ПРОТОКОЛЫ НАБЛЮДЕНИЙ для изучения особенностей социально-психологической адаптивности к условиям школьного обучения
(модифицированный вариант Э.М. Александровской)
I серия заданий (задания «Я и окружающие люди», «Шифровка»)
ВКЛЮЧАЕМОСТЬ | ||||||||
3 балла - включается сразу | ||||||||
2 балла - после паузы | ||||||||
1 балл - не включился |
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||||||
3 балла - выполняет самостоятельно | ||||||||
2 балла - требует помощи взрослого | ||||||||
1 балл - не самостоятелен |
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ | ||||||||
3 балла - спокойное эмоциональное состояние, ровное настроение; | ||||||||
2 балла - преобладает «радостное» настроение, часто улыбается, смеется; | ||||||||
1 балл - проявления сниженного настроения*; |
* эмоциональные проявления сниженного настроения (отметить цифрой):
1.обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
2.отдельные депрессивные проявления, плач без причин;
3.агрессивные реакции в отношениях с детьми (может ударить, что-то сломать, затеять драку);
4.агрессивные проявления в отношениях с педагогом (грубость, демонстративное поведение, негативизм и т.п.).
Физ. минутка
Задание 3. Состояние регулятивной сферы (расстройства внимания при гиперактивности)
ПРИЗНАКИ РДВГ | ||||||||
Лишние движения: ёрзает, почёсывается, теребит руки, одежду, вертится; | ||||||||
Избыточные по амплитуде движения, «экзальтированные» позы: интенсивные прыжки, очень резкое поднятие рук, резкая смена позы; | ||||||||
Гримасы, ужимки, разнообразные звуки: мычание, кряхтение, хихиканье, смех; | ||||||||
Лишние реплики, инициативное общение, агрессия | ||||||||
3 балл – проявлений нет | ||||||||
2 балла – отдельные проявления имеют место один- два раза | ||||||||
1 балл – проявления отдельных признаков имеют место более двух раз |
Задание 4. Определение биологической зрелости. Филиппинский тест
(правильным считается, если ребенок обхватил ухо правой (левой) рукой через макушку)
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ | ||||||||
3 балла - ребенок выполняет все правильно | ||||||||
2 балла - ребенок делает одно – два лишних, приспособительных движения | ||||||||
1 балл - ребенок на 5-8 см. не дотягивается до уха |
II серия заданий («Эталоны», «Машина», «Классификация», «Составь предложение»)
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ | ||||||||
3 балла - сосредоточен | ||||||||
2 балла - отвлекается на короткое время | ||||||||
1 балл - растрорможен, отвлекается часто* |
* проявления отвлекаемости (отметить цифрой):
1.вертится;
2.встает (ходит);
3.листает альбом;
4.выкрикивает;
5.обращается к взрослому за разъяснениями;
6.обменивается репликами с товарищами.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||||||
3 балла - выполняет самостоятельно | ||||||||
2 балла - требует помощи взрослого | ||||||||
1 балл - не самостоятелен |
УВЛЕЧЕННОСТЬ | ||||||||
3 балла - увлечен | ||||||||
2 балла - увлечен ситуативно | ||||||||
1 балл - не увлечен |
Физ. минутка
Задание № 5. Развитие тонко координированных движений. «Пальчики здороваются»
(задание выполнено правильно, если ребенок соединил пальцы с большим пальцем руки)
ПРАВИЛЬНОСТЬ выполнения | ||||||||
3 балла - ребенок правильно соединяет все четыре пальца с большим пальцем, выполняет правой и левой рукой, без ошибок и лишних движений | ||||||||
2 балла - ребенок делает одну, две ошибки (выполняет движения только одной рукой, совершает лишние движения) | ||||||||
1 балл - ребенок делает три и более ошибок |
Задание № 6. Определение логически обоснованной, грамматически правильной речи. «Игра в мяч»
№ шифр | Ответ ребенка: ….. | |
«Петя взял зонт потому, что……» | (записывается окончание фразы) | |
«Костю похвалили за- то, что…» | ||
«Ребята приготовили клей и бумагу, для того чтобы…» | ||
«Таня пришла нарядной в детский сад, потому, что…….» | ||
«Мама взяла сумку, для того чтобы……» | ||
«Оля плачет из-за того, что……» | ||
«Ваня взял лейку, чтобы » | ||
« Дети не пошли гулять, так как …» |
Оценка правильности выполнения задания «Игра в мяч»
ПРАВИЛЬНОСТЬ выполнения | ||||||||
3 балла - Смысловое соответствие, наличие в предложении разных частей речи (глаголы, существ., прилагат., предлогов, союзов),, отсутствие аграмматизма. | ||||||||
2 балла - Смысловое соответствие, наличие в предложении разных частей речи (глаголы, существ.) | ||||||||
1 балл - Смысловое несоответствие, придаточная часть не соответствует главное, наличие в предложении только существительных | ||||||||
0 баллов - оценить выполнение задания не возможно (отказ) |
III серия заданий («Продолжи узор», «Квадрат», «Слова»)
СОБРАННОСТЬ | ||||||||
3 балла - ребенок собран, высокая работоспособность, организованность | ||||||||
2 балла - ребенок не достаточно организован | ||||||||
1 балл - расторможены влечения |
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ (См. переход от одного задания к другому) | ||||||||
самостоятельно | ||||||||
испытывает трудности (требует помощи) | ||||||||
не может переключиться (даже после дополнительных указаний не приступает к выполнению задания) |
Физ. минутка
IV серия заданий (задания «Эскизы», «Лесенка»)
УВЛЕЧЕННОСТЬ | ||||||||
3 балла увлечен | ||||||||
2 балла - увлечен ситуативно | ||||||||
1 балл - не увлечен |
СОБРАННОСТЬ | ||||||||
3 балла -ребенок собран, высокая работоспособность, организованность | ||||||||
2 балла - ребенок не достаточно организован | ||||||||
1 балл - расторможены влечения |
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ | ||||||||
3 балла - сосредоточен | ||||||||
2 балла - отвлекается на короткое время | ||||||||
1 балл - отвлекается часто* |
* проявления отвлекаемости (отметить цифрой):
1.вертится;
2.встает (ходит);
3.листает альбом;
4.выкрикивает;
5.обращается к взрослому за разъяснениями;
6.обменивается репликами с товарищами
Далее см. на следующей странице.
В общем, по занятию:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН | ||||||||
3 балла - ровный, спокойный («рабочий настрой») | ||||||||
2 балла - преобладают положительные эмоции (чрезмерная веселость) | ||||||||
1 балл - преобладают отрицательные, конфликтные переживания |
СФОРМИРОВАННОСТЬ позиции «УЧЕНИКА» | ||||||||
3 балла -дорожит мнением педагога о себе, старается выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью; | ||||||||
2 балла- выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным; | ||||||||
1 балл - избегает контактов с педагогом, общение приводит к негативным эмоциям: обижается, плачет, при малейшем замечании, смущается, теряется, говорит тихо, запинается. |