Модуль 1. характеристика одарённости

А. К. БЕЛОУСОВА

РАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

(учебно-методическое пособие)

федеральное государственное образовательное

учреждение Высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

А. К. БЕЛОУСОВА

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

(учебно-методическое пособие)

Ростов-на-Дону

УДК 37.015.32: 159.928 (075)

ББК 88.37я73

Б – 43

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Педагогического института Южного Федерального университета (протокол № 2 от 26.02.2010)

Рецензенты:

Доцент кафедры дошкольной педагогики ПИЮФУ,

Кандидат педагогических наук

Шевченко Т.С.

Доцент кафедры специальной и практической психологии ПИ ЮФУ,

Кандидат психологических наук

Юматова И.И.

  Белоусова А.К.
  Развивающая образовательная среда для одарённых детей. Учебно-методическое пособие. - Рос­тов- на-Дону, 2009. – с. 70  

Учебно-методическое пособие содержит анализ проблемы одарённости, вопросы формирования образовательной среды. В пособии представлены основные дефиниции одарённости, современные концепции одарённости ведущих отечественных и зарубежных учёных, представлена психологическая диагностика одарённых детей. Учебно-методическое пособие включает анализ различных типов школ, их возможностей для формирования развивающей образовательной среды; предлагает теоретические основы формирования развивающей образовательной среды для одарённых детей.

© А.К.Белоусова

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
МОДУЛЬ I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОДАРЁННОСТИ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОДАРЁННОСТИ
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ ОДАРЁННОСТИ
ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
ГЛАВА 4. ДИАГНОСТИКА ОДАРЁННОСТИ
ЛИТЕРАТУРА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
МОДУЛЬ II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ГЛАВА 2. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ЛИТЕРАТУРА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
МОДУЛЬ III. РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ГЛАВА 1. РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОДАРЁННОСТИ
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
ЛИТЕРАТУРА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время особенно остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего, о детях. Родившийся ребёнок – это реальное «завтра», возможность видеть которое получают родители и общество. Каким будет грядущее «завтра», во многом зависит от нашей поддержки и усилий. Увидеть ростки одарённости ребёнка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, это одна из задач, которая стоит перед педагогами и психологами.

Есть дети, которым много дано от рождения. Они получили в Дар то, что другим приходится развивать в себе. Эти дарования могут носить разную природу, но всегда встаёт проблема их диагностики, бережного отношения и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать всё возможное для развития одарённых детей.

Данное учебно-методическое пособие направлено на раскрытие некоторых вопросов, касающихся создания образовательной среды для развития одарённых детей.

В первом модуле рассмотрены основные вопросы, связанные с феноменом одарённости, основными подходами к данному психологическому явлению, раскрыты некоторые личностные качества и проблемы одарённых детей, представлены методы психологической диагностики одарённых детей.

Во втором модуле даётся характеристика образовательной среды, раскрываются её основные компоненты, определяется развивающая образовательная среда. В третьем модуле конкретизируются условия формирования развивающей образовательной среды для одарённых детей.

МОДУЛЬ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОДАРЁННОСТИ

Целью данного модуля является формирование представлений о психологической природе одарённости. В данном модуле рассматриваются основные представления об одарённости, раскрываются основные подходы к пониманию психологической структуры одарённости. Рассматриваются позиции отечественных и зарубежных авторов относительно профиля личностных качеств, характерных для одарённых детей.

ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНИЯ

Одним из наиболее значимых методов, доступных педагогам, родителям, воспитателям, является метод экспертной оценки. В данном случае экспертам: учителям, родителям, классным руководителям, музыкальным работникам, предлагаются вопросы, ответы на которые позволяют определить, насколько развита одарённость конкретного ребёнка. На этом принципе основана методика экспертных оценок А.А. Лосевой (А.А. Лосева, 2004. С.158-162).

