки, например, области обучения, воспитания, педагогики семьи, профессиональной подготовки, непрерывного образования и др.;
аспект— фундаментальный, теоретический и прикладной, методический. Например, изучение философских основ теории воспитания представляет теоретический аспект, то же — разработка концепции непрерывного образования; изучение методики трудового воспитания — прикладной, то же — подготовка сборника задач, упражнений.
На их основе формулируется тема исследования — конкретное диалектическое противоречие, которое уже осознано как противоречие, но еще не разрешено, например: индивидуализация и дифференциация обучения; технология целостного обучения в начальных классах и др.
Затем определяют цель и конкретные задачи исследования; объект и предмет, т.е. специфические стороны, свойства и качества объекта, педагогических явлений.
Важно определить исходную концепцию как научные принципы исследования. Например: общество определяет развитие школы, а не наоборот; воспитание и обучение ведут за собой развитие личности и др.
Выдвигается рабочая гипотеза — научное исследование, которое еще не подтверждено достаточным количеством фактов и доказательствами. Гипотез может быть несколько. Все они проверяются и либо подтверждаются, либо отвергаются как ошибочные.
Основные этапы педагогического исследования сводятся к следующему:
-осознание незнания о чем-то как противоречия и возникновения потребности в новых знаниях;
- определение предмета исследования;
- изучение литературы и прошлого опыта;
- выдвижение рабочей гипотезы;
-накопление эмпирической информации, фактов педагогического содержания;
- первичный анализ фактов;
- коррекции в исследовательской работе;
- заключительный анализ, выводы, обобщения;
- оформление материала в виде, удобном для восприятия другими — доклад, статья, брошюра, методические рекомендации, монография, диссертация и т.п.
Результаты исследования распространяются, пропагандируются, чтобы сделать их достоянием других педагогов.
После того как мы рассмотрели источники и методы педагогического исследования, имеет смысл хотя бы кратко охарактеризовать особенности предмета воспитания и особенности исследования теории, а также истории педагогики.

Структура

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ или ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1. Констатирующий этап
2.2. Формирующий этап
2.3. Контрольный этап
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Цель исследуемого воспитания или обучения

Специфика или проблема образования в этой отрасли

С учетом вышеперечисленного была определена проблема исследования: ... Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования – ...

Предмет исследования – ...

Исходя из ... была сформулирована гипотеза: ...:

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень ... знаний, умений ....
2. Разработать доступную систему ....
3. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия ....

41. Методы педагогического исследования. В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью разнообразных методов:– педагогическое наблюдение;– исследовательская беседа;– изучение школьной документации;– изучение продуктов деятельности учащихся;– педагогический эксперимент;– изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;– социологические методы исследования;– методы математической статистики; – теоретический анализ педагогических идей и т. д. Рассмотрим некоторые из этих методов педагогических исследований. Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется достаточно часто, практически в любом педагогическом исследовании. Это очевидно, так как любое педагогическое явление необходимо наблюдать для накопления и фиксирования материала, который необходим для дальнейшей работы. Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученые выявляют отношение как воспитанников, так и воспитателей к тем или иным методам работы, что в дальнейшем помогает скорректировать данные методы и получить более высокий результат. Изучение школьной документации и продуктивной деятельности учащихся направлен на изучение школьной документации и продуктов школьной деятельности. Педагогический эксперимент. Сущность данного метода заключается в проверке разработанныхтеорий и гипотез в созданных условиях. Если гипотеза или теория дает положительное подтверждение на практике, исследователь дает соответствующие теоретические обобщения и выводы.В зависимости от поставленных задач различают несколько видов эксперимента: – констатирующий – проводится в начале исследования; –созидательно-преобразующий – он заключается в том, что ученые разрабатывают гипотезы исследования; –контрольный – этот метод основан на проверке полученных результатов и подведения итогов;– естественный – занимает особое место в методике педагогических исследований. Этот метод заключается в том, что анализируемый объект или явление изучается в привычном для испытуемого окружении, не нарушая обычного хода деятельности ни преподавателя, ни учащегося. Изучение и систематизация педагогического опыта новаторов. Этот метод основан на изучении и анализе работ лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что не всегда известно в педагогике то, к чему можно подойти только эмпирически, т. е. опытным путем. Если данные новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одного педагога. Метод математической статистики используется для анализа полученного в ходе процесса исследования фактического результата. Теоретический анализ педагогических идей дает возможность делать научные обобщения по важным направлениям, по вопросам обучения и воспитания, а также находить новые закономерности, где их невозможно выявить с помощью эмпирических способов исследования. Подводя итог, можно сказать, что все педагогические исследования направлены на получение желаемого результата, для достижения поставленной гипотезы, а для более точного исследования применяются различные методы.

