Раздел 3. Основы социальной психологии

Общение.

Виды групп. Малая группа.

Понятие групповой динамики.

Общение.

3.1.1. Структура общения. Проблема общения является предметом изучения многих дис­циплин — социологии, философии, педагогики, антропологии и других наук. Специфика психологического подхода заключается в том, что исследовательские интересы ученых направлены на ана­лиз структуры общения, роли индивидуальных установок и соци­альных стереотипов в межличностных и межгрупповых контактах, на раскрытие особенностей проявления характерных для психики человека феноменов (тревожности или агрессии, динамики формирования сознания и самосознания и т.д.) в процессе общения.

В структуре общения выделяются мотивационный компонент, когнитивный и поведенческий. Мотивационный предполагает ана­лиз потребностей и мотивов, лежащих в основе общения. С этой точки зрения могут быть контакты, содержанием которых являет­ся направленность людей друг на друга, потребность быть вместе, например, при влюбленности, дружбе и т.д. Мотивация общения может быть и деловой, при этом интерес к совместному делу или к получению информации от партнера рассматриваются как прямые мотивы общения. В то же время общение может быть и опосредо­ванным, когда важен не партнер, но его связи с другими людьми, либо его статус и т.д., т.е. мотивом является не общение как тако­вое, но получение определенной выгоды из контакта. При этом мо­тивы общающихся могут не совпадать (и часто не совпадают) меж­ду собой, что иногда служит причиной конфликтов.

Когнитивный компонент констатирует необходимость знаний о том, каким образом надо строить общение, как можно наладить эмоциональный контакт, преодолеть барьеры общения, предупре­дить или разрешить конфликтную ситуацию. При этом важно по­мнить о том, что в разных культурах, с людьми разного возраста, пола и т.д. общение строится по-разному. Знание о закономерно­стях, определяющих общение, предполагает и владение способами установления информационного контакта, продуктивного взаимо­действия с окружающими, умение правильно оценить человека, по­нять его индивидуальность и эмоциональное состояние в конкрет­ный момент. Таким образом, когнитивный компонент включает в себя понятия, необходимые для осуществления тех основных про­цессов, которые и составляют содержание общения.

Когнитивная часть структуры общения тесно связана с поведенче­ской.Знания о специфике восприятия людьми другу друга и об осо­бенностях их взаимодействия позволяют адекватно выстраивать поведение в разных ситуациях так, чтобы не вызвать агрессии или тревоги собеседника (или собеседников), но, наоборот, наладить с ними доверительные отношения, способствующие контакту.

Исследования Г.М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других уче­ных, анализировавших содержание и механизмы общения, показа­ли, что его ведущими процессами или сторонами общения являют­ся перцепция (восприятие партнерами друг друга), коммуникация (передача информации в процессе общения) и интеракция, т.е. взаимодействие партнеров.

Перцептивная сторона общения.В процессе восприятия у человека формируется образ другого, понимание его личностных черт. Наибольшие сложности в про­цессе восприятия человека человеком представляет не только не­однозначность самого объекта (человека или группы людей), но и тот факт, что по внешним признакам, по тому образу, который формируется в результате контакта, партнеры стремятся вывести суждение о внутренних качествах друг друга. Отсюда те многочис­ленные стереотипы, связывающие конституцию или черты лица с индивидуальными особенностями, о которых уже упоминалось в предыдущей главе.

На восприятие окружающих оказывают влияние и эффекты «ореола», «новизны», «бумеранга». Эффект «ореола» заключается в том, что первое, общее впечатление о человеке, часто основанное на установках или каких-то отрывочных сведениях о нем, распро­страняется на восприятие его поступков и личностных качеств. При этом может сформироваться как положительный, так и отри­цательный «ореол». Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступ­ки оцениваются только позитивно, несмотря на их реальное содер­жание. В его деятельности выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недо­оцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатле­ние о каком-либо человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не за­мечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофирован­ного внимания к недостаткам. На формирование «ореола» влияют, как уже было сказано, установки и прошлый опыт, поэтому, напри­мер, даже внешний вид, одежда или профессия партнера может стимулировать развитие положительного или отрицательного «ореола». Ярким проявлением положительного «ореола» является, например, влюбленность или фанатичное почитание вождя, при которых совершенно исчезает реальная оценка действий объекта любви или почитания.

