Ведущие категории психологии.

Кроме принципов на развитие психологии как науки влияет и формирование ее категориального строя, т.е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют ее предмет и его содер­жание.

В настоящее время выделяют несколько основных категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории. Это категории мотива, образа, деятельности, личности, общения, переживания. В разные периоды развития психо­логии и в разных школах эти категории имели неодинаковое значе­ние, однако всегда, так или иначе, присутствовали в психологиче­ских концепциях.

Одной из первых в психологии появилась категория образа, ко­торая стала ведущей при изучении познания. Уже в античности ученые изучали как формируется у человека образ мира, впоследствии в центре внимания психологов оказался образ «себя», самосозна­ние человека, его содержание и структура. Если в первых психоло­гических теориях образ «себя» рассматривался преимущественно как одна из областей сознания, то в современной науке образ-Я стал од­ним из ведущих понятий психологии личности.

Образ предмета рассматривался многими учеными как сигнал, на основе которого зарождается и начинает функционировать реф­лекс, поведение человека. Образ как сенсорная основа мысли счи­тался незыблемым постулатом учеными, которые рассматривали психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощущений и пред­ставлений. Безобразный характер мышления стал в начале XX в. одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. Образ, как основа восприятия, его целостный и системный характер стал ве­дущей категорией в психологической школе гештальтпсихологии. Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о взаимосвязи чувственного и умственного образов. Изучение этой связи, так же как и сочетания умственного образа и слова, было и остается одной из важнейших проблем для психологии. Достаточно сказать, что такие великие ученые, как А.А. Потебня, Л.С. Выгот­ский, Г.Г. Шпет, Ж.Пиаже, Д. Брунер и другие посвятили свои наи­более значительные труды исследованию именно этой проблемы. И чувственный, и умственный образы являются содержанием сознания, поэтому совокупность образов может рассматриваться как определенный аналог этой философской категории. Однако для психологии не менее важным является и вопрос о степени осознанности образов, так как и бессознательное, и надсознательное играют не менее важную роль, чем сознание.

Не меньшее значение имеет в психологии и категория мотива. Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали ис­точник активности, стремились найти причину, которая побуждает человека к движению, т.е. стремились понять мотивы, которые лежат в основе нашего поведения. Были попытки найти и материальное объяснение этим побуждениям, при этом мотивы связывалисьи с движущимися атомами, и с «животными духами», были и теории, которые говорили об их нематериальности. Так, Платон говорил о страстной или вожделеющей душах, которые и являются носителями мотивов, а Лейбниц считал, что активность, побуждение к действию является свойством души-монады. Однако, незави­симо от истолкования природы мотива, он, как правило, связывался с эмоциями и был одной из главных проблем для всех психоло­гов. Поэтому естественно, что и в современной психологии понятие мотива (потребность, влечение, стремление) стало веду­щей категорией практически для всех психологических школ.

С категорией мотива тесно связана другая категория — пережи­вания, эмоционального отклика человека на явления внешнего мира и свои поступки и мысли. Еще Эпикур утверждал, что именно переживания направляют и регулируют поведение, в качестве та­ковых рассматривают их и современные психологи. Несмотря на то, что проблема природы и динамики эмоциональных процессов не получила еще в психологии однозначного решения, сам факт важности эмоций и переживаний не только в регуляции активно­сти, но и в присвоении знаний, идентификации с окружающим ми­ром, в том числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения.