42.Педагогическая деятельность - это практикование в образовательных общностях. Развитие и образование индивида происходят в совместной с другими деятельности и общении - в событии. Индивид развивается настолько, насколько развиваются общности, в которые он входит. Развитие личности - это результат совместной деятельности взрослых и детей. Знания социальной психологии детских и детско-взрослых общностей, их строения и развития, практика работы с ними на разных ступенях образования - неотъемлемый компонент педагогической деятельности. Наиболее очевидно это положение проявляется в социально-педагогической работе, суть которой составляет проектирование развивающей культурно-образовательной среды. Субъектность в педагогической деятельности предполагает владение соответствующими нормами, способами и средствами ее осуществления. В этом качестве педагог выступает как носитель деятельностной позиции, необходимой для достижения целей образования и развития личности. Ценности образования в его сознаниидолжны быть актуализированы и трансформированы в цели, реализующиеся адекватными средствами. В учебно-профессиональном сообществе происходит становление профессиональной деятельности субъекта, открывается ее предметность, обеспечиваются условия вхождения студента в деятельность по типу позиционного самоопределения, в противоположность адаптации к роли педагога. Учебно-профессиональное сообщество становится средой развития способностей к рефлексии и целеполаганию, обеспечивающих соорганизацию личностной и предметной позиции. В учебно-профессиональном сотрудничестве будущий педагог получает возможность приобщения к опыту подлинно профессиональной деятельности как необходимого условия смыслобразования, проблематизации и обретения способности к воспроизведению соответствующих форм сознания.Предполагалось, что структура личностного свойства субъектности имеет свою специфику в зависимости от профессиональной деятельности учителя. В структуру субъектности педагога входят и являются важными следующие компоненты: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие. Основные положения концепции субъектности педагога, по Е.Н.Волковой, состоят в следующем: 1. Субъектность - это личностное свойство человека, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и себе в нем и способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. В основе этого свойства лежит отношение к себе как к деятелю; 2. Отношение человека к себе как к деятелю предполагает признание и принятие не только у себя, но и у другого человека, активности, сознательности, свободы выбора и ответственности за него, уникальности, саморазвития как способа существования, и, что особенно важно, предполагает совершение поступков, обусловленных этим признанием; другой выступает необходимым условием развития субъектности, подтверждая бытийность человека. Качество субъектности другого - осознанность и степень реализации его личностных потенциалов, открытость и конструктивность взаимодействия определяют возможность развития субъектности человека. Наибольшим развивающим эффектом взаимодействия с ним обладает диалогическая стратегия. 3. Субъектность является интегратором профессиональных способностей человека и обеспечивает возможность выполнения им профессиональных требований на высоком уровне качества. Основными компонентами структуры субъектности педагога являются следующие. Условиями успешной профессиональной деятельности является компетентность, конкурентоспособность, наличие творческих начал, способность к рефлексии своей деятельности, общая культура личности. Данное исследование позволило выявить структурные особенности каждого педагога. Таким образом, можно сделать следующие выводы.1. Субъектность педагога имеет структуру:- сознательная творческая активность,- способность к рефлексии,- осознание собственной уникальности,- понимание и принятие другого.2. Изменение структуры субъектности педагога происходит в связи со становлением в профессии: чем старше учитель, чем больше педагогический стаж работы, тем больше учитель относится к себе как ценности и субъекту своей профессиональной деятельности и ученикукак ценности и субъекту его собственной ученической деятельности.

Наши рекомендации