Эффект «новизны» заключается в том, что по отношению к зна­комому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая, информация о нем, тогда как по отношению к незна­комому человеку более значима первая информация. Именно поэ­тому эмоционально насыщенная или значимая информация о но­вом человеке может стимулировать формирование положительно­го или отрицательного «ореола».

Еще одним важным эффектом восприятия является эффект «бу­меранга», заключающийся в том, что в некоторых случаях воздейст­вие информации на партнеров по общению (или на широкую ауди­торию) вызывает результат, обратный ожидаемому. Как правило, этот эффект возникает в тех случаях, когда подорвано доверие к источнику информации или этот источник (как субъект, так сред­ство массовой информации или учреждение) вызывает неприязнь у воспринимающих. Иногда эффект «бумеранга» возникает, если ин­формация длительное время носит однообразный, не соответству­ющий изменившимся условиям характер. Например, при неприяз­ненных отношениях в семье даже правильные советы свекрови или тещи воспринимаются враждебно, вызывая действия, прямо противоположные тем, которые они советовали. Такую же реак­цию вызывают иногда и средства массовой информации, особенно в прошлые годы, когда негативная рецензия в печати вызывала уве­ренность в том, что этот человек (или это художественное произ­ведение) заслуживают интереса.

Анализ перцептивного процесса общения показывает, что при восприятии другого человека возникает не только представление о нем, но и эмоциональное отношение, при котором партнер может вызывать как ситуативное эмоциональное переживание, так и стой­кое чувство, как положительное, так и отрицательное. Исследова­ния механизмов формирования атракции, т.е. привлечения к себе партнера по общению, начаты сравнительно недавно, однако неко­торые закономерности возникновения эмоционально насыщенной социальной установки (аттитюда) на другого удалось установить. Прежде всего, привлекательными являются люди со сходными чер­тами, при этом сходство должно проявляться в основных чертах (интеллекта, юмора, скупости или щедрости, педантичности и т.д.) и не обязательно должно быть в инструментальных или второсте­пенных чертах. Более того, некоторое несходство в этих парамет­рах даже усиливает привлекательность. Соответственно, крайнее несходство основных характеристик вызывает отрицательный аттитюд, проявляющийся в неприязни или ненависти к другому. На атрактивность влияют и так называемые экологические характеристи­ки общения — частота встреч, расстояние между партнерами при об­щении и т.д., а также особенности их совместной деятельности. При этом разделение действий при совместной деятельности может вы­зывать как привлечение, так и отталкивание в случае ее неуспеха. Помогающее же поведение, которое заключается в том, что партнер не выполняет никаких реальных операций, но только присутствует, помогая другому в выполнении действия, является одним из важных механизмов атракции. Например, при каких-то ремонтных работах в доме можно реально помогать — подавать инструменты, красить что-то и т.д. Однако при неудаче главный исполнитель может обви­нить партнера в том, что он давал не те инструменты, не так держал кисть и т.д. В том же случае, когда партнер просто стоит рядом, вре­мя от времени подхватывая какие-то летящие предметы или подает требуемый инструмент, он, по мнению исполнителя, идентичен с ним, а потому не вызывает негативной эмоциональной реакции даже при неудаче.

3.1.2. Коммуникативная сторона общения. Коммуникативная сторона общения предполагает обмен инфор­мацией между партнерами. Специфика коммуникации в психологии в отличие от ее изучения, например, в теории информации или кибер­нетике в том, что решающее значение приобретает ориентация парт­неров друг на друга, их активность в стремлении убедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. происходит не просто «движение» информации, но ее развитие, уточнение и обогащение. Поэтому коммуникатору (человеку, сообщающему информацию) не­обходимо учитывать не только то, что говорится, но и каким обра­зом, соотносить содержание сведений с установками, ценностями, мотивами каждого из реципиентов (воспринимающих).

Исходя из тех задач, которые ставит перед собой коммуника­тор, выделяются побудительные сообщения (побудить сделать что-либо), информативные (передать сведения), экспрессивные (сформировать переживание), фатические (установление и под­держание контакта).

