ПРОТОКОЛЫ НАБЛЮДЕНИЙ для изучения особенностей социально-психологической адаптивности к условиям школьного обучения

(модифицированный вариант Э.М. Александровской)

I серия заданий (задания «Я и окружающие люди», «Шифровка»)

ВКЛЮЧАЕМОСТЬ
3 балла - включается сразу                
2 балла - после паузы                
1 балл - не включился                
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
3 балла - выполняет самостоятельно                
2 балла - требует помощи взрослого                
1 балл - не самостоятелен                
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ
3 балла - спокойное эмоциональное состояние, ровное настроение;                
2 балла - преобладает «радостное» настроение, часто улыбается, смеется;                
1 балл - проявления сниженного настроения*;                

* эмоциональные проявления сниженного настроения (отметить цифрой):

1.обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;

2.отдельные депрессивные проявления, плач без причин;

3.агрессивные реакции в отношениях с детьми (может ударить, что-то сломать, затеять драку);

4.агрессивные проявления в отношениях с педагогом (грубость, демонстративное поведение, негативизм и т.п.).

Физ. минутка

Задание 3. Состояние регулятивной сферы (расстройства внимания при гиперактивности)

ПРИЗНАКИ РДВГ
Лишние движения: ёрзает, почёсывается, теребит руки, одежду, вертится;                
Избыточные по амплитуде движения, «экзальтированные» позы: интенсивные прыжки, очень резкое поднятие рук, резкая смена позы;                
Гримасы, ужимки, разнообразные звуки: мычание, кряхтение, хихиканье, смех;                
Лишние реплики, инициативное общение, агрессия                
3 балл – проявлений нет                
2 балла – отдельные проявления имеют место один- два раза                
1 балл – проявления отдельных признаков имеют место более двух раз                

Задание 4. Определение биологической зрелости. Филиппинский тест

(правильным считается, если ребенок обхватил ухо правой (левой) рукой через макушку)

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ
3 балла - ребенок выполняет все правильно                
2 балла - ребенок делает одно – два лишних, приспособительных движения                
1 балл - ребенок на 5-8 см. не дотягивается до уха                

II серия заданий («Эталоны», «Машина», «Классификация», «Составь предложение»)

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ
3 балла - сосредоточен                
2 балла - отвлекается на короткое время                
1 балл - растрорможен, отвлекается часто*                

* проявления отвлекаемости (отметить цифрой):

1.вертится;

2.встает (ходит);

3.листает альбом;

4.выкрикивает;

5.обращается к взрослому за разъяснениями;

6.обменивается репликами с товарищами.


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
3 балла - выполняет самостоятельно                
2 балла - требует помощи взрослого                
1 балл - не самостоятелен                
УВЛЕЧЕННОСТЬ
3 балла - увлечен                
2 балла - увлечен ситуативно                
1 балл - не увлечен                

Физ. минутка

Задание № 5. Развитие тонко координированных движений. «Пальчики здороваются»

(задание выполнено правильно, если ребенок соединил пальцы с большим пальцем руки)



ПРАВИЛЬНОСТЬ выполнения
3 балла - ребенок правильно соединяет все четыре пальца с большим пальцем, выполняет правой и левой рукой, без ошибок и лишних движений                
2 балла - ребенок делает одну, две ошибки (выполняет движения только одной рукой, совершает лишние движения)                
1 балл - ребенок делает три и более ошибок                

Задание № 6. Определение логически обоснованной, грамматически правильной речи. «Игра в мяч»

  № шифр Ответ ребенка: …..
«Петя взял зонт потому, что……» (записывается окончание фразы)
«Костю похвалили за- то, что…»  
«Ребята приготовили клей и бумагу, для того чтобы…»  
«Таня пришла нарядной в детский сад, потому, что…….»  
«Мама взяла сумку, для того чтобы……»  
«Оля плачет из-за того, что……»  
«Ваня взял лейку, чтобы »  
« Дети не пошли гулять, так как …»  

Оценка правильности выполнения задания «Игра в мяч»

ПРАВИЛЬНОСТЬ выполнения
3 балла - Смысловое соответствие, наличие в предложении разных частей речи (глаголы, существ., прилагат., предлогов, союзов),, отсутствие аграмматизма.                
2 балла - Смысловое соответствие, наличие в предложении разных частей речи (глаголы, существ.)                
1 балл - Смысловое несоответствие, придаточная часть не соответствует главное, наличие в предложении только существительных                
0 баллов - оценить выполнение задания не возможно (отказ)                

III серия заданий («Продолжи узор», «Квадрат», «Слова»)

СОБРАННОСТЬ
3 балла - ребенок собран, высокая работоспособность, организованность                
2 балла - ребенок не достаточно организован                
1 балл - расторможены влечения                
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ (См. переход от одного задания к другому)
самостоятельно                
испытывает трудности (требует помощи)                
не может переключиться (даже после дополнительных указаний не приступает к выполнению задания)                

Физ. минутка

IV серия заданий (задания «Эскизы», «Лесенка»)

УВЛЕЧЕННОСТЬ
3 балла увлечен                
2 балла - увлечен ситуативно                
1 балл - не увлечен                
СОБРАННОСТЬ
3 балла -ребенок собран, высокая работоспособность, организованность                
2 балла - ребенок не достаточно организован                
1 балл - расторможены влечения                
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ
3 балла - сосредоточен                
2 балла - отвлекается на короткое время                
1 балл - отвлекается часто*                

* проявления отвлекаемости (отметить цифрой):

1.вертится;

2.встает (ходит);

3.листает альбом;

4.выкрикивает;

5.обращается к взрослому за разъяснениями;

6.обменивается репликами с товарищами

Далее см. на следующей странице.

В общем, по занятию:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН
3 балла - ровный, спокойный («рабочий настрой»)                
2 балла - преобладают положительные эмоции (чрезмерная веселость)                
1 балл - преобладают отрицательные, конфликтные переживания                
СФОРМИРОВАННОСТЬ позиции «УЧЕНИКА»
3 балла -дорожит мнением педагога о себе, старается выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью;                
2 балла- выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным;                
1 балл - избегает контактов с педагогом, общение приводит к негативным эмоциям: обижается, плачет, при малейшем замечании, смущается, теряется, говорит тихо, запинается.                

Наши рекомендации