Упражнение «Семья родственных слов»
Цель:Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного связного текста и запоминать их.Упражнять детей в пересказе с опорой на серию картин.
Оборудование:Текст рассказа, серия сюжетных картинок (см. приложение).
Ход упражнения
— Чтение текста.
— Беседа по содержанию.
— Семантический разбор незнакомых слов.
— Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов. Ответы детей. За правильный ответ дети получают поощрительную фишку.
— Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Садоводство
Однажды весной Сеня Садовниковс папой и мамой поехал в Ботанический сад.Они ходили по садовымдорожкам вдоль палисадников,наблюдали за работой садовников. Садоводы сажалив землю зеленую рассаду, пересаживалимолодые саженцы.У них было много садовыхинструментов: лопата, грабли, тяпка и даже садовничийнож. На следующий день Сеня предложил ребятам в садикевместе посадитьмаленький садочек.
Упражнение «Солнышко»
Цель:Развивать зрительное восприятие, навыки звукобуквенно-го анализа и синтеза. Обогатить активный словарь родственными словами двух словообразовательных гнезд.
Оборудование:Пособие «солнышко», состоящее из главного слова САД и лучиков с «кусочками» слов.
Ход упражнения
Воспитатель: У слова САД выросло много лучиков —родственных слов. Угадайте их. Дети прикладывают лучи к солнышку и составляют слово из двух частей. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность. Слова:сад-ик, сад-овод, садовник, сад-ить, сад-ы, сад-очек. |
Подвижная игра
«В гости к родственникам»
Цель:Развивать умение находить и объяснять родственные слова.
Оборудование:Две карточки с главными словами САД, ДОЖДЬ, гнезда родственных слов для ведущих. Маленькие карточки двух групп с родственными словами.
Ход игры
Из детей выбирают двоих ведущих, которые берут себе большие карточки САД и ДОЖДЬ. Остальные дети получают маленькие карточки с родственными словами двух групп. Водящие называют свои слова и объясняют, что они ждут к себе в гости родственников.
По команде дети собираются вокруг водящих и объясняют, почему они приходятся им родственниками. Выигравшим считается та группа, которая быстрее собралась и правильно доказала свои родственные связи.
Педагог еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.
Примечание. Карточки со словами можно заменить картинками.
Ребусы
Цель:Формировать умение ориентироваться в звукобуквен-ном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвбльное внимание, логическое мышление.
Оборудование: Карточки-задания.
Ход упражнения
Инструкция: 1. Составь слово по первым звукам названий картинок.
(садик)
2. Прочитай слово, расположив буквы по высоте.
3.Прочитай слово (запиши), располагая буквы в соответствии с цифрам.
Лото «Родственные слова»
Цель: Развивать навыки чтения, логического мышления, умения выделять родственные слова, опираясь на их звуковую и смысловую общность;
Оборудование:Пять больших карточек с напечатанными словами для ведущего, восемь карточек с тремя напечатанными словами, 24 фишки.
Ход упражнения
Воспитатель: Каждый из вас получит карточку с напечатанными словами и три фишки. Ведущий будет называть (читать) слова. Если вы найдете на своей карточке родственное слово, закройте его фишкой. Выигрывает тот, кто первый закроет все три слова.
Грибок, грибной, грибочек, ■ грибник, грибище, грибница, грибы.
«Лишние» слова: погреб, загребать, грипп, гребец, грабли.
Упражнение «Родственники»
Цель:Учить образовывать родственные слова по опорным схемам. Оборудование:Схемы слов.
Ход упражнения
1-й вариант: Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант: Дети самостоятельно называют родственные слова, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
Упражнение «Подбери слово»
Цель:Учить подбирать к существительным родственные слова, образованные от главного слова гриб, выраженные прилагательными в соответствии с их родовой принадлежностью.
Ход упражнения
Воспитатель называет существительные и предлагает детям подобрать к ним подходящие слова-признаки, образованные от главного слова гриб.Если дети затрудняются, то педагог помогает им, задав соответствующий вопрос.
Воспитатель:Место летом, какое? Грибное.
Погода, шляпка, ножка, пора, поляна, какая? Грибная.
Дождь, суп, лес, салат, какой? Грибной.
Места, споры, блюда, какие? Грибные.
Упражнение «По грибы»
Цель:Развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку. Развивать зрительное внимание. Оборудование:Панно «Грибник» (см. приложение).
Ход упражнения
Инструкция: Найти на картинке родственные слова.