I. Интеллектуальная сфера

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память - быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ас­социаций. Хорошо улавливает связь между одним собы­тием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10.Владение основными компонентами умения учиться.

11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12.Возможность предвосхищения результата деятельности.

П. Сфера академических достижений

1. Богатый словарный запас, использование сложных син­таксических структур.

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зри­тельным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет боль­шее удовольствие, чем чтение художественной.

9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

10.Пытается выяснить причины и смысл событий.

11.Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12.Любит обсуждать научные события, изобретения, час­то задумывается об этом.

III. Творчество

1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

3. Склонность к завершённости и точности в занятиях

4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.

5. Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературные сферы

1.Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда расска­зывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в расска­зах о событиях, все несущественное отбрасывает, ос­тавляет главное, наиболее характерное.

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их пе­реживания и чувства.

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

7. Любит писать рассказы или статьи.

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изобра­жает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экс­периментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сла­женно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера

1. Тонкость и точность моторики.

2. Развитая двигательно-моторная координация.

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в под­вижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

X. Общение и лидерство

1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.

3. Высокая общительность с окружающими.

4. Стремится к доминированию среди сверстников.

5. Сверстники обращаются за советом.

Один из известнейших исследователей одарённости Дж. Рензулли в состав своей модели одарённости включает три фактора: уровень развития интеллекта выше среднего, креативность и вовлечённость в задачу. Эти факторы нашли отражение в разработанных Дж. Рензулли (А.А. Лосева, 2004. С.154-157) шкалах для получения характеристики ребёнка с точки зрения развития одарённости.

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ

Одарённый

1. Его интересы достаточно стабильны.

2. Его любознательность устойчива.

3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

5. Имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.

6. Начатое дело всегда доводит до конца.

7. Имеет особую склонность к определённому виду занятий или предмету.

8. Настойчив в достижении поставленной цели.

9. Имеет много друзей в среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

10. Зажаёт много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

11. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребёнок одарённый. Переходите к следующим вопросам.

Яркая одарённость

1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одарённость.

2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.

3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

4. Всегда ищет самостоятельные решения.

5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.

6. Берёт на себя ответственность в трудных ситуациях.

7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и своё призвание.

9. Одинаково одарён в гуманитарных и технических областях.

Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьёзные основания отнестись к Вашему ребёнку как к одарённому. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребёнка высокого творческого потенциала.

ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ

На практике определение одарённости очень часто стыкуется с определением творческого мышления, для чего, как правило, исследователи используют характеристики творчества, выделенные в работах Дж. Гилфорда. В соответствии со своими представлениями Дж. Гилфорд разработал несколько методик исследования креативности, среди них – тест «Необычное использование предметов».

Субтест 3а. Слова.

Модификация для детей 5—8 лет. Субтест проводится индивидуально.

Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция для испытуемого.

1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты. Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.

Оценивание.

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя.

1) Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.

Б = n

Б — показатель беглости, n — общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

2) Оригинальность— число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек. 1 оригинальное слово — 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных слов.

Т 3 = n + 5 k.

Т 3 — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет).

Субтест 3б. Выражение.

Модификация для детей 9—15 лет

Задача. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого.

Придумай, как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. Время выполнения субтеста — 5 минут.

Оценивание.

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость — число придуманных предложений (n). 1 предложение — 1 балл.

Б = n.

2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово — 0,1 балла.

Г = 0,1 m.

Г — показатель гибкости, m — число слов, используемых один раз.

3) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек. Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных предложений.

Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

Т 3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).

Категории ответов

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3 m.

Г — показатель гибкости, m — число категорий.

3) Оригинальность — число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30—40 человек. Одно оригинальное определение — 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных определений.

Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 — суммарный показатель четвертого субтеста.

Категории ответов

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

5. Игрушки, игры (любые).

6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

7. Лицо (любое человеческое лицо).

8. Люди (человек).

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда.

11. Предметы домашнего обихода.

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

14. Спортивные снаряды.

