Анализ и рефлексия деятельности, осуществленной в ходе педагогической практики.
Цель: закрепление и обобщение основных профессионально-педагогических умений.
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должны знать:
ü этапы подготовки отчетной документации по практике;
ü критерии оценки своей деятельности в период педагогической практики.
Должны уметь:
ü проводить анализ собственной деятельности в период педагогической практики;
ü педагогически грамотно оформлять документацию по практике;
ü адекватно оценить свои профессионально-значимые личностные качества;
ü подготовить выступление для участия в конференции по итогам психолого-педагогической практики.
Методический час.
Дата: ______________
Отчетная документация по практике:
1. Дневник педагогической практики.
2. Отчет о результатах проведения практики.
3. Самоанализ собственной деятельности, лист самооценки.
ФОРМА ОТЧЕТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРАКТИКАНТА
ОТЧЕТ
по учебной практике
Обучающийся _______ курса, группы ___________
Специальность:
Школа, класс, период прохождения:
1. Основная цель практики, программа деятельности в период практики.
2. Выполнение плана по педпрактике.
3. Количество посещенных показательных уроков учителя.
4. Какие знания, умения и навыки приобретены в процессе педпрактики?
5. Трудности, которые испытывали обучающиеся в профессиональной подготовке.
6. Отношение руководства, учителя и учащихся к практике обучающихся.
7. Общие выводы о педпрактике, достижение основной цели практики. Значение практики в становлении личности педагога.
8. Предложения по совершенствованию содержания и организации педпрактики.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Оценка "5".
Обучающийся самостоятельно и эффективно проводит наблюдения за деятельностью учителя начальных классов, активно участвует в анализе показательных уроков, грамотно и аргументировано высказывает свою точку зрения, оперируя педагогической терминологией. Обучающийся грамотно и своевременно оформляет дневник по практике, отчетную документацию. Анализирует собственную работу, обнаруживает умения рефлексировать свою деятельность в ходе практики, обладает широтой кругозора и эрудицией, умением использовать идеи педагогов-новаторов.
Оценка "4".
В отдельных случаях обучающийся показывает недостаточную активность при анализе показательных уроков учителя, проявляет меньшую самостоятельность и творчество в оформлении дневника по практике. Допускает незначительные ошибки при оформлении анализа урока.
Оценка"3".
Обучающийся затрудняется в выполнении анализа урока, допускает ошибки в оформлении фотозаписи показательных уроков. Отсутствует инициатива, стремление использовать дополнительные методические пособия. Обучающийся обнаруживает слабое владение педагогическими терминами при анализе показательных уроков.
Оцеика"2".
Обучающийся не участвует в анализе показательных уроков, не умеет грамотно оформлять дневник педагогической практики. Обладает недостаточно высоким уровнем общей и педагогической культуры, проявляет низкую активность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогическая практика в начальной школе / под редакцией Коджаспировой Г.М., Бориковой Л.В. – М.: Академия, 2010. – 270 с.
2. Педагогическая практика. Под редакцией Ядэшко В.И., Волобуевой Л.М. – М.: Академия, 2009.
3. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. – М., 2010. – 180 с.
4. Сысоев М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2012. –128 с.
Приложение № 1.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА
Дидактический анализ урока
1. Общая структура.
§ принципы организации учебной деятельности,
§ основная дидактическая цель и задачи,
§ тип урока, его место в системе уроков,
§ основные элементы (начало, основной этап, окончание),
§ дозировка времени, эффективность его использования.
2. Реализация основной дидактической цели.
§ выполнение требования программы,
§ соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся,
§ организация первичного закрепления,
§ проверка качества знаний, умений, навыков,
§ охват учащихся учебной работой.
3. Развивающая функция.
§ вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация),
§ обучение учебным умениям,
§ развитие познавательной самостоятельности,
§ развитие творческого мышления,
§ сообщение информации для общего развития.
4. Воспитывающая функция.
§ использование воспитательных возможностей содержания учебного материала,
§ приобщение к общечеловеческим ценностям,
§ практическая направленность, учет интересов,
§ воспитание добросовестного отношения к учебному труду,
§ учет воспитательной функции отметки,
§ личность учителя.
5. Методы и средства обучения.
§ методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.),
§ методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания),
§ методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником...),
§ инновационные методы.
6. Работа с учениками.
§ подготовленность учеников к уроку,
§ активность учеников на разных этапах урока,
§ виды деятельности,
§ культура труда, дисциплина,
§ отношение к предмету, к учителю,
§ динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины,
§ привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.
Приложение № 2.