Фатическое, то есть бессодержательное, общение предполагает ис­пользование коммуникации исключительно с целью поддержания самого процесса общения. Его иллюстрацией могут служить так на­зываемые разговоры о погоде, когда собеседники обмениваются тривиальной, незначащей или всем известной информацией, что­бы скоротать время или наполнить хоть каким-то содержанием за­тянувшийся визит.

Чисто информативная цель сообщения может не предполагать реакции собеседника, т.е. для коммуникатора может быть важен сам факт сообщения безотносительно к тому, какое воздействие он оказал на реципиента и понято ли оно верно. Частично такой ва­риант коммуникации приближается к фактическому общению. Од­нако чаще всего важен не только факт передачи, но и адекватное понимание информации, что необходимо для ее принятия. Поня­тая и принятая информация может вызвать эмоциональную реак­цию партнера, побудить его к определенному действию.

Эмоциональное наполнение информации может быть связано как с ее содержанием, чрезвычайно значимым для реципиента, так и с использованием специальных механизмов формирования эмоций (заражение, обусловливание), о которых говорилось в предыдущих Главах.

Наиболее сложной задачей коммуникации является реализа­ция намерения повлиять на поведение другого, так как в этом слу­чае необходимо не только понимание значимости сообщения, но и одинаковый подход к оценке ситуации или других партнеров, близкая система ценностей. Выделяются такие способы воздейст­вия в процессе общения, как убеждение, внушение, подражание, зара­жение. При убеждении коммуникатор ориентируется на сознатель­ное, разумное восприятие своей информации, поэтому его моно­логическая или диалогическая речь должна быть максимально развернутой и выразительной. Остальные способы воздействия предполагают ориентацию не только (и не столько) на сознание, сколько на бессознательные чувства, переживания, стремления людей, в том числе и такие, как страхи, тревоги, боязнь нового и т.д. Поскольку само содержание информации часто имеет второ­степенное значение в этих случаях, коммуникатор стремится воз­действовать на эмоции слушателей, используя разнообразные средства выразительности. Частными проявлениями заражения являются паника, агрессия толпы. Конформизм, как правило, не­посредственно связан с подражанием. При этом и подражание, и заражение обычно приводят к непосредственным реакциям, тогда как ответ на внушение может проявиться и через некоторое время.

Для передачи всех видов сообщений используются средства ком­муникации — разнообразные знаковые системы, которые разделяют­ся на вербальную коммуникацию (речь) и невербальную коммуникацию, включающую несколько видов знаков. Выделяют оптико-кинетиче­скую систему (жесты, мимика, пантомимика), экстралингвистическую (темп речи, включение в речь пауз, плача, смеха), паралингвистическую систему (вокализации, т.е. диапазон, тональность голоса), визу­альное общение (контакт глаз), а также систему организации про­странства и времени коммуникативного процесса.

В различных ситуациях и при доминировании определенной за­дачи коммуникации используются преимущественно те или иные средства, однако чаще всего в той или иной степени все они вклю­чены в процесс сообщения. Если вербальные средства в большей степени характерны для констатирующей коммуникации, когда важно просто передать определенные сведения, в побудительные сообщения всегда включаются и невербальные средства. При этом важно помнить и о том, что влияние паралингвистических и экстралингвистических систем усиливается в большой группе людей. Так как эмоции, возникающие при воспри­ятии такого сообщения, усиливаются при контакте, ими «заража­ются» слушатели как от оратора, так и друг от друга, что приводит к образованию толпы.

Изучаемые проксемикой пространственные и временные харак­теристики общения раскрывают значение временных параметров, при которых точность, пунктуальность или, наоборот, постоянные опоздания воспринимаются как знаки, определяющие ролевые по­зиции участников, иногда даже их отношение друг к другу. Важным феноменом пространственной характеристики является эффект «вагонного попутчика», при котором тесный контакт со случайным человеком, вероятность повторной встречи с которым крайне мала, приводит к неожиданным откровениям даже у достаточно «закрытых» людей.

Особое место в анализе коммуникативного процесса занимает изучение специфических коммуникативных барьеров, нарушаю­щих процесс обмена информацией, адекватное понимание и реаги­рование на сообщение. Барьеры могут порождаться социальными факторами, например, политическими разногласиями, различия­ми во взглядах, связанными с разницей в статусных положениях, окружении, культуре, религии. Такие барьеры нарушают взаимопо­нимание как отдельных людей, так и больших групп, принадлежа­щих к разным культурам, религиям, нациям.

