Профессионально значимые качества преподавателя.
Для примера определения приоритетов личностного и профессионального развития педагога, а также эффективности его деятельности рассмотрим карту профессионально значимых качеств преподавателя (Таблица 1.).
Таблица 1.
Карта профессионально значимых качеств преподавателя
(по В.П.Симонову)
№ п/п | Оптимальный уровень | Допустимый уровень | Критический уровень |
Психологические черты личности как индивидуальности | |||
1.1 | Сильный уравновешенный тип нервной системы | Сильный неуравновешенный тип нервной системы | Слабый интерный тип нервной системы |
1.2 | Тенденции к лидерству | Властность | Деспотизм |
1.3 | Уверенность в себе | Самоуверенность | Самовлюбленность |
1.4 | Требовательность | Непримиримость | Жестокость |
1.5 | Добросердечие и отзывчивость | Недостаточная самостоятельность | Чрезмерный конформизм |
1.6 | Гипертимность | Педантичность | Возбудимость и демонстративность |
1.7 | Эмотивность | Застреваемость | Тревожность и дистимность |
Преподаватель в структуре межличностных отношений | |||
2.1 | Преобладание демократического стиля общения | Преобладание авторитарного стиля общения | Преобладание либерального стиля общения |
2.2 | Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам | Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами | Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов |
2.3 | Стремление к сотрудничеству с коллегами | Стремление к соперничеству с коллегами | Постоянные приспособления и компромиссы |
2.4 | Нормальная самооценка | Заниженная самооценка | Завышенная самооценка |
2.5 | Уровень изоляции в коллективе, равный 0 | Уровень изоляции в пределах 10% | Уровень изоляции в коллективе более 10% |
Профессиональные черты личности преподавателя | |||
3.1 | Широкая эрудиция и свободное изложение материала | Знание только своего предмета | Работа только по конспекту |
3.2 | Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся | Знание возрастной и педагогической психологии учащихся | Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии |
3.3 | Темп речи – 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность | Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос, отдельные оговорки с последующим исправлением | Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.п. |
3.4 | Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты | Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов | Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика |
3.5 | Обращение к учащимся по имени | Обращение к учащимся по фамилии | Постоянное безадресное обращение к обучаемым |
3.6 | Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость | Чуть замедленные реакции и находчивость | Отсутствие находчивости, слабая реакция |
3.7 | Умение четко формулировать конкретные цели | Умение определять только общие цели | Отсутствие умений четкого целеполагания |
3.8 | Умение организовать учебную работу всех учащихся сразу | Умение организовать работу большинства учащихся | Работа только с отдельными учащимися, при пассивности большинства |
3.9 | Проверяет степень понимания учебного материала всегда | Проверяет степень понимания учебного материала периодически | Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения |
Эффективность профессиональной деятельности | |||
4.1 | Эффективность учебных занятий 85% и выше | Эффективность учебных занятий 65-84% | Эффективность учебных занятий 45-64% |
4.2 | Работа на высшем уровне требований | Работа на среднем уровне требований | Работа на низшем уровне требований |
4.3 | Фактический уровень обученности 64-100% | Фактический уровень обученности 36-63% | Фактический уровень обученности менее 36% |
4.4 | Рейтинг преподавателя 4,4 балла и выше | Рейтинг преподавателя 3,8-4,3 | Рейтинг преподавателя менее 3,8 балла |
Количество баллов | 98,7 | 6,5 | 4,3 |
Таким образом, мы видим, что профессиональные качества педагога соотносятся со следующими заповедями его психолого-педагогической деятельности:
«Уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относить к другим, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе)».
«Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус и потребность к учению у других)».
«Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании».
Эти заповеди отражают суть основного педагогического тезиса: «только личность воспитывает личность, только характер формирует характер».