Упражнение «Семья родственных слов»

Цель:Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного связного текста и запоминать их.Упражнять детей в пересказе с опорой на серию картин.

Оборудование:Текст рассказа, серия сюжетных картинок (см. приложение).

Ход упражнения

— Чтение текста.

— Беседа по содержанию.

— Семантический разбор незнакомых слов.

— Повторное чтение текста с установкой на выделение и за­поминание родственных слов. Ответы детей. За правильный ответ дети получают поощрительную фишку.

— Пересказ текста с опорой на серию сюжетных карти­нок.

Садоводство

Однажды весной Сеня Садовниковс папой и мамой поехал в Бота­нический сад.Они ходили по садовымдорожкам вдоль палисадников,наблюдали за работой садовников. Садоводы сажалив землю зеленую рассаду, пересаживалимолодые саженцы.У них было много садовыхинструментов: лопата, грабли, тяпка и даже садовничийнож. На следующий день Сеня предложил ребятам в садикевместе посадитьмаленький садочек.

Упражнение «Солнышко»

Цель:Развивать зрительное восприятие, навыки звукобуквенно-го анализа и синтеза. Обогатить активный словарь родственными словами двух словообразовательных гнезд.

Оборудование:Пособие «солнышко», состоящее из главного слова САД и лучиков с «кусочками» слов.

Ход упражнения

Воспитатель: У слова САД вы­росло много лучиков —родственных слов. Угадайте их. Дети прикладывают лучи к солнышку и составляют слово из двух частей. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность. Слова:сад-ик, сад-овод, сад­овник, сад-ить, сад-ы, сад-очек.   Упражнение «Семья родственных слов» - student2.ru

Подвижная игра

«В гости к родственникам»

Цель:Развивать умение находить и объяснять родственные слова.

Оборудование:Две карточки с главными словами САД, ДОЖДЬ, гнезда родственных слов для ведущих. Маленькие кар­точки двух групп с родственными словами.

Упражнение «Семья родственных слов» - student2.ru

Ход игры

Из детей выбирают двоих ведущих, которые берут себе большие карточки САД и ДОЖДЬ. Остальные дети получают маленькие кар­точки с родственными словами двух групп. Водящие называют свои слова и объясняют, что они ждут к себе в гости родственников.

По команде дети собираются вокруг водящих и объясняют, по­чему они приходятся им родственниками. Выигравшим считается та группа, которая быстрее собралась и правильно доказала свои родственные связи.

Педагог еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.

Примечание. Карточки со словами можно заменить картин­ками.

Ребусы

Цель:Формировать умение ориентироваться в звукобуквен-ном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвбльное внимание, логическое мышление.

Оборудование: Карточки-задания.

Ход упражнения

Инструкция: 1. Составь слово по первым звукам названий картинок.

Упражнение «Семья родственных слов» - student2.ru

(садик)

2. Прочитай слово, расположив буквы по высоте.

Упражнение «Семья родственных слов» - student2.ru

3.Прочитай слово (запиши), располагая буквы в соответствии с цифрам.

Упражнение «Семья родственных слов» - student2.ru

Лото «Родственные слова»

Цель: Развивать навыки чтения, логического мышления, умения выделять родственные слова, опираясь на их звуковую и смысловую общность;

Оборудование:Пять больших карточек с напечатанными сло­вами для ведущего, восемь карточек с тремя напечатанными словами, 24 фишки.

Упражнение «Семья родственных слов» - student2.ru

Ход упражнения

Воспитатель: Каждый из вас получит карточку с напечатанны­ми словами и три фишки. Ведущий будет называть (читать) слова. Если вы найдете на своей карточке родственное слово, закройте его фишкой. Выигрывает тот, кто первый закроет все три слова.

Упражнение «Семья родственных слов» - student2.ru

Грибок, грибной, грибочек, ■ грибник, грибище, грибница, грибы.

«Лишние» слова: погреб, загребать, грипп, гребец, грабли.

Упражнение «Родственники»

Цель:Учить образовывать родственные слова по опорным схемам. Оборудование:Схемы слов.

Упражнение «Семья родственных слов» - student2.ru

Ход упражнения

1-й вариант: Педагог называет родственные слова. Дети подби­рают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.

2-й вариант: Дети самостоятельно называют родственные слова, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет пред­ложение с запомнившимся словом.

Упражнение «Подбери слово»

Цель:Учить подбирать к существительным родственные слова, образованные от главного слова гриб, выраженные прилагатель­ными в соответствии с их родовой принадлежностью.

Ход упражнения

Воспитатель называет существительные и предлагает детям подобрать к ним подходящие слова-признаки, образованные от главного слова гриб.Если дети затрудняются, то педагог помогает им, задав соответствующий вопрос.

Воспитатель:Место летом, какое? Грибное.

Погода, шляпка, ножка, пора, поляна, какая? Грибная.

Дождь, суп, лес, салат, какой? Грибной.

Места, споры, блюда, какие? Грибные.

Упражнение «По грибы»

Цель:Развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку. Развивать зрительное внимание. Оборудование:Панно «Грибник» (см. приложение).

Ход упражнения

Инструкция: Найти на картинке родственные слова.

Наши рекомендации