Причиной непонимания могут быть и индивидуальные особен­ности партнеров, например, интравертность, закрытость собесед­ников (или хотя бы одного из них), тревожность, мнительность, которая приводит к тому, что любую информацию собеседник воспринимает как личную, направленную против него и его самооцен­ки. Демонстративность, завышенные притязания также нарушают контакт, так как один из партнеров направлен не на общение, но на демонстрацию своих качеств.

Еще одним важным барьером общения, приводящим к непони­манию переданных сведений, являются трудности кодирования и декодирования сообщаемой и воспринимаемой информации. Из-за того что у людей неоди­наковы и способности к изложению своих мыслей, и системы коди­рования (например, излюбленные слова, обороты речи и т.д.), ин­формация всегда будет принята реципиентом в своей системе ко­дировки, которая более или менее отлична от системы коммуникатора. Именно поэтому известный лингвист А.А. Потебня подчеркивал, что всякое понимание есть непонимание. На осно­вании таких индивидуальных систем кодировки происходит и оценка авторства того или иного текста, которая на сегодняшний день проводится достаточно точно.

Кроме индивидуальной системы кодирования информации по­ниманию мешает и тот факт, что при сообщении часто использу­ются не значения слов, а их личностные смыслы, что нарушает об­щение, приводя иногда и к конфликтам, о чем подробно говори­лось в предыдущих Главах.

3.1.3. Интерактивная сторона общения. Последним процессом или стороной общения является инте­ракция, т.е. взаимодействие людей. Это направление изучает по­строение общей стратегии взаимодействия партнеров, способы обмена действиями, что связано с необходимостью согласования пла­нов этих действия с анализом «вкладов» каждого участника.

Анализ содержательной стороны взаимодействия позволил вы­делить два основных его типа — кооперацию и конкуренцию, которые исходят из двух противоположных тенденций в совместной дея­тельности — согласия, контакта и разобщения, конфликта, при этом конфликт выделяется и как особый случай взаимодействия. Исследование четырех основных характеристик конфликта — структуры, динамики, функций и типологии, стало предметом осо­бой области социальной психологии — конфликтологии.

Исследуя процесс совместной деятельности, В.М. Бехтерев выде­лил людей, склонных к коллективной или индивидуальной деятельно­сти, анализируя, что происходит с личностью, когда она становится участником группового взаимодействия. Оказалось, что существуют люди, у которых происходит ухудшение продуктивности выполняе­мой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторон­них людей или наблюдателей. Это явление получило название ингибиции. Противоположное свойство, получившее название фасилитации, связано с существенным повышением скорости и качества выполняе­мой деятельности в группе или в присутствии наблюдателей. Склон­ность к фасилитации или ингибиции связана во многом с индивиду­альными особенностями человека, а также с характером выполняе­мой деятельности и степенью группового давления.

Виды групп. Малая группа.

Одним из основных предметов исследования социальной психо­логии являются малые группы и процессы, происходящие в них. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в психологии выделя­ется несколько видов групп:

Раздел 3. Основы социальной психологии - student2.ru

Раздел 3. Основы социальной психологии - student2.ru Условные группы — это объединения людей, не имеющих непо­средственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом. Они различаются по характеру деятельности, полу, возрасту, на­циональности (например: пенсионеры, строители, подростки и т.д.). Люди, входящие в условные группы, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Напротив, реаль­ные группы объединяют людей, действительно связанных опреде­ленными отношениями, при этом размеры этих групп не ограниче­ны — от семьи до факультета или института.

Лабораторные группы объединяют людей, временно связанных для выполнения определенной деятельности (например, для про ведения психологического эксперимента). Поэтому они недолго­вечны, в отличие от естественных групп, объединяющих людей в реальной жизни (сослуживцы, родственники и т.д.), и потому суще­ствуют столько, сколько существует та связь, та деятельность, кото­рая лежит в основе этих объединений.