15. Съедобные продукты (еда).

16. Узоры, орнаменты.

17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30—40 человек). Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных рисунков.

T 6 = n + 3 m + 5 k.

Т 6 — суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.

Субтест 7. Спрятанная форма.

Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция для испытуемого.

Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Тестовые стимульные: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Оценивание.

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов (n).
Один ответ — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек. Один оригинальный ответ — 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор — оригинальность, k — число оригинальных, редких ответов.

T 7 = n + 5 k.

Т 7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. М, 2003.

2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.

3. Карне М. Одарённость: выявление и развитие // Одарённые дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991. С. 149-370.

4. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко. Под. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985

5. Кульчицкая Е. И., Моляко В. А. Психологические вопросы выявления одаренности. Киев, 1992.

6. Лезина С.В. Личностные факторы в становлении одаренности
младших школьников и подростков // www. PsiProj

7. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. М., 1997.

8. Лосева А.А. Психологическая диагностика одарённости. М., 2004.

9. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. 1989. № 6.

10. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.-Воронеж, 2003.

11. Матюшкин А.М. Одарённость и творчество // Учителю об одарённых детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И.Панова. М., 1997.

12. Моляко В. А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев, 1991.

13. Одарённые дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991.

14. Панов В.И. Одарённость как проблема современного образования // Материалы I Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы. Самара, 2007.

15. Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие. / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. М., 1995.

16. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтес. - М., 1996.

17. Рабочая концепция одарённости / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1998.

18. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. М., 2000.

19. Сизанов А.И. Психологические игры: какие мы на работе и дома. Минск, 1995.

20. Тест Гилфорда (модифицированный) //www. azps.ru

21. Тэкэкс К. Счастливые родители одарённых детей // Одарённые дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991. С.15-148.

22. Шведел А., Стоунбернер Р. Поиск и выявление одарённых детей // Одарённые дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991. С. 169-204.

23. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М., 2003.

24. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок и игра для учителей и родителей. М., 1996.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как определяется одарённость в психологическом словаре?

2. Как определяет одарённость Д. Рензулли?

3. В чём специфика подхода к одарённости А.М. Матюшкина?

4. Какие три фактора выделяет в креативности Е.П. Торренс?

5. Какие личностные проблемы существуют у одарённых детей?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Дж. Рензулли выделяет следующие факторы в структуре одарённости. Исключите лишнее:

А. Креативность.

Б. Настойчивость;

В. Высокий уровень способностей.

Г. Саморегуляция.

2. Конвергентное мышление – это:

А. Мышление, которое развивается в задачах, имеющих жесткую структуру и предполагающих единственно правильный ответ.

Б. Мышление, которое позволяет видеть различные аспекты проблемы и находить различные пути решения задачи.

В. Мышление с помощью реального преобразования конкретных ситуаций.

Г. Мышление, направленное на познание теорий, законов и закономерностей.

3. Дж. Гилфорд выделил основные факторы дивергентного мышления. Исключите лишнее:

А. Устойчивость.

Б. Оригинальность.

В. Гибкость.

Г. Беглость.

МОДУЛЬ II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Данный модуль направлен на формирование понятия образовательная среда; на выявление различий в понятиях образовательная среда и образование. Даётся общее понимание среды в представлениях различных авторов, рассматриваются различные толкования образовательной среды, выявляются компоненты и структура образовательной среды. Отдельно рассматриваются развивающее образование и развивающая образовательная среда, определяются принципы построения развивающей образовательной среды

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

В науке сложились различные подходы к определению понятия «образование». «Слово «образование» ох­ватывает такие семантические поля: а) процесс создания, порождения чего-то нового, б) формирование чего-либо со­гласно заданному образцу, в) нечто структурно сложное. По отношению к привычному словоупотреблению типа «школь­ное образование», «народное образование», «система обра­зования» и пр. оно превратилось в номинализацию, за которой уже почти не проглядывает первичный смысл раз­ворачивающегося процесса» (Е.Л. Доценко, 1996, с. 295).

