Дидактические основы организации учебного процесса.
На протяжении XX столетия в мировой педагогике делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 50-х гг. эти попытки были в основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения (ТСО). С «технизацией» обучения связывались немалые надежды на преобразование практики массового обучения. В середине 20-х гг., например, американец С.Пресси разработал механическое устройство для проверки выполнения контрольных заданий. Создав несколько таких устройств, он увидел в них нечто большее, чем простые машины для автоматизированного опроса и оценивал их как вклад в грядущую техническую революцию в образовании: «Образование является крупной отраслью индустрии и должно поэтому применять методы массового производства.... В образовании вполне возможна своя «промышленная революция».... Возможно, что только таким путем удастся сделать всеобщее образование эффективным» (Pressey, 1932).
С середины 50-х г.г. разработка вопросов использования технических средств в обучении (ТСО) связана со становлением и развитием программированного обучения и течения «педагогической технологии». Начиная с этого времени, можно выделить два направления исследований и практических разработок. Одно из них (генетически первоначальное) - использование технических средств в обучении.Второе -особый «технологический» подход к построению обучения в целом.
Таким образом, соответствующие разработки направлены на создание своего рода технической среды, или на применение технологии в обучении.
Сущность понятия. Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Однако для традиционного процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, не употребляя самого термина. В толковом словаре В. Даля мы можем найти следующее определение: «Технология — наука техники. Техника — искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу».
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизациюформ образования.
С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Поскольку технология обучения определяется определенным набором содержательных и процессуальных характеристик, информатизация образования обусловила расширение и сдвиг понятия в сторону проектирования и системного анализа процесса обучения. Наиболее емко смысл термина «технология обучения» передает следующее определение. Технология обучения— это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Итак, в технологии обучения содержание, методы и средства обучениянаходятся во взаимосвязи и взаимообусловленнсти. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования.Последовательность его шагов будет следующей:
- выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
- выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;
- выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;
- разработка технологии обучения.
При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение студентами знаниями, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний (см. табл. 1), (подробнее об этом см. в разделе 3.2. «Модульное обучение»).
Таблица 1.
Разработка технологий обучения
Организация содержания обучения | Выбор форм организаций учебного процесса | Выбор методов обучения | Выбор средств обучения | Выбор форм контроля |
Отбор наиболее значимого материала | Лекция | Контрольная работа | Направленных на первичное овладение знаниями | Учебная литература |
Структурирование учебного материала | Семинар | Коллоквиум | Направленных на совершенствование знаний, формирование умений, навыков (см. рис.) | Наглядные, пособия |
Отбор примеров и доказательств с учетом специальности | Лабораторное занятие | Курсовая работа | Информационные материалы для аудиовизуальных средств обучения и др. | |
Отбор задач и заданий, направленных на формирование умений и навыков | Экскурсия | Курсовой проект | ||
Самостоятельная внеаудиторная работа | Зачет | Учебное оборудование | ||
Практическое занятие и др. | Экзамен и др. |
Методы обучения— это система способов деятельности преподавателя и студентов, направленной на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание учащихся. (Схема 2.).
|
Средства обучения— это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса. (Схема 3.).
|
Приводимые схемы представляют достаточно подробную классификацию методов и средств обучения. «Технология обучения» — двухслойное понятие, в котором внутренний слой заключает вычлененное из соответствующей области науки содержание учебной дисциплины, а внешний слой — формы реализации содержания в учебном процессе.
Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса;
- студент, преподаватель;
- результат деятельности (в том числе и уровень профессиональной подготовки).
Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.
Классификация технологий обучения. Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделено две градации — традиционные и инновационные технологии обучения.
А. Я. Савельев (НИИ высшего образования) предлагает следующую классификацию образовательных технологий, которую предлагается взять за основную:
- по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т.д.);
- по целям обучения;
- по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т. д.);
- по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т. д.);
- по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);
- по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода)