Глава 2. концепции одарённости
Дж. Гилфорд (Дж. Гилфорд, 1965) одним из первых связал одарённость с развитием интеллекта. Он предложил многофакторную структурную модель интеллекта, которая включала 120 мыслительных способностей, которые делились на три основные группы: мыслительные операции; мыслительные содержания и мыслительные продукты. Дж. Гилфорд выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление развивается в задачах, имеющих жесткую структуру и предполагающих единственный правильный ответ. Дивергентное, или креативное, творческое мышление позволяет видеть различные аспекты проблемы, различные пути решения задач.
Дивергентное мышление характеризуется 27 факторами, в числе которых: интеллектуальная инициатива, широта категоризации, богатство и разнообразие ассоциаций, самостоятельность, необычность, оригинальность и т.д. В качестве основных факторов Дж. Гилфорд выделяет беглость, гибкость, оригинальность. Беглость отражает способность к порождению большого количества сформулированных идей. Гибкость оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта к другому, использовать разнообразные стратегии решения. Оригинальность характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, банальных или твёрдо установленных (Лосева А.А., 2004).
Концепция одарённости, предложенная Дж. Рензулли, основывается на взаимодействии трёх факторов, которые выступают как взаимосвязанные переменные:
1. Интеллектуальные способности, превышающие средний уровень. Однако высокие интеллектуальные способности являются необходимым, но недостаточным условием для высоких достижений.
2. Творческий подход или креативность. Под креативностью Дж. Рензулли понимает своеобразие поведения личности, которое выражается в оригинальных способах решения проблем.
3. Настойчивость, т.е. приобщённость к задаче требует волевых усилий. Выделяет период высокого приобщения к задаче и период низкой приобщённости, которым соответствуют высокая и низкая продуктивность деятельности (Лосева А.А., 2004).
Е.П. Торренс определяет креативность как процесс решения проблем, начинающийся с появления чувствительности к проблемам (ощущения дефицита или несоответствия имеющейся информации), обнаружения и определения (формулирования) проблем, выдвижения гипотез о возможных способах решения, их проверку, изменение или отклонение, выдвижение и проверку новых гипотез, нахождение решения (решений) и формулирование, интерпретацию и сообщение (публикацию) результатов (Цит. по Щеблановой Е.И., 2004. С. 103). Модель креативности Е.П. Торренса предполагает три условно пересекающиеся окружности: творческие способности, творческие умения и творческая мотивация. При взаимодействии всех трёх факторов возможно достижение максимальных творческих достижений (Лосева А.А., 2004).
В отечественной также психологии сложились различные подходы к пониманию одарённости.
Н.С. Лейтес (Н.С. Лейтес, 2001) рассматривает одарённость как совокупность способностей личности, а специфические свойства одарённости раскрываются в особенностях усвоения навыков, в умении адекватно реагировать на ситуацию, в творческой природе достижений. Высокий уровень развития способностей является нормальным выражением возможностей человека, и одарённость выступает как свойство любого человека, а не достояние исключительных личностей.
Н.С. Лейтес считает, что возраст обусловливает определённые повышенные возможности развития в определённых направлениях, которые выражают явления возрастной чувствительности, т.е. особой чувствительности на те или иные воздействия. Временное повышение возрастной чувствительности в разные периоды детского развития, изменение её направленности определяет наступление сензитивных периодов. Под сензитивными периодами Н.С. Лейтес понимает «периоды повышенной чувствительности к определённым воздействиям, что создаёт повышенные возможности для развития психики в тех или иных направлениях в отдельные периоды детства» (цит. по Лосева А.А., 2004. С. 20).
Н.С. Лейтес выделил два фактора одарённости: умственная активность и саморегуляция, которые выступают необходимыми условиями становления способностей к самым разным видам деятельности. Умственная активность присуща каждому ребёнку и выражает природно обусловленную потребность в умственных впечатлениях. Саморегуляция обеспечивает успешность учения и продуктивных видов деятельности, что увеличивает рост возможностей ребёнка. На процесс становления одарённости влияет степень соответствия между обоими факторами.
Н.С. Лейтес выделяет два пути становления одарённости: «вундеркиндный» - это раннее и необычайно быстрое развитие способностей ребёнка; «невундеркиндный» - в данном случае расцвет способностей приходится не на ранний возраст или детство человека, а на более поздние возрастные периоды (ранняя юность).
А.М. Матюшкин, рассматривая психологическую структуру одарённости, выделил следующие структурные компоненты:
1) доминирующая роль познавательной мотивации, в основе которой лежат познавательные потребности;
2) исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, в наличии проблемности;
3) возможности достижения оригинальных решений – степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения, более быстрое обнаружение решений;
4) возможности прогнозирования и предвосхищения – глубина прогнозирования составляет необходимое условие быстрого достижения решения;
5) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Интегральным структурным элементом одарённости является оценочная, измерительная функция всех сложных психологических структур.