Большие, т.е. состоящие из значительного числа людей, реаль­ные группы могут быть неорганизованными и организованными. Неорганизованные группы — это не имеющие определенной структу­ры, хаотические объединения людей, сплоченных каким-то эмо­циональным состоянием (например, паникой) или целью (наибо­лее ярким примером таких групп является толпа).

В организованные большие группы входят люди, объединенные не только общей деятельностью, но и имеющие общие нормы поведе­ния, ценности и традиции. Наличие четкой структуры и группово­го (общественного) мнения позволяет донести эти нормы, ценно­сти, цели до каждого человека, входящего в такую группу. В отли­чие от малых групп, непосредственных контактов между всеми членами больших групп не существует в силу значительного числа людей, входящих в них.

Наличие такого непосредственного контакта и взаимодействия между всеми людьми, входящими в объединения, является важной характеристикой малых групп. Именно их структура, взаимоотноше­ния между членами, механизмы, обусловливающие их сплоченность или разобщенность, процессы групповой дифференциации и стили руководства являются главным предметом исследования социаль­ной психологии. Наличие небольшого числа участников (обычно не более 10 человек), постоянные контакты и взаимодействие делают малые группы своеобразными психологическими лабораториями, в которых все процессы общения открыты для исследования.

Важной особенностью малой группы является и ее относитель­ная структурная простота, т.е., как правило, существует один авто­ритетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объеди­нены остальные члены группы. При этом размер группы не имеет значения и может достигать даже нескольких десятков человек (на­пример, класс). В том случае, если внутри малой группы появляют­ся другие лидеры, которых начинает поддерживать часть ее чле­нов, она превращается в структурно сложную и нередко распадает­ся на две или более группы.

Как уже было сказано, выделяют формальные и неформальные малые группы. Формальные, или официальные, группы обычно име­ют юридический статус и заданную, нормативно закрепленную структуру, т.е. лидер такой группы обычно назначается и имеет фиксированные права и обязанности, так же как остальные члены группы. При этом права и обязанности каждого соотносятся с его статусным положением.

Неформальные группы — это добровольные объединения людей, связанных между собой общими интересами, симпатиями либо де­ловыми соображениями. Ни лидер, ни члены такой группы не име­ют фиксированных прав и обязанностей, но распределяют их меж­ду собой исходя из пользы дела и ситуации. Как правило, членов неформальной группы связывают между собой не только взаимо­действие, но и тесные дружеские контакты, взаимная симпатия, го­товность к содействию в трудной ситуации.

Каждый человек обычно является членом как формальной, так и неформальной группы, а иногда и нескольких таких групп. Эти объединения, в которые он реально входит, получили название группы членства. Кроме того, в психологии выделяются и так назы­ваемые референтные группы — сообщества, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности, мнения и оценки которых он ориентируется. Референтная группа может быть не только реальной (например, компания во дворе или близкие друзья), но и условной (интеллигенция, бизнесмены). И в том, и в другом случае референтная группа выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации людей. Выделяют «положительные» и «отрицательные» референтные группы. «Положительные» — те группы, с кото­рыми человек идентифицирует себя, членом этих групп ему хоте­лось бы стать. «Отрицательные» вызывают у субъекта неприятие и протест. У каждого человека обычно имеется большое число рефе­рентных групп, связанных с разными сторонами его жизни, инте­ресами, занятиями и т.д.

Понятие групповой динамики.

В процессе развития малой группы в ней выделяются люди, имеющие разный статус. Этот процесс групповой дифференциа­ции происходит и в официальных, и в неофициальных группах.

В официальных группах реальный и формальный лидер могут совпадать или не совпадать между собой, причем расхождение или конфликт между ними нарушает всю деятельность такой группы.

Выделяют понятия лидера, социометрической звезды, предпо­читаемых и отверженных членов группы. Исследования механиз­мов групповой дифференциации и факторов, лежащих в основе предпочтений членов группы, были начаты в школе групповой ди­намики, созданной К. Левиным. Он предположил, что группа так­же может быть рассмотрена как динамическая система, формирую­щая социальное поле по аналогии с системой психологического поля личности. Социальное поведение людей в группе определяет­ся взаимоотношениями внутри нее, конкурирующими тенденция­ми, стремлениями отдельных членов группы, каналами общения. Групповое поведение является функцией общего состояния соци­ального поля, как поведение человека является функцией потреб­ностей и психологического поля. Развитие группы и выделение в ней лидеров, звезд и отверженных обусловлено динамикой лично­го и социального полей, их временной перспективной и существу­ющими барьерами. Изучение групповой динамики и работы Леви­на по снижению вероятности межгрупповых конфликтов и повы­шению потенциала каждого члена группы проложило дорогу и различным приложениям социальной психологии в практику, как Т-группы, тренинг сензитивности, институт лидерства.