Говоря о категории деятельности, необходимо помнить о том, что в психологии рассматривается и внешняя деятельность (поведе­ние), и внутренняя (прежде всего, мыслительная деятельность). На первых этапах развития психологии учеными не подвергалась со­мнению мысль о том, что поведение является таким же психологи­ческим понятием, как и мышление. Однако со временем психологи, как уже говорилось выше, начали отождествлять психику только с сознанием, а все внешние проявления активности выходили, таким образом, за рамки собственно психического. Поэтому на долю пси­хологических исследований оставалось изучение только внутрен­ней, умственной деятельности. Это мешало развитию объективных методов исследования психики, останавливало и развитие экспери­ментальной психологии. В середине XIX в. английский психолог и философ Г. Спенсер впервые сказал о том, что предметом психоло­гии являются ассоциации между внутренним и внешним, т.е. между сознанием и поведением. Таким образом, было не только зафикси­ровано уникальное положение психологии, но и узаконено место внешней деятельности в качестве психологической категории. В со­временной психологии существует несколько школ, для которых ка­тегория деятельности является ведущей — это и бихевиоризм, и оте­чественная психология, в которой теория деятельности занимает одно из центральных мест. В то же время изучение внутренней и внешней деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов — одна из центральных проблем возрастной психологии, так же как и мно­гих других психологических направлений и отраслей. Слова о том, что человек — существо социальное, т.е. что он не может существовать вне общения с другими, были высказаны еще Аристотелем. За период своего существования психология накопи­ла много данных о важнейшей роли других людей в развитии пси­хики индивида, в формировании его представлений о себе и о мире. В возрастной психологии огромная роль взрослого и отно­шений «взрослый — ребенок» является одной из аксиом, указываю­щей на то, что полноценное психическое развитие ребенка не мо­жет осуществляться в изоляции. С появлением социальной психо­логии начинается серьезное изучение общения взрослых людей друг с другом, при этом особое внимание уделяется общению лю­дей, принадлежащих к разным нациям, культурам, а также особен­ностям массовых коммуникаций. Исследования позволили выде­лить разные стороны общения (коммуникативную, перцептивную, интерактивную), его структуру и динамику. Анализ направления развития психологической науки показывает, что значение этой категории, так же как и доля исследований, посвященных различ­ным проблемам общения, будет и дальше возрастать.

В отличие от других, категория личности появилась в психоло­гии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека, раз­витии его представления о себе и оценки себя ставились еще в ан­тичности. Однако в то время понятия «личность» и «человек» рас­сматривались как тождественные, не существовало и современных понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность». На протя­жении длительного времени, как уже отмечалось, ведущими вопро­сами психологии были вопросы познания, а категории образа и внутренней, умственной деятельности оставались ведущими. Неда­ром известный ученый В.Вундт говорил о диктате «интеллектуа­лизма» в психологии, противопоставляя свою волюнтаристскую психологию прежней, изучающей в основном «человека познающе­го», а не чувствующего. Лишь с появлением школы глубинной пси­хологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ею в современной психологической науке, хотя и в настоящее время разные школы (гуманистическая, глубинная, отечественная психология) рассматривают структуру, генезис и движущие силы развития личности по-разному. Большое влияние на развитие психологической науки оказал и подход к решению ключевых проблем психологии, изучающих природу психического, взаимоотношения психического и физического, телесного и духовного в психике. При этом на первый план выходили либо общие проблемы, т.е. соотношения психического и физического, либо более частные, связанные с исследованием свя­зи организма (тела) с психикой (душой). Соответственно в первом случае эта проблема звучала как психофизическая, а во втором — как психофизиологическая.

Сама постановка проблемы и подходы к ее решению были связа­ны с вопросами о роли и месте человека в мире. В античной психо­логии ученые рассматривали человека как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей. С этой точки зрения человек подчи­нялся тем же законам, что и все живое и неживое в природе, а пси­хические законы были отражением физических, т.е. вариациями основных законов природы. Исследование этих законов приводи­ло ученых к мысли о том, что существует единая первооснова, ко­торая составляет сущность и психического, и физического. Такое решение психофизической проблемы получило название монизма (общая, единая первооснова, субстанция). В зависимости от того, идеальной или материальной является эта субстанция, монизм мо­жет быть идеалистическим или материалистическим. Некоторые уче­ные, как например Р. Декарт, отвергали наличие единой субстан­ции, доказывая существование двух первоначал, двух разных суб­станций для души и для тела. Этот подход получил название дуализма. Так как часто процессы, которые происходят в душе и теле, рассматривались как параллельные и независимые друг от друга, в психологии появляется понятие психофизического параллелиз­ма, подчеркивавшего независимость и чисто внешнее соответствие этих явлений.

