Раздел 5. Семинарско-практические занятия

Примерная тематика рефератов.

Примерная тематика рефератов.

1. Наука, паранаука, псевдонаука.

2. Философский образ современной науки.

3. Проблема «европоцентризма». Где появилась наука?

4. Методологические нормы и их значение.

5. Есть ли знание за пределами науки.

6. Проблема критериев научности.

7. Философский портрет ученого.

8. Возможен ли синтез сциентизма и магии?

9. По какому основанию можно классифицировать многообразные

формы знания: научное и Вненаучное, личностное и общезначимое?

10. Дилемма сциентизм-антисциентизм как проблема культурного и

социального выбора.

11. Фетишизация науки и ее негативные последствия.

12. Проблема языка науки.

13. О современной методологии.

14. Эвристичность научного знания.

15. Основные проблемы эволюционной эпистемологии.

16. Проблема альтернативности научного знания.

17. Идеал научности.

18. Логика открытия, есть ли она?

19. Модели научного предвидения.

20. Проблема рациональности в начале XXI века.

21. О положительных аспектах методологического анархизма.

22. Псевдоуниверсализм научного способа мышления.

23. Перспективно ли выделение «номотетических» и «идеографических»

наук?

24. Конвергенции и рациональность.

25. Методологическая роль понятия индивидуальности в современной

науке.

26. Науковедение как эмпирическая основа философии науки.

27. Круг идей «Новой науки».

28. Анализ рациональности как способа «вписывания» в мир.

29. Принцип соответствия, наблюдаемости, дополнительности,

верификации, фальсификации, пролиферации как принципы

философии науки.

30. Культурные смыслы науки.

31. Ценностные перспективы развития науки.

32. Особенности техногенной цивилизации и принцип «у-вей».

33. Основные модели эволюции науки: кумулятивизм, антикумулятивизм,

некумулятивизм.

34. Проблема самобытности русской науки.

35. Русский космизм.

36. Из фондов отечественной философии науки.

37. Виртуальная реальность и виртуалистика как проблема философии

науки.

38. Виртуальная реальность дискурса.

39. Пассионарность как энергетический феномен.

40. Концепция Чижевского.

41. Концепция Циолковского.

42. Концепция Гумилева.

Литература к главе III.

1. Философия науки // Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

2. Франк Ф. Философия науки. – М., 1960. – С. 41-81.

3. Философия и методология науки. – Ч. 1. – М., 1994. – Раздел 1.I, Раздел 2. VI.

4. Петров Ю.А. Что такое философия науки? // Вестник Московского университета. – Серия 5. – 1995. - №3.

5. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М, 2001. – С. 5-44.

7. Лешкевич Т.Г. Методология и философия науки. – Ростов н/Д, 2004. – С. 12-16.

8. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. – Ростов н/Д, 1997. – С. 122-131.

9. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. – М., 1984. – Гл. 2.

10. Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // Вопросы философии. – 1996. - №11.

11. Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в ХХ веке // Вопросы философии. – 1995. - №7.

12. Философия и наука: Критические очерки буржуазной философии. – М., 1972.

13. Кравец А.С. Методология науки. – Воронеж, 1991.

14. Наука в зеркале философии ХХ века. – М., 1992.

15. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. – М., 1993.

16. Основы философии в вопросах и ответах. – Ростов н/Д, 1997. – С. 266-275, 306-308.

17. Философский аспект проблемы. – М., 1989.

18. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения //Вопросы философии. – 1994. - №12.

Глава IV. Педагогика и психология высшей школы

В данной главе рассматривается профессионализм преподавателя как системный феномен, выражающий уровень владения преподавателем профессиональной деятельностью, проявляющейся в профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций, в субъектности, иерархии ценностных ориентаций, в инновационности и самореализации педагога.

Раздел 1. Болонский процесс и модернизация образования в РФ: концепция и федеральная программа

Введение.

Из истории болонского процесса.

Основные цели болонского процесса.

Основные положения болонской декларации.

Особая ответственность вузовских преподавателей.

Введение.

Развитие системы высшего профессионального образования Российской Федерации детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы. Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов XX в., в нашей стране осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие «как открытой государственно-общественной системы».

В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстоит осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования.

Социальная проблема модернизациинационального института образования заключается в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися общественными потребностями и условиями.

Экономическая проблема модернизациисостоит в обеспечении эффективного функционирования института образования в социальном и экономическом пространстве Российской Федерации и создании условий для формирования конкурентоспособного рынка экспортных образовательных услуг российских вузов в мире и, в частности, в европейском политическом и территориальном пространстве, для чего необходимо структуру высшего образования обозначить в единицах европейского измерения (образовательных уровнях, кредитах, компетенциях и пр.). Совмещение интересов внешних и внутренних направлено на реорганизацию системы профессионального высшего образования в Российской Федерации с учетом положений Болонской декларации.

Наши рекомендации