Выявление детей из семей группы риска в ДОУ.
К семьям «группы риска» можно отнести:
- многодетные и неполные семьи;
-семьи, имеющие детей с особенностями психофизического развития;
- приемные, смешанные семьи;
- аморальные семьи, вновь образованные и разведенные семьи;
- семьи, стесненные жилищными условиями;
- семьи наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывавших заключения в местах лишения свободы;
- семьи, члены которых имеют отклонения в физическом и/или психическом развитии, и ряд других.
По мнению Елизарова А.Н, семьи группы риска характеризуются:
1) слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов;
2) слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи;
3) засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти,
доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью;
4) высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.
Целуйко В.М выделяет следующие основные признаки неблагополучия в семье:
1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
Галагузова М.А. относит к характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка из семьи «группы риска»:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержку роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерную потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками (неумение доброжелательно общаться);
- трудности в обучении.
11. Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Важной задачей социального педагога в ДОУ является также помощь в подготовке детей к обучению в школе.
Готовность к обучению в школе – это группа морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающих успешный переход к систематически организованному школьному обучению. Показателями готовности к обучению в школе являются:
1) Мотивационная готовность.
2) Физическая готовность
3) Эмоционально-волевая готовность.
4) Социальная готовность (готовность в сфере общения).
5) Умственная готовность.
Мы выделяем следующие критерии определения уровня сформированности готовности к обучению в школе: интеллектуальный, социально-психологический и физиологический. Им соответствуют следующие показатели:
§ Способность обобщать, классифицировать, абстрагировать.
§ Определенный уровень развития произвольного внимания.
§ Определенный уровень развития произвольной памяти.
§ Наличие учебной мотивации.
§ Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
§ Определенный уровень развития мелких мышц руки.
§ Пространственная организация, координация движений.
Таблица 1.
Критерии и показатели сформированности готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
Критерии сформированности готовности к обучению в школе | Уровневые показатели | ||
низкий | средний | высокий | |
Интеллектуальный | Дошкольник может воспроизвести не более половины произнесенных слов при оценке кратковременной и долговременной памяти, может повторить не более 4 слов при оценке объема памяти, допускает в половине случаев ошибки при оценке способности обобщать, абстрагировать и классифицировать (задание: разложить по группам), допускает ошибки в половине случаев при оценке мыслительных способностей (задание: исключить лишнее). | Дошкольник может воспроизвести более половины произнесенных слов при оценке кратковременной и долговременной памяти, может повторить 5 слов при оценке объема памяти, не допускает ошибки при оценке способности обобщать, абстрагировать и классифицировать (задание: разложить по группам), но выполняет задание после предварительного показа, иногда допускает ошибки при оценке мыслительных способностей (задание: исключить лишнее). | Дошкольник может воспроизвести почти все слова при оценке кратковременной и долговременной памяти, может повторить 6-7 слов при оценке объема памяти, не допускает ошибки при оценке способности обобщать, абстрагировать и классифицировать (задание: разложить по группам) и выполняет задание без предварительного показа, не допускает ошибки при оценке мыслительных способностей (задание: исключить лишнее). |
Социально-психологический | Нет желания идти в школу, неправильные представления, опасения, страх. Ребенок пассивен, зачастую не участвует в играх и не общается с другими детьми, а только наблюдает. | Есть желание идти в школу, стремление стать учеником, но они сопровождаются поверхностными представлениями о школе. Ребенок активен, участвует в играх, но не вовлекает других в игру и общение. | У ребенка есть желание учиться, стремление идти в школу, позитивное отношение к учебе, которое объединяется с адекватными представлениями о школе. Ребенок активен, не только сам участвует в играх, но и вовлекает других детей в игру и общение. |
Физиологический | Ребенок плохо воспроизводит заданные фигуры либо смещает их при оценке двигательной координации и сопротивляемости к смещению, вырезает правильно менее половины рисунка либо вырезает более половины рисунка неправильно при контроле мелких движений, выполняет не более четверти задания за определенное время при оценке утомляемости. | Ребенок способен либо посредственно воспроизвести все заданные фигуры, либо воспроизвести хорошо только часть из них при оценке двигательной координации, вырезать правильно менее половины рисунка либо более половины, но не совсем правильно при контроле мелких движений, выполнить от четверти до половины задания за определенное время при оценке утомляемости. | Ребенок способен хорошо воспроизвести все заданные фигуры при оценке двигательной координации, вырезать правильно более половины рисунка при контроле мелких движений, выполнить более половины задания за определенное время при оценке утомляемости. |
С целью диагностики уровня сформированности готовности старших дошкольников по интеллектуальному критерию использовались следующие методики:
1) методика Лурия А.Р. по определению состояния кратковременной памяти;
2) методика Джекобсона по определению объема памяти;
3) методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет;
4) методика по определению состояния долговременной памяти;
5) методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать.
Для определения готовности к обучению в школе по социально-психологическому критерию мы используем проективную методику «Беседа» Т.А. Нежновой и методику определения уровня развития коммуникативной сферы.
Для определения сформированности готовности к школе по физиологическому критерию мы используем три следующих теста: тест на проверку двигательной координации и сопротивляемости к смещению при копировании фигур, тест-контроль мелких движений и тест на выявление утомляемости.