С течением времени обостряется интерес ученых именно к пси­хике человека. При этом уже в исследованиях Платона постулиро­вались качественные отличия психики человека от психики других живых существ. Таким образом, и законы, которые управляют пси­хикой человека, являются уникальными и не могут рассматривать­ся по аналогии с законами природы. Такой антропологический подход, при котором все рассматривается лишь с точки зрения че­ловека, был характерен для многих не только психологических, но и философских школ. Однако и в античности, и в Средневековье было еще недостаточно данных для перевода психофизической проблемы в план психофизиологической, точнее — для научного решения этой проблемы.

С середины XIX в., с развитием биологии и медицины, психоло­гия получила достаточно важный объективный материал, позво­лявший по-новому подойти к решению психофизиологической проблемы. Работы И.М. Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, У. Кеннона и других ученых дали возможность не только лучше по­нять биологическую природу психики, но и точнее разграничить области биологических основ психики и собственно психического. Тем не менее, остается еще много вопросов, которые совместными усилиями психологов, философов, физиологов, медиков и других ученых предстоит решить, чтобы дать более полные ответы и на психофизическую, и на психофизиологическую проблемы.

Методы психологии.

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Большое распространение получили также анкеты, тесты и анализ продуктов творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) — один из первых психологи­ческих методов, причем в течение длительного периода времени этот метод оставался единственным способом исследования душев­ной жизни. Достоинством интроспекции, позволяющим ей сохра­нить свое значение и в настоящее время, является способность не­посредственного, прямого наблюдения за переживаниями, мысля­ми, стремлениями человека. Однако этот метод имеет и существенный недостаток, связанный с высокой степенью субъек­тивности полученных данных, невозможностью проверить их или повторить результат. Гораздо более объективно наблюдение со стороны, когда исследователь рассматривает тот или иной фено­мен психики, протекание психического процесса у других людей. Наличие четкой цели и схемы наблюдения делает его более пол­ным и достоверным. Включенное наблюдение предполагает учас­тие экспериментатора в исследуемом процессе, оно часто применя­ется, например, в психологии труда, в социальной психологии. Дневниковые наблюдения часто используются в возрастной психо­логии. Многие известные ученые (Прейер, Пиаже, Ладыгина-Коте, Мухина) использовали в своих работах дневниковые наблюдения за развитием своих детей.

Наиболее объективным методом психологии является экспери­мент. Различают лабораторный и естественный виды эксперимента, отличающиеся друг от друга, как явствует из их названия, преж­де всего наличием (или отсутствием) специальных приборов. До­стоинством лабораторного эксперимента является его высокая точность, возможность изучить недоступные глазу наблюдателя, но только специальным приборам факты. Привычная обстановка и де­ятельность являются достоинством естественного эксперимента, повышая его достоверность, особенно для тревожных испытуе­мых, деятельность которых нарушается в лабораторных условиях.

Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том слу­чае, когда имеется возможность изучить определенную группу в те­чение длительного периода времени. Например, можно исследо­вать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого пара­метра, изучая одну и ту же группу на протяжении пяти, а то и двадцати лет. Срезовый же эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновремен­но изучить динамику становления определенной функции, взяв разные группы людей разного возраста (5, 6, 7 лет и т.д.). Однако так как все люди имеют свои индивидуальные особенности, эти данные не будут такими же точными, как при лонгитюдном иссле­довании, хотя большое количество испытуемых позволяет полу­чить объективные значения.