В.В.Рубцов образо­вание определяет как «трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общест­венной жизни в пространстве культуры» (В.В.Рубцов, 1997, с. 5—6).

Э.Н.Гусинский, обобщая использование понятия «образование», говорит о «следующих основных общеупот­ребительных значениях этого слова:

- образование как достояние личности, система пред­
ставлений и понятий, располагающаяся в субъективном про-
странствепсихики человека и направляющая его поведение;

- образование как процесс приобщения личности к
культуре,становление и развитие образования как достояния личности, с одной стороны, и всего культурного окру-
жения,с другой;

- образование как специальный социальный институт (системаобразования), одна из составляющих культурного окруженияличности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре» (Э.Н.Гусинский, 1994, С.10).

И.В. Богданов выделяет следующие значения понятия «образование»:

- «отпечаток на человеке следов обучающих и воспитательных технологий, практик и ситуаций, через которые он прошёл в ходе своей жизни;

- образование как особую сферу, существующую в обществе наряду с другими сферами: хозяйства, оргуправления, проектирования и тому подобными, и обеспечивающую воспроизводство этого общества, подготовку новых его чле­нов. Такое принципиально иное представление идет не от человека, а от общественной системы;

— образование как особый метод в педагогической работе (например, в отличии от технологизированной подготовки) ;

— образование как особый исторический тип культурного содержания» (И.В. Богданов, 1996, с. 17).

В большинстве зарубежных источников образовательная среда оценивается по следующим факторам: эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качество воспитательно-образовательного процесса. В нашей стране наиболее интенсивно проблемами образовательной среды занимаются: В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А.Ясвин и др.

В.И. Слободчиков (В.И. Слободчиков, 2003), с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребёнка, а с другой стороны, выделяет её истоки в предметности культуры общества. Предметность культуры и внутренний мир человека в их представленности в образовательном процессе задают границы содержания образовательной среды и её состав. В.И. Слободчиков считает, что образовательная среда характеризуется двумя показателями:

- насыщенность (ресурсный потенциал) – оценивается через конкретное соотношение предметностей культуры (как совокупности образовательных ресурсов) и предметностей выдвигаемых целей и задач развития и образования человека;

- структурированность (способ организации).

В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих образовательную среду, В.И. Слободчиков выделяет три способа организации образовательной среды:

1. среда, организованная по принципу единообразия;

2. среда, организованная по принципу разнообразия;

3. среда, организованная по принципу вариативности (как единства многообразия) (В.И. Слободчиков, 2003).

В.А.Ясвин пищет, о том, что среда человека — это его естествен­ное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий. Таким образом, под образовательной средой В.А.Ясвин понимает «систему влияний и условий фор­мирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социаль­ном и пространственно-предметном окружении» (В.А.Ясвин, 2001, С.14).

ГЛАВА 2. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Анализ литературы позволил определить, что существуют определённые виды образовательной среды (воспитывающая, догматическая и пр.), среди которых можно выделить и развивающую.

Под развивающей образовательной средой понимается такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (В.А.Ясвин, 2001, С.14).

В настоящее время в психологии сложилась цельная концепция образовательной среды, предложенная В.А. Ясвиным (В.А.Ясвин, 2001). В.А. Ясвин полагает, что образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности, во-первых, для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях. Во-вторых, для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности. Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, и составляет ее развивающий психолого-педагогический потенциал.

В качестве компонентов образовательной среды В.А. Ясвин выделяет:

- пространственно-предметный ком­понент,

- социальный компонент,

- технологический компонент, или связи между пространственно-предметным и со­циальным компонентами, что составляет педагогическое обеспечение развивающих возможностей образова­тельной среды.