Практические же методы исследования структуры группы связаны с работами Я. Морено, в которых получил обоснование метод социо­метрии. При его помощи выявляются статусные положения членов группы, о которых упоминалось выше. В самом простом варианте со­циометрический метод заключается в анализе выборов, осуществляе­мых всеми входящими в группу людьми. При этом возможен один вы­бор (с кем бы вы хотели пойти в театр или готовиться вместе к экза­менам) или три выбора по степени значимости (кого вы выбираете в первую очередь, во вторую и в третью). Ответы заносятся в социо­метрическую матрицу, которая и помогает проранжировать выборы и выявить статусное место человека в групповой иерархии. Если веду­щим параметром, на основании которого проводится выбор, являет­ся эмоциональный (симпатии и антипатии, проявляющиеся в выборе партнеров для проведения досуга), то человек, набравший самое большое число голосов, — это социометрическая звезда, или эмоцио­нальный центр группы. При выборе, связанном с реализацией дело­вых функций коллектива, ведущее место в иерархии получает лидер, т.е. человек, организующий деятельность членов группы, наиболее авторитетный и компетентный по мнению большинства. Как прави­ло, социометрическая звезда и лидер группы не совпадают между со­бой, и лишь в диффузных, только образовавшихся или временных коллективах эти роли тождественны друг другу.

Люди, занявшие достаточно высокие места в групповой иерар­хии, — это предпочитаемые члены группы, в то время как лица, не получившие ни одного выбора, — отверженные. Факторы, приводя­щие к групповой дифференциации, чрезвычайно многообразны, так как связаны и с видом группы (официальная или неофициаль­ная), и с ее деятельностью, и с временем существования, и с личны­ми качествами членов группы. В неофициальных группах и при до­статочно простой деятельности в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, эмпатийностью, чувством юмора и т.д. В официальных, сложно организо­ванных группах, в объединениях, главной целью которых является достаточно важная и трудная деятельность, на первый план выходят организационные качества, умение спланировать и довести ра­боту до конца, правильно распределить обязанности, настоять на своем. Также неоднозначны и качества, приводящие к отверженно­сти, так как изолированными могут стать как люди неприятные, аг­рессивные, конфликтные, так и тихие, замкнутые, не умеющие об­щаться и налаживать контакты субъекты.

Четкая структурная организация группы и доброжелательные отношения повышают групповую сплоченность, которая выража­ется в частоте контактов между членами группы и общности их ценностных ориентаций и установок. При этом сознательную спло­ченность необходимо отличать от конформности, т.е. податливости человека ре­альному или воображаемому давлению группы.

Конформность проявляется в изменении поведения и устано­вок людей, принимающих навязанные группой стереотипы. Подчи­нение навязываемому группой мнению, как правило, связано с же­ланием заслужить одобрение или избежать порицания со стороны входящих в группу лиц. Экспериментальное исследование конфор­мности было начато в работах С. Аша и Р. Кратчфилда, разработав­ших метод «подставной группы». При этом испытуемый, попадав­ший в такую группу, не подозревая о предварительном сговоре ее членов, часто соглашался с заведомо неправильным мнением, высказываемым большинством (например, о том, что более короткая стрелка является более длинной).

