Упражнение «Подбери слово к схеме»
Цель:Продолжать учить образованию родственных слов по опорным схемам.
Оборудование:Схемы слов.
Ход упражнения
1-й вариант.Воспитатель называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
Упражнение «Как ты понимаешь?»
Цель: Учить объяснять семантику слов. Закрепить понятие «родственные слова».
Оборудование: Сюжетные картинки (см. приложение).
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку и объясните значение слова.
РЫБЕШКА | Маленькая рыба. |
РЫБИНА РЫБИЩА | Рыба большого размера. |
РЫБАК РЫБОЛОВ | Человек, который ловит рыбу |
РЫБАЧОК | Маленький рыбак. |
РЫБАЧКА | Женщина-рыбак. |
РЫБАЧИТЬ | Ловить рыбу. |
РЫБНЫЙ (суп) | Суп, сваренный из рыбы. |
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: Учить подбирать слова, подходящие по смыслу.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, закончите предложения родственными словами к слову РЫБА.
— Утром с удочками мы пойдем на ... рыбалку.
— Уха — это суп из ... рыбы.
— Папа поймал в пруду большущую... рыбину.
— В аквариуме плавают маленькие... рыбки.
— На берегу реки ловит рыбу... рыбак (рыболов).
Упражнение «Вспомни-назови »
Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
В Подмосковье у реки
Ловят рыбу рыбаки.
Здесь рыбачка, там — рыбак,
На крючке сидит червяк.
Ну, а юный рыбачок
Сажает муху на крючок.
На рыбалке не кричат,
А рыбачат и молчат.
Все подкармливают рыбу
Ибез дела не сидят.
Ты ловись, рыбешка, рыбка,
Не зевай!
Червячков, личинок, блесны —
Все хватай!
Будут ведра рыбы полные у всех
. И раздастся у реки веселый смех.
Будут рыбу жарить, парить и солить,
Будут вкусный рыбный суп-уху варить.
Наловили рыбы много — красота!
Накормили даже кошку и кота.
А самый главный рыболов
Подсчитать не смог улов.
(Кулакова Т.В.)
Упражнение «Небылицы»
Цель:Закрепить понятия «родственные слова».Развивать зрительное внимание, мышление, связную речь.
Оборудование:Сюжетные картинки (см. приложение).
Ход упражнения
Инструкция: Рассмотри внимательно картинки и найди ошибки.
Упражнение «Лишнее слово»
Цель:Учить находить «лишние» слова, т.е.слова, не имеющие общей части со словом рыба.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте слова, назовите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее. Рыба, рынок, рыбак, рыбалка. Рыбина, рыбешка, окунь, рыбка. Рыболов, рыба, работник. Рыбачка, море, рыбачить, рыбий.
Ребусы
Цель:Учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование:Карточки-задания.
Ход упражнения
Инструкция: Разгадай ребус. Запиши слово.
Цветок, цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветы, цветной (карандаш), цветущий (луг), цветастый (сарафан), цвести, цветоводство.
«Лишние» слова: клумба, роза, лейка.