Технологии проблемного обучения.
Технология проблемного обучения - это специально созданная система специфических приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился самостоятельно их применять в решении новых познавательных и практических задач, а не получал знания в готовом виде или решал задачи по образцу.
Структурными элементами проблемного обучения выступают следующие методические приемы:
- актуализация изученного материала;
- создание проблемной ситуации;
- постановка ученой проблемы;
- построение проблемной задачи;
- умственный поиск и решение проблемы (формулирование гипотезы или нескольких гипотез, основанных на допущениях и уже известных фактах; доказательство гипотез, анализ возможных ошибок, предсказание естественных следствий из каждой гипотезы, обобщение);
- проверка решения проблемы и повторение.
«Проблемная ситуация», «учебная проблема» и «проблемная задача» — основные понятия данной дидактической технологии.
Проблемная ситуация — осознанное субъектом затруднение, пути, преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий. Проблемная ситуация — источник мышления, ситуации, создание условий для ее перехода в учебную.
Проблемная ситуация может возникнуть:
- когда обучающиеся встречаются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
- когда имеются противоречия между теоретически возможным путем решения и его практической неосуществимостью;
- вследствие противоречия между практически доступным результатом и отсутствием знаний для теоретического обоснования;
- если обучаемый не знает способа решения поставленной задачи, не может дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации, т.е. осознает недостаточность прежних знаний для такого объяснения. В этом случае проблемная ситуация перерастает в учебную проблему.
Учебная проблема — это проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска). Учебная проблема обычно выражается в форме вопроса. Признаки учебной проблемы: наличие проблемной ситуации, определенная готовность субъекта к поиску решения, возможность неоднозначного решения.
Проблемная задача представляет собой учебную проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах. Примером проблемной задачи может быть такое задание: «Определите, каков крутящий момент асинхронного двигателя в том случае, когда скорость вращения ротора будет равна скорости вращения магнитного поля статора?». (Разумеется, такое задание будет проблемным, если ответ еще неизвестен студентам).
Раздел 4. Семинарско-практические занятия
4.1. Методические указания слушателям курсов к выполнению зачетной работы по теме: «Проектирование технологии обучения преподаваемой дисциплины»
Темы семинарских занятий.
4.1. Методические указания слушателям курсов к выполнению зачетной работы по теме: «Проектирование технологии обучения преподаваемой дисциплины»
Цели:
- усвоить основные понятия темы (педагогическое проектирование, его функции, формы и объекты проектирования);
- овладеть логикой педагогического проектирования, умениями проектировать педагогические технологии преподавания дисциплины
- направить внимание преподавателя на осознание собственной субъектной позиции.
Структура курсовой работы включает введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения.
Введение — обоснование темы, задачи, указание источников и методов исследования.
Основная часть раскрывает понятия, сущность проблемы и ее состояние в современной теории и практике, результаты изучения. В ней выделяются главы и параграфы.
Заключение формулирует общие выводы. Могут содержаться практические рекомендации, вопросы для дальнейшего изучения.
Список используемой литературы.
Приложения — различные таблицы, схемы, планы, рабочие программы, методические разработки; материалы, характеризующие методику исследования, программу наблюдения; планы, беседы, (интервью, анкета и пр.).
Объем курсовой работы зависит от характера представленного материала. В любом случае важны конкретность и целенаправленность. Практически это не менее 5 страниц машинописного текста.
Темы семинарских занятий.
Семинар 1. «Проектирование образовательного процесса».
Вопросы:
1) Объяснить различия педоцентристской и традиционной дидактических систем.
2) Охарактеризовать научно-педагогические теории, лежащие в основе современной дидактической системы.
3) Объяснить структуру учебного процесса.
4) Методика проектирования образовательного процесса.
Семинар 2. «Технологический подход к обучению».
Вопросы:
1) Объясните суть термина «технология обучения».
2) Перечислите «шаги» в проектировании педагогических технологий.
3) Дайте классификацию методов обучения.
4) По каким признакам классифицируются технологии обучения?
5) Что представляет собой модуль?
Семинар 3. «Инновационные технологии реализации процесса обучения в высшей школе».
Вопросы:
1) В чем отличие активных технологий от традиционных?
2) За счет какого дидактического приема достигается активизация познавательной деятельности обучаемых?
3) Как вы усвоили классификацию активных технологий?
4) Изложите суть игрового проектирования. Для каких учебных дисциплин наиболее приемлем этот метод обучения?
5) В чем суть учебной деловой игры как педагогической технологии?
6) В чем суть дидактической игры как детерминированной функции учебного процесса?
7) Какую роль учебной игры в развитии личностных качеств студентов?
8) Раскройте суть понятий «проблемное обучение» и «технология проблемного обучения».
9) Чем отличается логика учебного процесса при традиционных и инновационных технологиях?
Литература к главе V.
Обязательная литература:
1. Безрукова В. С. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
2. Бочкина Н. В. Процесс обучения: его проектирование и организация // Будущему учителю о проблемах педагогики. Волгоград, 1996. С. 29-39.
3. И.П. Подласый. Педагогика; 1996
4. П.И. Пидкасистый. Педагогика. 1996
Дополнительная литература:
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, АСАДЕМА, 2001.
3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. ООО «ТЦ Сфера», 2005.
Глава VI. Информационные технологии в науке и образовании
Владение преподавателем высшей школы новыми информационными технологиями в контексте образовательной деятельности студента сегодня составляет ключевую компетенцию его профессиональной деятельности.
Стремление российского образования влиться в единое международное сообщество как никогда актуализирует наличие данной компетенции в арсенале преподавателя вуза, развивает новую интеллектуальную модель современного общественного сознания.
Раздел 1. Понятие информационных технологий их структура место в образовательном процессе высшей школы
Введение.
1.2. Преподаватель вуза в условиях информатизации образования.