Дидактические основы организации учебного процесса.

На протяжении XX столетия в мировой педагогике делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 50-х гг. эти попытки были в основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения (ТСО). С «технизацией» обучения связывались немалые надежды на преобразование практики массового обучения. В середине 20-х гг., например, американец С.Пресси разработал механическое устройство для проверки выполнения контрольных заданий. Создав несколько таких устройств, он увидел в них нечто большее, чем простые машины для автоматизированного опроса и оценивал их как вклад в грядущую техническую революцию в образовании: «Образование является крупной отраслью индустрии и должно поэтому применять методы массового производства.... В образовании вполне возможна своя «промышленная революция».... Возможно, что только таким путем удастся сделать всеобщее образование эффективным» (Pressey, 1932).

С середины 50-х г.г. разработка вопросов использования технических средств в обучении (ТСО) связана со становлением и развитием программированного обучения и течения «педагогической технологии». Начиная с этого времени, можно выделить два направления исследований и практических разработок. Одно из них (генетически первоначальное) - использование технических средств в обучении.Второе -особый «технологический» подход к построению обучения в целом.

Таким образом, соответствующие разработки направлены на создание своего рода технической среды, или на применение технологии в обучении.

Сущность понятия. Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Однако для традиционного процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, не употребляя самого термина. В толковом словаре В. Даля мы можем найти следующее определение: «Технология — наука техники. Техника — искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу».

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизациюформ образования.

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Поскольку технология обучения определяется определенным набором содержательных и процессуальных характеристик, информатизация образования обусловила расширение и сдвиг понятия в сторону проектирования и системного анализа процесса обучения. Наиболее емко смысл термина «технология обучения» передает следующее определение. Технология обучения— это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Итак, в технологии обучения содержание, методы и средства обучениянаходятся во взаимосвязи и взаимообусловленнсти. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования.Последовательность его шагов будет следующей:

- выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

- выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

- выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

- разработка технологии обучения.

При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение студентами знаниями, навыками и уме­ниями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению получен­ных знаний (см. табл. 1), (подробнее об этом см. в разде­ле 3.2. «Модульное обучение»).

Таблица 1.

Разработка технологий обучения

Организация содержания обучения Выбор форм организаций учебного процесса Выбор методов обучения Выбор средств обучения Выбор форм контроля
Отбор наиболее значимого материала Лекция Контрольная работа Направленных на первичное овладение знаниями Учебная литература
Структурирова­ние учебного материала Семинар Коллоквиум Направленных на совершен­ствование зна­ний, форми­рование умений, навы­ков (см. рис.) Наглядные, пособия
Отбор примеров и доказательств с учетом специальности Лабораторное занятие Курсовая работа   Информацион­ные материа­лы для аудиовизуаль­ных средств обучения и др.
Отбор задач и заданий, направленных на формиро­вание умений и навыков Экскурсия Курсовой проект    
  Самостоя­тельная внеаудитор­ная работа Зачет   Учебное оборудование
  Практическое занятие и др. Экзамен и др.    

Методы обучения— это система способов деятельности преподавателя и студентов, направленной на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание уча­щихся. (Схема 2.).

Дидактические основы организации учебного процесса. - student2.ru

 
 
Схема 2. Методы обучения

Средства обучения— это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназ­наченные для повышения эффективности учебного про­цесса. (Схема 3.).

Схема 3. Средства обучения и учебное оборудование
Дидактические основы организации учебного процесса. - student2.ru

Приводимые схемы представляют достаточно под­робную классификацию методов и средств обучения. «Технология обучения» — двухслойное понятие, в котором внутренний слой заключает вычлененное из соответствующей области науки содержание учебной дисциплины, а внешний слой — формы реализации содержания в учебном процессе.

Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного про­цесса;

- студент, преподаватель;

- результат деятельности (в том числе и уровень профессиональной подготовки).

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функцио­нирования всей системы нужна тщательная и продуман­ная отладка всех ее составляющих.

Классификация технологий обучения. Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обу­чения, однако выделено две градации — традиционные и инновационные технологии обучения.

А. Я. Савельев (НИИ высшего образования) предлагает следующую классификацию образовательных технологий, которую предлагается взять за основную:

- по направленности действия (ученики, студенты, пре­подаватели и т.д.);

- по целям обучения;

- по предметной среде (гуманитарные, естественные, тех­нические дисциплины и т. д.);

- по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т. д.);

- по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);

- по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода)

Наши рекомендации