В.А. Ясвин считает, что образовательный процесс, организованный в соответствии с данным критерием, можно считать развивающим образовательным процессом (или процессом развивающего образования). Как отмечает В.В.Давыдов, «если воспитание совместно с обучением приобретает явную и прямую развивающую функцию, то речь теперь может идти о развивающем образовании (1996, с. 392).

Методологической основой данных положений выступает идея Л.С.Выготского о соотношении процессов обучения и развития:

«Самым существенным для выдвигаемой здесь гипоте­зы является положение о том, что процессы развития не со­впадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития... Наша гипотеза устанавливает единство, но не тождество процес­сов обучения и внутренних процессов развития. Она пред­полагает переход одного в другое... Вторым существенным моментом гипотезы является представление о том, что хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллель­но друг другу... Между процессами развития и обучения устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априор­ной умозрительной формулой» (Л.С. Выготский, 1991, с. 389—390).

Идея Л.С. Выготского о «зонах ближайшего развития» заключается в том, что ребенок в процессе в процессе общения и совместной деятельности, в сотрудничестве со взрослыми достигает большего, чем он может самостоятельно, на уровне собственных возможностей. Таким образом, «то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития» (Л.С. Выготский, 1991, с. 386).

Эти идеи Л.С. Выготского получили своё дальнейшее развитие и практическое применение в разработке различных видов школ, в которых и развивающие образовательные среды стали реальностью для многих учащихся и педагогов. В.А. Ясвин рассматривает школы системы развивающего образования, «школы диалога культур» (В.С. Библер), культурно-историческая школа (В.В. Рубцов).

Один из самых известных видов школ составляют школы, работающие по системе развивающего обучения. «Согласно этой теории (Давыдова-Эльконина – уточнено А.Белоусовой), содержанием развива­ющего начального обучения являются теоретические зна­ния (в современном философско-логическом их понимании), методом — организация совместной учебной деятельности младших школьников (и прежде всего организация решения ими учебных задач), продуктом развития — главные пси­хологические новообразования, присущие младшему школь­ному возрасту» (В.В. Давыдов, 1996, с. 384).

В.В.Репкин ставит особый акцент на формировании ре­бенка, желающего и умеющего учиться, заинтересованного в самоизменении, считая сформированность школьника как субъекта учебной деятельности наиважнейшим новообразованием младшего школьного возраста: «Превращение pебенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, превращение ученика в учащегося характеризует основное содержание развития школьника в процессе школьного обучения. Обеспечение условий для такого превращения является основной целью развивающего обучения, которая принципиально отличается от цели традиционной школы — подготовить ребенка к выполнению тех или иных функций в общественной жизни» (В.В.Репкин, 1991, с. 4). Таким образом, В.В. Репкин подчеркивает, что развивающее обучение ориентирует содержание и методы на закономерности развития.

Большой интерес представляет образовательная система «школы диалога культур» В.С.Библера (В.С.Библера, 1991). Она включает образовательный процесс от младших до старших классов. В данной образовательной системе развитие школьника обусловливается диалогом различных типов мышления, связанных с тем или иным типом культуры. Предметы и явления в образовательном процессе рассматриваются с точки зрения различных культур.

Сравнительно недавно возникла «культурно-историческая школа» под руководством ВЛ.Рубцова.. Идея создания такой образовательной среды заключается в «воспроизвод­стве в снятом виде самих форм исторических типов созна­ния и деятельности» (ВЛ.Рубцов, 1996, с. 284). Развитие ребенка происходит в процессе освоения им «многомерного и раз­ностороннего инструментария, присущего различным фор­мам сознания и деятельности. Это обстоятельство позволят рассматривать образовательное пространство такого типа школы как пространство возможностей для освоения социальных норм как норм культурно-исторических» (ВЛ.Рубцов, 1996, с. 284).

На основе анализа работы В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова (1996), В.А. Ясвин выделяет в качестве методологических основ развивающего образования следующие принципы:

«1. Усвоение «знаний – умений – навыков» из цели образования пр<

Наши рекомендации