Формируемой ОРГАНИЗАЦИОННОЙ культуры
№ | Параметр | Формируемая преобладающая реальность | Соответствующие типы культуры |
1 | Важнейшие характеристики организации | Образовательное сообщество подобно большой семье. Члены сообщества имеют много общего. | Семейная культура |
ЦО развивается очень динамично, проникнут духом новаторства. Педагоги и специалисты готовы идти на различные жертвы и рисковать ради дела. | Инновационная культура | ||
2 | Стиль лидерства | Характеризуется деловитостью, четкостью, ориентацией на конечные результаты деятельности. | Результативная культура |
Осуществляется на основе постоянной обратной связи, определяется стремлением помочь или научить. | Семейная культура | ||
3 | Управление образовательным сообществом | Характеризуется поощрением новаторства, свободы и самобытности, индивидуального риска. | Инновационная культура |
Характеризуется предсказуемостью и стабильностью в отношениях, четкостью требований, направлено на сохранение достигнутых результатов. | Ролевая культура | ||
4 | Связующая сущность организации | Акцент на достижении цели и выполнении поставленных задач, нацеленность на конечный успех. | Результативная культура |
Приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах. | Инновационная культура | ||
5 | Стратегические цели организации | Акцентируется внимание на индивидуальных достижениях. Доминирует целенаправленное напряжение сил, стремление к победе над возникающими трудностями. | Результативная культура |
Развитие гуманистических ценностей в коллективе. Настойчиво поддерживается высокое доверие, открытость и соучастие. | Семейная культура | ||
Критерии успеха организации | Организация образовательного процесса на основе новых эффективных методик и образовательных технологий. Лидерские и новаторские позиции в образовательном пространстве страны. | Инновационная культура |
Рекомендуемая литература
Основная литература
- Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе / Под ред. В.А. Ясвина, С.А. Беловой. – М., 2009.
- Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. – М.: Сентябрь, 2011. (Библиотека журнала «Директор школы» № 4, 2011).
Дополнительная литература
3. Вейринген ван Ф. Стратегическое управление в школе // Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство / Под. ред. П. Карстанье, К. Ушакова. – М.: Сентябрь, 1995. С. 87-100.
4. Давыдов Г.А. Сотрудническая роль консультанта по вопросам образования при разработке образовательных программ учебного заведения (аналитический этап) // Консультирование в области образования. Часть III: научно-методическое пособие / Под. ред. И.А. Колесниковой, Н.В. Гороховатской. – СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 2000. С. 105-107.
5. Карпов В.А., Ясвин В.А. Системная организация инновационного развития школы // Экспериментальное образовательное пространство города Москвы / Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. – М.: Пушкинский институт, 2005. С. 76-80.
6. Карпов В.А., Ясвин В.А. Организационно-образовательная система современной школы: экспертиза и проектирование // Экспериментальное образовательное пространство города Москвы // Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. – М.: Пушкинский институт, 2005. - С. 526-531.
7. Карстанье П. Эффективные школы // Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство / Под. ред. П. Карстанье, К. Ушакова. – М.: Сентябрь, 1995. С. 151-162.
8. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
9. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. – Париж, 1997.
10. Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие / Под ред. В.А. Ясвина и В.А.Карпова. – М.: Смысл, 2002.
11. Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А. Экспертиза образовательной системы как стимул метасистемного перехода в ней // Экспертиза инновационных процессов в образовании. Подходы к проблеме экспертизы в образовании. Кн. 1 / Под. ред. Г.Н.Прозументовой, С.Г. Баронене. – Томск, 1999. С.33-46.
12. Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
13. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И. Шамовой и П.И. Третьякова. – М., 1995.
14. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995.
15. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М., 1997.
16. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. – М.: Сентябрь, 2000.
17. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Новая школа, 1994.
18. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. – М., 1993.
19. Ясвин В.А., Рыбинская С.Н., Зотова Е.Б. Управление организационным развитием школы // Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист». 2006. № 7. - С. 2-9.