Тот факт, что в экспериментальной группе большинство испы­туемых было склонно к конформной реакции, не доказывает, одна­ко, что эта же реакция будет проявляться и при взаимодействии с реальным коллективом. Оказалось, что при вхождении в незнако­мую группу уровень конформизма повышается, что расценивается как нормальная реакция человека на незнакомую обстановку, но­вые, еще не известные ценности людей и нормы отношения между ними. Постепенно самостоятельность в принятии решений повы­шается либо, в том случае если ценности и нормы группы не при­нимаются человеком, он выходит из нее. Степень конформности связана и со статусом человека (чем он ниже, тем выше может быть конформность), и с уровнем его приверженности группе, желани­ем во что бы то ни стало принадлежать к этому сообществу. Зависи­мость человека от группы вынуждает искать подлинного или мни­мого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Большое значение имеют индивидуальные и личностные характеристики человека (интел­лект, тревожность, внушаемость, компетентность и т.д.), а также его пол, возраст, например маленькие дети более конформны и внушаемы, чем взрослые люди. Необходимо помнить также, что в отличие от конформности (эффект которой исчезает при снятии группового давления), внушаемость предполагает сохранение при­нятых понятий и решений в течение длительного времени и после окончания процесса внушения.

Особым видом зависимости человека от мнения окружающих является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинст­ва, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. При этом люди также не могут следовать своим соб­ственным стремлениям, так как боятся согласиться с другими. Яр­кие проявления возрастного негативизма наблюдаются в кризисах 3 лет и подростковом, примером чего может служить просьба одно­го ребенка: «Пожалуйста, запретите мне рисовать, ведь мне так хо­чется немножко порисовать».

Таким образом, при анализе групповой сплоченности и единст­ва, а также групповых конфликтов необходимо отличать единооб­разие внутригруппового поведения, связанного с конформизмом, от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов. Точно так же конфликты, проистекаю­щие от негативизма одного или нескольких членов группы, хотя и наносят урон ее целостности, не влияют на ценностную сплочен­ность, в отличие от разногласий, связанных с разницей в убежде­ниях.

Большое значение и для сплоченности, и для организации дея­тельности имеет стиль руководства, доминирующий в группе. Опи­сание наиболее распространенных стилей общения также принадлежит К. Левину. На основе двух параметров (содержание решений и приемы их выполнения) он выделил три стиля — демократический, авторитарный, попустительский, дав каждому из них развернутую характеристику и способы оценки. При авторитарном стиле система приемов воздействия на подчиненных основана на жестких спо­собах управления, пресечении любой, не исходящей от начальни­ка, инициативы и отсутствии коллективного обсуждения принима­емых решений. Демократический стиль, напротив, предполагает коллегиальность в принятии решений и планировании деятельности при сохранении дисциплины и личной ответственности, поощ­рение инициативы, учет личных качеств, стремлений и склонностей подчиненных. Попустительский (или анархичный) стиль свя­зан с фактическим устранением руководителя от управления деятельностью группы, в которой нет распределения обязанно­стей, личной ответственности за порученное дело и плана деятель­ности. Решения руководства обсуждаются и критикуются группой, однако это не приводит к деловой инициативе и продуктивности.

Раздел 4. Семинарско-практические занятия

4.1. Вопросы и задания.

Примерные темы рефератов.

4.1. Вопросы и задания.

1. Как изменялась взаимосвязь психологии с другими науками?

2. Какие виды развития существуют в психологии?

3. Что такое категориальный строй психологии?

4. Дайте характеристику психофизической и психофизиологической проблем.

5. Какие методы применяются в психологии?

6. В чем сущность формирующего эксперимента?

7. Какие существуют виды тестов, в чем их достоинства и недостатки?

Примерные темы рефератов.

1. Методологические проблемы психологии.

2. Сравнительный анализ значения объективных и субъективных факторов в развитии психологии.

3. Основные принципы психологии, анализ их развития.

4. Категории личности и переживания, их место в системе психологического знания.

5. Категории образа и поведения, проблема внутреннего и внешнего в психо­логии.

6. Индивидуальные особенности и их влияние на восприятие и понимание людьми друг друга.

7. Общая характеристика коммуникативных проблем межгруппового общения.

8. Роль игры в развитии личности и общения человека.

9. Конформизм, его достоинства и недостатки.

10. Проблемы каузальной атрибуции и формирования личной привлекательности.

Литература к главе II.

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

2. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж; 1996.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1997.

4. Петухов В.В., Сталин В.В. Психология. Методические указания. М., 1989.

5. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Рос­тов н/Д, 1997.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

8. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная пси­хология на Западе. М., 2001.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

10. Петровская Л.А. Компетентность в общении М., 1989.

11. Шибутани Э. Социальная психология СПб., 1999.

Наши рекомендации