Все перечисленные выше виды эксперимента относятся к констатирующим, так как они показывают, констатируют наличие или отсутствие какого-то параметра и его развитие. Применяется в пси­хологии и формирующий эксперимент при анализе, выявляющем фактор, оказывающий наиболее важное, эффективное воздействие на становление того или иного психического процесса или психо­логического качества. При этом испытуемых разделяют на конт­рольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого пара­метра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимен­та, а потом анализируется разница между показателями. На основа­нии этого анализа и делается вывод об эффективности формирую­щего воздействия.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Применяются открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формулируется са­мим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов. Этот вид анкет особенно удобен при анализе большого количества материала и при компьютерном способе обработки.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым пер­сонально, а потому не дает возможности получить большое количе­ство информации так же быстро, как при использовании анкет. Од­нако данные беседы могут иметь большое значение, так как позво­ляют уточнить формулировку вопросов, зафиксировать реакции испытуемого, его эмоциональное отношение к тем или иным во­просам, лучше понять содержание ответов и заметить неточный (или сознательно неверный) ответ. Поэтому интервью можно при­менять не только как самостоятельный способ исследования, но и как вспомогательный при составлении анкеты.

На рубеже XIX—XX вв. в психологии появился новый метод — тест, быстро завоевавший популярность и распространившийся на разные области исследования психики. Этот метод был разработан английским ученым Ф. Гальтоном. Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в его лаборатории. Использование тестов со­четалось со статистическим подходом — применением серии тес­тов к большому числу индивидов. Термин «тест», введенный Галь­тоном, вошел в широкий оборот после статьи Д.М. Кеттела «Умст­венные тесты и измерения» («Mental test and measurements»), опубликованной в 1890 г. в журнале «Mind», а сам метод тестирова­ния начал приобретать популярность благодаря работам А. Бине.

Для диагностики поступающих в школу детей он разработал се­рию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта, отсеивая детей с отставанием или задержкой умственного развития. Для каждого возраста им были сформулированы определенные задания разной степени сложно­сти и исследующие разные стороны интеллектуального развития. Так, были задания на проверку словарного запаса, счета, памяти, общей осведомленности, пространственной ориентировки, логи­ческого мышления и т.д. Бине подчеркивал, что важно не столько содержание тестов, сколько их многочисленность, так как большое количество заданий поможет избежать случайностей при диагнос­тике.

Вопросы были пронумерованы, причем нумерация шла от пер­вого вопроса для 3-летнего ребенка до последнего для 18-летнего. Данные заносились в специальную таблицу, причем правильный ответ отмечался плюсом, а неправильный — минусом. Умственный возраст располагался в промежутке между последними тремя пра­вильными ответами (три плюса подряд) и первыми тремя неправи­льными ответами (три минуса подряд). Позднее для более точной диагностики немецкий психолог Штерн предложил ввести коэф­фициент интеллекта, (IQ), который являлся постоянной величи­ной и высчитывался по формуле:

Ведущие категории психологии. - student2.ru

где у.в. — умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине — Симона; ф.в. — физический возраст ребенка. Нормой являлся коэф­фициент от 70 до 130%, ниже этого показателя были умственно от­сталые дети, выше — одаренные.

Наибольшей трудностью при конструировании заданий была необходимость строить их так, чтобы уровень знаний ребенка, его опыт не влиял на ответ, т.е. они должны были исходить из того ми­нимального опыта, который имеется у всех детей этого возраста. Только в таком случае, подчеркивал Бине, мы сможем отличить обученного ребенка от ребенка способного, так как дети с высоким интеллектом, но не имеющие специального обучения, будут в рав­ном положении с детьми, которых учили в хороших учебных заве­дениях или дома.

