Критерии оценки цели социально-педагогического проекта
Цель проекта – это стратегическая «конечная точка», которая должна быть достигнута благодаря реализации данного социально-педагогического проекта.
Для оценки цели социального проекта удобно использовать специальный SMART-тест (аббревиатура, образованная от слов: S (specific) – конкретность, M (measurable) - измеримость, A (achievable) - достижимость, R (rewarding) - выгодность, T (time bound) – временные рамки.
S | Конкретность |
M | Измеримость |
A | Достижимость |
R | Выгодность |
T | Временные рамки |
Рис.1. SMART- тест
Таблица 1. Вопросы для самоконтроля при формировании целей социального проекта
S (конкретность) | Достаточно ли четко сформулированы цели, задачи, механизм реализации проекта? Понятен ли текст и его логическая структура? |
M (измеримость) | В каких единицах измерения будет происходить аудит проекта? Каким образом будет происходить процедура оценки проекта? Кто будет заниматься оценкой проекта (сами организаторы), внешние аудиторы? |
A (Достижимость) | Соответствуют ли поставленные цели возможностям организации? Приемлемы ли выдвинутые условия реализации проекта возможностям вашего инвестора/грантодателя? |
R (Выгодность) | В чем заключается выгода целевой аудитории? Что бы было, если ваш проект не был реализован? В чем заключается выгода инвесторов/грантодателей? Ваша личная мотивация? |
T (Временные рамки) | Достаточны ли временные рамки для реализации проекта? Имеется ли в наличии «запас времени» в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств? Не получился ли проект «растянутым» во временных рамках? Кто будет заниматься контролем за соблюдением и корректировкой плана-графика проекта? |
Разработка проекта.
Социально-педагогичекий проект –это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.
Инструкция по разработке проекта. Текстовое представление проекта.
1. Название проектадолжно быть лаконичным и «броским». Оно может быть достаточно общим (например, «Дети природы») или содержать подзаголовок (например, «Дети природы. Создание новых методик внеклассного экологического воспитания подростков»).
2. Аннотация проекта (не более 1/3 страницы)
Аннотация проекта содержит ясное и краткое описание сути проекта. Структура аннотации состоит из четких, логически связных ответов на следующие вопросы:
На что направлен проект? Почему он нужен?
Где проект будет реализован?
Какова его цель?
Как проект будет выполняться (основные мероприятия)?
Каковы сроки реализации проекта и ожидаемые результаты (как он изменит жизнь людей к лучшему)?
Пример
На что направлен проект? Почему он нужен? Где проект будет реализован?
Проект направлен на формирование навыков здорового образа жизни подростков, состоящих на внутришкольном контроле.... В силу различных причин индивидуально-психологического, семейно-бытового, культурно-образовательного характера подростки, находящиеся на внутришкольном контроле…, не владеют навыками ведения здорового образа жизни.
База реализации проекта: ГУО «СШ № …» города N.
Какова его цель? Цель проекта: консолидация действий учреждений образования и здравоохранения N-ского района города N по формированию навыков здорового образа подростков, состоящих на внутришкольном контроле...
Как проект будет выполняться (основные мероприятия)? Основные мероприятия по проекту: работа информационно- методического центра по вопросам ЗОЖ; проведение курса семинаров- практикумов «Мы – против вредных привычек!»; творческий конкурс школьных работ; разработка и тиражирование методических брошюр и др.
Каковы сроки реализации проекта и ожидаемые результаты?
Сроки реализации проекта: указать конкретные даты. Проект повысит уровень информированности учащихся о принципах здорового образа жизни. В процессе работы с целевой группой предполагается сформировать у нее устойчивые навыки ЗОЖ, воспитать медиаторов в сфере ЗОЖ и т.д.
Обоснование проекта:описание проблем(ы), решению / снижению остроты которой (-ых) посвящен проект, обоснование социальной значимости проекта (не более 1 страницы)
Проект всегда направлен на решение какой-либо социальной проблемы, а в ее основе находится актуальный вопрос.
При описании проблемы вам необходимо:
- четко определить все проблемы, с которыми вы собираетесь работать;
- подтвердить наличие проблем(ы) с помощью дополнительных материалов, например, статистических данных;
-быть реалистичными, т.е. подразумевать конкретные сроки решения конкретных проблем;
-быть корректными – использовать нейтральный тон изложения.
Формулировка проблемы должна указывать на наличие конфликта между тем, что есть и как должно быть.Целесообразно использовать ключевые слова: «нехватка», «недостаток», «ухудшение», «отсутствие» и т.д.