Основные виды и формы обучения, их сравнительная характеристика.
Процесс обучения – целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, историй развития и способов деятельности в процессе взаимодействия ученика с учителем или другим учащимся с учетом требований современного общества.
Форма обучения – способы организационной деятельности учащихся, определяющих качество, количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения. Основные формы: 1) индивидуальная, 2) групповая, 3) коллективная/фронтальная форма + индивидуально-обособленная (ребенок работает сам). В 17в 1 и 2 формы не отвечали требованиям общества, поэтому возникла цель коллективного обучения детей. Каменский вводит классно-урочную систему: а) объединяет в классы учащихся с одинаковым уровнем подготовки, б) постоянный состав класса на весь период обучения, в) работа всех учащихся по одному плану, г) обязательные занятий для всех, д) основная единица занятий – урок, е) наличие расписания занятий, перемен, каникул, единого учебного года (в современной системе уроки различаются в день и неделю, у Каменского – один).
Урок – основная форма организационной учебной работы, единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (40-45), темой, планом работы и составом участников. Структура и методика урока зависят от дидактических целей и задач. Классификации по определенному признаку: 1) дидактические цели (Огородников), 2) цели-организации занятий (Махмутов), 3) цели – основные этапы учебного процесса (Иванов), 4) по методам обучения (Борисов), 5) по способу организации учебной деятельности учащихся (Кирюшкин).
Классификация Огородникова: 1) уроки изучения нового материала. Учитель применяет приемы активизации работы учащихся: проблемный характер изложения, использование ярких примеров и фактов, подбор учащимися собственных примеров на изложенные учительской теории понятия. Использование технических средств и наглядного материала. 2) урок формирует и совершенствует УН: выполнение самостоятельных лабораторных работ, упражнений, уроки-семинары, коллоквиумы, некоторые виды экскурсий. Задачи: повтор и закрепление знаний, формирование компетентности школьника (применение знаний на практике), формирование новых УН, выводящих учащихся на междисциплинный уровень; контроль за ходом изучения учебного материала 3) урок обобщения и систематизации знаний. Обзорные лекции, групповые консультации, индивидуальные собеседования, рекомендации по подготовке к самостоятельной работе. Цели: проверка и установление уровня овладения учащимися ЗУН, коррекция и более глубокого осмысление материала. 4) уроки контроля и корректировки ЗУН: устные и письменные опросы (индивидуальные, групповые, фронтальные), диктанты, изложения, самостоятельные работы, практикумы, зачеты, экзамены, выполнение тестов. 5) урок комбинирования: компиляция всех предыдущих уроков. Опираться на связывание уроков и методов работы. +внеурочные формы организационной работы: экскурсии, домашняя работа, дополнительные и факультативные занятия, предметные кружки, конкурсы.
9. Основные этапы подготовки, проведения анализа воспитательного мероприятия.
Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разнообразных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребенка.
Задачи: 1) разнообразная учебная деятельность способствует раскрытию индивидуальных особенностей ребенка: формирует положительные самооценки у ребенка и объективность самооценки, 2) развить у детей интерес к различным видам деятельности, желание активно в ней участвовать, 3) обогащение личного опыта ребенка, 4) дети учатся жить в коллективе и сотрудничать, 5) способствует формированию базовой культуры личности.
Функции: воспитательная, образовательная (навыки общения, поведение), развивающая.
Особенности: 1) совокупность различных видов деятельности и направленная на формирование личностных качеств ребенка, 2) отсроченность, 3) отсутствие жестких регламентаций по отношению к деятельности педагога при проведении, 4) отсутствие контроля за результатами, 5) осуществление во внеурочное время (+перемены, праздники и выходные дни), 6) имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей, другим взрослых.
Содержание: 1) развитие мотивов в обучении: досуговая деятельность, создание положительных эмоций, дружественной атмосферы, 2) оздоровительная спортивная деятельность, 3) творческая деятельность – развитие интересов детей, творческого потенциала. На выбор содержания влияют: традиции и особенности школы, особенности возраста, класса, индивидуальность детей, особенность самого учителя, его интересы и установки.
Требования: 1) обязательная постановка целей и задач, 2) необходимый оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке, 3) педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами, 4) должен находиться в постоянном творческом поиске, создавать формы внеклассной воспитательной работы.
Организация: 1) изучение постановок воспитательных задач, 2) моделирование предстоящей внеклассной работы, 3) практическая реализация модели, 4) анализ и корректировка проведенной работы.
10. Основные категории педагогики: понятие «воспитание», «обучение», «образование» и «развитие», их соотношение и взаимосвязь.
Педагогика оформилась в самостоятельную науку, когда был сформирован категориальный аппарат, это связано с именем чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленный организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Это включает: законы, закономерности, принципы, методы и средства образования людей, процессы обучения и воспитания, развитие и психологическая подготовка (+самообучение и воспитание).
Функции: 1) теоретическая (уровни: а) описательная - изучение передового и новаторского педагогического опыта; б) диагностическая - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; в) прогностическая – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности). 2) технологическая (уровни: а) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции, план педагогической деятельности, ее содержание и характер; б) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; в) рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс единых явлений, а с другой - конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Это педагогический процесс – специально организованное взаимодействие старшего и младшего, целью которого является передача старшим и освоение младшим социального опыта, необходимого для жизнедеятельности и социализации человека. Педагогика – наука, изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы педагогического процесса.Предмет педагогики – педагогогический процесс как особый вид взаимодействия людей, он включает:
Процесс обучения – целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, историй развития и способов деятельности в процессе взаимодействия ученика с учителем или другим учащимся с учетом требований современного общества.
Процесс воспитания – целенаправленный процесс, его цель – накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование принимаемой обществом системы ценностей и включение детей в мировую и отечественную культуры.
Отличия: 1) степень организованности (обучение жестче), 2) обучение ограничено временем, воспитание – всю жизнь, 3) обучение требует наглядной техники средств.
Развитие – освоение человеком внутреннего индивидуально-психологического потенциала возможностей.
Образование – процесс или результат освоения различных уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.