Это положение Бине остается актуальным и сегодня, являясь необходимым условием при разработке всех новых тестов и моди­фикации старых, а также при переводе и модификации зарубеж­ных тестов. Примером того, как забвение этого принципа приво­дит к неверной диагностике, являются широко известные случаи применения тестов в России в 20-е г.г. XX в. Одно из заданий теста Бине представляло собой задачу на деление: ребенку давали шесть апельсинов, которые ему надо было разделить между собой, ма­мой и папой. (Стоит напомнить, что это были голодные годы по­сле революции и Гражданской войны, так что о таких экзотиче­ских фруктах, как бананы или апельсины, многие дети просто не знали). Многие дети даже в 8-9 лет не могли решить эту задачу и были признаны интеллектуально отсталыми. К сожалению, такие ошибки случаются и в наше время. Например, при тестировании детей из детского дома, для которых всякое напоминание о семье и родителях является аффективной ситуацией. Им задают вопрос о том, хватит ли чашек на шесть человек в сервизе, который сто­ит у мамы в буфете, если к ним в гости пришли двое друзей с роди­телями.

Очень быстро тесты стали одним из самых распространенных методов психологического исследования. Этому способствовала как их относительная простота (по сравнению с экспериментом, требующим больше времени и специального оборудования), так и их надежность и достоверность. Основатель психотехники Г. Мюнстерберг начал использовать тесты для профориентационного от­бора, американский психолог А. Гезелл разработал специальные тесты для маленьких (до 3 лет) детей. Наиболее популярные на се­годняшний день тесты Векслера являются в определенной степени модификацией стандартных тестов интеллекта Бине — Симона.

Несколько позднее, уже в середине XX в., появились тесты, ко­торые исследуют не логическое, но творческое мышление детей, их креативность. Эти тесты были разработаны американскими психологами Гилфордом и Торренсом и направлены на изучение уровня развития как вербальной, так и невербальной, образной креативности.

Кроме тестов интеллектуального развития и творчества, суще­ствуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных осо­бенностей человека, структуры его личности. Первые представля­ют собой опросники, т.е. разновидности анкет, отличающихся тем, что испытуемый не должен точно представлять себе, какое качест­во анализирует тот или иной вопрос и как правильно на него отве­тить. Так, вопросы: «Любите ли вы компании, где все подшучива­ют друг над другом?» или «Можете ли вы завязать разговор с незна­комым человеком?» не предполагают четкого разделения на «хороший или плохой» ответ, так как для одного человека умение контактировать со всеми — это хорошее качество, а для другого отождествляется с навязчивостью или пустозвонством. Для рас­шифровки полученных ответов применяют специальные ключи.

Сходные опросники используются и при исследовании лично­сти. Составители этих опросников (Олпорт, Кеттел и другие пси­хологи) исходили из того, что личность каждого человека составит из определенного набора врожденных и приобретенных качеств или черт, причем сам набор этих качеств практически неизменен, а индивидуальные особенности связаны со степенью развития каждого из них. Таким образом, своеобразие человека основывается на индивидуальном сочетании и развитии этих лич­ных качеств.

Кроме опросников, к личностным тестам относятся и проектив­ные тесты, которые получили это название в связи с тем, что в их основе лежит один из механизмов психологической защиты — про­екция, т.е. перенос своих переживаний и стремлений на других лю­дей, в частности на героев картинок или неоконченных рассказов, которые надо закончить.

В психоанализе был разработан также и метод изучения продук­тов творческой деятельности, прежде всего рисунков и рассказов. Этот метод основан на предположении о том, что в сюжете рисун­ка или рассказа человек высказывает свои проблемы, обиды и горе­сти, не осознавая этого.

Основным недостатком и главной трудностью при интерпрета­ции данных, полученных в этих тестах, является отсутствие объек­тивного ключа, который дает возможность однозначной расшиф­ровки ответов. Поэтому при их интерпретации необходим боль­шой опыт и знания.

Общим недостатком всех видов тестов является их узкая направ­ленность на изучение одного определенного качества. В то же время связь познавательных и личностных характеристик, их влия­ние друг на друга, что и определяет психологическую характери­стику человека, не являются столь однозначными и требуют как опыта в проведении подобных обследований, так и комплексного подхода, применения разнообразных тестов для получения более достоверных результатов.

Наши рекомендации