Педагогика как наука о духовном, интеллектуальном и социальном воспроизводстве человека.

В постановке вопроса об образовании и воспитании студенческой молодежи речь идет в первую очередь об аксиологическом уровне, духовно-нравственном содержании гуманитарного образования, призванном формировать ценностное сознание личности. Духовные ценности направляют образовательное, профессиональное и социальное самоопределение личности учащегося, его внутреннюю мотивацию, выбор им образа своего «Я», траектории жизненного пути. О роли педагогических ценностей в формировании личностных качеств будущего специалиста. Среди педагогических ценностей можно выделить следующие: профессиональное мышление, педагогическое творчество, независимость и смелость в отстаивании своего стиля и своей позиции в педагогике, образованность, самоконтроль, терпимость, ответственность, активная педагогическая жизнь. Многие педагогические ценности неразрывно будут связаны с ценностями общечеловеческого значения, духовными: честность, чуткость, широта взглядов, уверенность в себе, жизнерадостность. Преподаватель вуза является носителем духовных и педагогических ценностей, последние в свою очередь составляют основу профессионализма его личности.

В педагогике организация и осуществление интеллектуального развития учащихся в условиях современного учебно-воспитательного учреждения преследует вотношении каждого учащего главную цель – формирование творчески мыслящей личности.Отсюда важнейшие задачи умственного воспитания учащихся формулируются следующим образом:

– развитие интеллектуальной культуры личности современного школьника, познавательных мотивов его деятельности;

– формирование навыков мыслительной деятельности учащихся и, в целом, их диалектического мышления;

-совершенствование у школьников навыков рациональной организации учебного труда;

– формирование у учащихся научного мировоззрения.

На современном этапе ведущими факторами интеллектуального развития учащихся выступают следующие факторы: а) окружающая среда; б) средства массовой информации; в) достижения науки и техники; г) произведения различных видов искусства.

В условиях современного образовательно-воспитательного учреждения выделяются два основных пути развития интеллектуальной культуры учащихся: 1– систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения; 2 – внеклассная работа по развитию умственных способностей. Теория интеллектуального развития учащихся осуществляется путем формирования у них умений осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, конкретизация и т.д.) Второйпуть развития интеллектуальной культуры учащихся (внеклассная работа по развитию умственных способностей) реализуется через массовые, групповые и индивидуальные формы работы с учащимися.

Педагогика как наука о социальном воспроизводстве человека включает культуру, воспитанность и образованность. Социализация –это взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Общество, являясь сложной системой, дифференцируется, предполагает участие каждого воспитанника в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере политических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т. п.). Это определяет разнообразие социальных ролей и социальных позиций человека. Говоря о социализации человека, мы имеем ввиду, прежде всего формирование готовности к реализации индивидом совокупности этих ролей, их освоение. В науке существуют два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. Это характеризует человека как объект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс и др.). Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, т. е. не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: «социализация» –это «очеловечивание» под влиянием воспитания, это «воздействие поколения взрослых на поколение молодых» Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

В современном научном знании социальная педагогика рассматривается как наука, объектом которой является сфера социальной действительности, в которой целенаправленно конструируется система социально-педагогической деятельности по регулированию социальных отношений, а предметом — взаимодействие личности и среды.

Как отрасль интегративного педагогического знания социальная педагогика исследует особую сферу социальной действительности, в которой осуществляется социально и личностно детерминированная деятельность, направленная на педагогизацию социокультурной среды и регулирование социальных отношений.

Социально-педагогическая деятельность — это деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Социально-педагогическая деятельность имеет междисциплинарный характер. Она тесно связана с экономическими, политическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в социальной сфере.

Такая деятельность может выполняться на нескольких уровнях социума: макро-, мезо-, микроуровне — и отличается организационными формами.

Наши рекомендации