Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности можно выделить 2 типа проектов.
- монопроекты
Проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководитель такого проекта - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины.
Например, литературно-творческие, экологические, спортивные, исторические, географические, музыкальные проекты.
- межпредметные проекты
Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
По характеру контактов между участниками:
- внутриклассные,
- внутришкольные,
- региональные,
- межрегиональные (в рамках одного государства),
- международные.
Субъектом педагогического проектаявляется учитель (руководитель проекта) как организатор ученической проектной деятельности.
Согласно современной концепции теории содержания образования обучение должно быть направлено на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.
В связи с этим цели педагога должны быть сфокусированы на изменении учащегося в интеллектуальной и действенно-практической сферах. При этом деятельность педагога, принявшего такую целевую установку, претерпевает кардинальные изменения, она преобразуется с учетом личных интересов и устремлений его учеников.
Учитель целенаправленно изменяет свою собственную деятельность, становится главным участником педагогического проекта по созданию условий, повышающих вероятность формирований у учащихся ключевых компетентностей.
Субъект ученического проекта- ученик, который действует в рамках педагогического проекта. «Ребенок... условно помещается в центр педагогического пространства, наполненного разнообразными видами деятельности. Но ребенок сам выбирает, находится в ситуации выбора, и все векторы, стрелочки направлены от него в сторону, где сконцентрированы его пристрастия» (З.Н. Гатинова). При этом цели ученика не совпадают, особенно на первых этапах работы над проектом, с целями педагога. Это связано прежде всего с еще несформированными проявлениями или с отсутствием рефлексии собственной деятельности детей младшего школьного возраста.
Необходимо в данном аспекте говорить не о целях, а о целях-мотивах школьника. Ребенку в ходе работы над проектом важно удовлетворить познавательный интерес, самореализоваться, достичь определенного успеха в деятельности, причем достижение успеха в большинстве случаев превалирует над познавательными мотивами.
В связи с этим руководитель проекта обязан сделать все возможное, чтобы каждый участник в качестве общественного одобрения получил «свою минуту славы». Со временем мотивы социального престижа должны быть вытеснены познавательными мотивами: стремлением к познанию нового, самообразованию и самосовершенствованию.
Таким образом, интегрируя образовательные цели и ученические мотивы, можно сформулирован, цели проектной деятельности, которыми должен руководствоваться педагог:
- направленность на формирование умений действенно-практического характера, требующих практического применения знаний, умений, полученных
на уроках, а также создание условий, способствующих освоению новых для ребенка знаний и выработке собственных эффективных надпредметных действий по организации деятельности;
- овладение учащимися общими алгоритмами решения теоретико-практических задач на примере знакомства с «кухней» проектной деятельности;
поддержка и развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов, познавательной траектории, самостоятельности и инициативы учащегося;
- создание условий для ситуации успеха ребенка.
Этапы работы над проектом
1. Погружение в проект
Самый короткий, но очень важный этап для получения ожидаемых результатов. Учитель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта, очерчивая проблемное поле, формулируя проблему проекта. В результате проблематизации выделяются цель и задачи проекта поиск способа решения проблемы проекта.
Погружение в проект требует от учителя понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся
2. Организация деятельности учащихся
Если проект групповой работы, то необходимо определить цель и задачи каждой группы, определить роль каждого члена группы.
На этом этапе происходит планирование работы но решению задач проекта.
3. Осуществление деятельности
На этом этапе учитель занимает позицию наблюдатели
4. Презентация продукта проектной деятельности
Этот этап является обязательным. Он необходим
- для завершения работы,
- для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны,
- для демонстрации результатов.
5. Рефлексия завершает презентацию продукта проекта и выражается в следующей формулировке: «В ходе работы над проектом я узнал..., меня удивило..., а также и научился ..».
Презентуя проект своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как - это рефлексия деятельности.
Считается, что наиболее эффективно организовать работу учащихся над проектом можно во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - инициативные действия учащегося, направленные на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов в разных видах деятельности за пределами образовательных аудиторных занятий. Организуется педагогом как коллективно-распределенная или индивидуальная деятельность учащегося (игровая, художественная, конструкторская, квазиисследовательская и др.) в рамках образовательного процесса обязательной и вариативной частей основной образовательной программы начального общего образования, направленная на формирование ключевых компетентностей, практического опыта, отработку навыков, повышение мотивации и состоящая в решении важных для учащихся задач.