Упражнение «Закончи предложение»

Цель:Формировать умение подбирать слова, подходящие по смыслу к заданному слову.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, закончите предложения родственными словами к слову вода.

В речку течет чистая ключевая ... вода.

Лисичка-сестричка пьет из речки ... водичку.

В море ремонтируют корабли ... водолазы.

Цып-цып, цыплятки, кто меня боится, тому не дам ...во­дицы.

Этот сказочный герой зовется просто ... Водяной.

Веселой шумною толпой коровы шли на ... водопой.

Упражнение «Вспомни — назови»

Цель:Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.

Ход упражнения

Воспитатель: Послушайте стихотворение. Назовите родствен­ные слова.

Водолаз из водоема

Водоросли достает.

Воду доставляет к дому

Потрубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привез.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

Иприходят торопливо

Звери все на водопой.

Водопад шумит, бурлит

Ледяной водицей,

Никому он не велит

Той воды напиться

В море плавает без страха

Водяная черепаха,

А вокруг подводной лодки

Мирно кормятся селедки.

(Т.В.Кулакова)

Упражнение «Родственные слова»

Цель:Продолжать учить находить родственные слова в связном тексте. Развивать внимание, речеслуховую память.

Ход упражнения

Воспитатель: Послушайте, дети, рассказ и назовите родствен­ные слова. Попробуйте пересказать рассказ.

Пошла девица по воду. Колодец глубокий. Водав нем чистая, холодная. Девица набрала полные ведра водицы.Вдруг услышала странный звук, похожий на всплеск воды.Девица подумала, что это Водянойобходит свое подводноецарство. Водянойведь живет в разных водоемах:в озерах, реках, морях и даже в колодцах.

Испугалась девица, побежала, расплескала водув ведрах. Домой принесла совсем мало водички.Матушка успокоила девицу: «Не бойся, доченька. Водяныеживут только в сказках».

Упражнение «Объясни слова»

Цель:Учить детей понимать и объяснять семантику сложных слов.Закрепить понятие «родственные слова».

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, объясните, из каких двух слов сложилось слово:

водолаз (вода и лазать) — под водой лазает человек; водопад (вода и падать) — вода падает с высоты; водовоз (вода и возить) — воду возит; водоросль (вода и расти) — в воде растет растение; водопровод (вода и провод) — воду проводит в домах; водоплавающая (вода и плавать) — в воде плавают птицы; водохранилище (вода и хранить) — водоем, где воду хранят.

Упражнение «Отгадай кроссворд»

Цель: Учить решать кроссворды.

Оборудование: Кроссворд на картинке, карточки со слогами.

Ход упражнения

1-й вариант. Выполняется всеми детьми. Кроссворд лежит на столе. Рядом карточки со слогами.

2-й вариант. Выполняется каждым ребенком на своем листе-кроссворде, вписывая буквы в клеточки.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, чтобы решить кроссворд, отгадайте загадки. Слово-отгадку выложите слогами. Назовите слова-родс­твенники из кроссворда. Назовите общую часть этих слов.

1.Случается, случается,

Река вдруг обрывается.

Куда ж она девается?

Быть, может, испаряется?

Река не испаряется

До срока, до поры,

Но иногда случается —

Бросается, бросается

Вниз головой с горы.

2. Этот сказочный герой

В реке, в озере живет.

Вечерами он скучает

И тихонько напевает:

«Поговорил бы кто со мной!

Ведь все мои подружки —

Пиявки и лягушки.

Внутри меня водица,

Ну что с таким водиться?»

З.По морскому ходит дну,

Беспокоя глубину.

Он под илом все отыщет,

Кораблю заварит днище,

Если течь, стряслась беда —

Не помеха и вода.

4.Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.

                 
               
                 
                 

Ребус

Цель:Закреплять умение выделять первые звуки в названиях картинок и составлять из них новое слово.

Оборудование:Ребусы; набор соответствующих букв.

Ход упражнения

Инструкция: Составьте слово по первым звукам названий картинок. Выложите это слово (вода, водица, водичка, водяной) из букв.

Упражнение «Закончи предложение» - student2.ru

Упражнение «Закончи предложение» - student2.ru

Упражнение «Отгадай слово»

Цель:Развивать у детей фонематический слух, т.е. умение слышать звук в слове, определять место звука в слове.

Оборудование:Полоска с шестью кармашками и шесть букв (В, О, Д, И, Ц, А). Полоски со словами: наводнять, водный, водовоз, водичка, цапля, вода.

Ход упражнения

в о д и ц а

Воспитатель: Дети, чтобы отгадать слово, надо заполнить клеточки буквами по порядку.

— Назовите звук, с которого начинается второй слог в слове наводнять. Поставьте нужную букву.

— Назовите звук, который- слышим между согласными звуками «В» и «Д» в слове водный.

— Назовите 3-й звук в слове водовоз.

— Назовите звук, который слышится перед звуком «Ч» в слове водичка.

— Назовите первый звук в слове цапля.

— Назовите звук, который слышится после звука «Д» в слове вода.

Упражнение «Закончи предложение» - student2.ru

Рыбка, рыбонька, рыбочка, рыбешка, рыбища, рыбина, ры­бак, рыбачок, рыбачка, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбий, рыбный, рыболовство.

«Лишние» слова: рынок, окунь, море, ловить, работник.

Упражнение «Назови ласково»

Цель:Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование:Мяч.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, передавая мяч друг другу, назовите слово ласково.

Рыба — рыбешка, рыбка, рыбонька. Рыбак — рыбачок, Рыбалка — рыбалочка.

Наши рекомендации