А.М. Матюшкин считает принципиально важным, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека» (А.М. Матюшкин, 2003).
Ещё один отечественный учёный - В.А. Моляко, занимающийся проблемами психологии творчества и одарённости, анализируя работы целого ряда авторов, выделил в системе творческого потенциала следующие основные составляющие:
«— задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
— интересы, их направленность, частота и систематичность проявления, доминирование познавательных интересов;
— любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
— быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
— склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора;
— проявление общего интеллекта — схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
— эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д.;
— настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
—творческость — умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п.;
— интуитивизм — способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
— сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
— способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиске выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п.»(В.А. Моляко, 1994. С. 91-92).
Также В.А. Моляко предлагает представить проявление одаренности через: «1) доминирование интересов и мотивов; 2) эмоциональную погруженность в деятельность; 3) волю к решению, успеху; 4) общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности; 5) понимание сущности проблемы, задачи, ситуации; 6) бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое"); 7) стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты); 8) многовариантность решений; 9) быстроту оценок, решений, прогнозов; 10) искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость)» (В.А. Моляко, 1994. С. 91-92).
При этом, В.А. Моляко считает, что существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность он предлагает представить иначе, а именно, выдвигает гипотезу структуры творческой одаренности, состоящей из шести основных параметров:
«I — сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;
II — проявление творчества;
III — проявление интеллекта;
IV — динамика деятельности;
V — уровни достижений;
VI — эмоциональная окраска» (В.А. Моляко, 1994. С. 92).
В.А. Моляко выделят основные типы творческой деятельности:
а) научно-логический, б) технико-конструктивный, в) образно-художественный, г) вербально-поэтический; д) музыкально-двигательный, е) практико-технологический, ж) ситуативный (спонтанный и рассудительный).
При этом проявление творческого поиска представляет по следующим признакам: а) реконструктивное творчество, б) комбинаторное творчество, в) творчество через аналогии. Проявление интеллекта определяется по следующим признакам: а) пониманию и структурированию исходной информации, б) постановке задачи, в) поиску и конструированию решений, г) прогнозированию решений (разработке замыслов решения), гипотез. В зависимости от динамики творческой деятельности выделяет следующие основные типы: а) медленный, б) быстрый, в) сверхбыстрый.
В соответствии с задачами, которые ставит перед собой человек, определяются уровни достижений: а) желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть), б) достичь результата высшего класса, в) реализовать сверхзадачу (программу-максимум) — на грани фантастики.
Отличия людей в плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности являются основанием для выделения следующих типов: а) вдохновенный (иногда эйфорический), б) уверенный, в) сомневающийся (В.А. Моляко, 1994. С. 92).
В.И. Панов считает, что одарённость выступает как проявление творческой природы психики. В фокусе анализа проблемы одаренности должно находиться не предметно-деятельностное содержание одаренности, обусловленное ценностными ориентациями и уровнем развития общества, а ее становление как проявление творческой природы психики. При таком подходе одаренность выступает как психическая реальность, которая, проходя разные этапы своего становления, обретает разную степень и формы своего проявления в психике конкретного человека.
В качестве фундаментальных проявлений психической реальности обычно выделяют три ее вида:
- психические процессы (сенсорно-перцептивные, мнемические, мыслительные, эмоциональные и т.д.);
- психические состояния (страсть, скука, творческий порыв и т.п. состояния психики индивида, для которых характерно единство восприятия, переживания и поведения);
- личностные свойства данного индивида («талантливый человек»).
В соответствии с таким делением психики В.И. Панов (В.И. Панов, 2007) дифференцирует одаренность на следующие виды:
• одаренность в виде психического процесса, который проявляется в виде избирательности и эмоциональной включенности человека к выполнению определённых видов деятельности;
• одаренность в виде психического состояния, которое возникает достаточно часто и определяет поиск и создание ситуаций для его переживания, проживания и личностного самоутверждения;
• одаренность в виде личностной черты человека, в которой выражается его самоактуализирующаяся природа, связанная со смыслом его жизни, что проявляется в творческом отношении при выполнении любых видов деятельности.
В. И. Панов (В.И. Панов, 2007) определяет одаренность как индивидуальную форму становления психической реальности, которая представляет собой системное сочетание природной предрасположенности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития, оптимальной для выполнения социально-значимой деятельности одного или нескольких видов. В связи с этим можно выделить актуальную и потенциальную одаренность.
При этом одаренность, по В.И. Панову, выступает как становящаяся реальность, поэтому в работе с одаренными детьми необходимо перейти от диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики. А это предполагает обеспечении в процессе обучения и развития таких условий, такой развивающей образовательной среды,которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики человека (В.И. Панов, 2007).