Возможные риски и минимизация их влияния

В процессе разработки и реализации программы развития лицея основное внимание уделялось следующим рискам, обусловленным противоречиями между уровнем и глубиной психологических и педагогических знаний учителей и школьной администрации, их профессиональным мировоззрением и компетентностью педагогических действий.

Узко предметная профессиональная установка педагоговзаключается в том, что многие учителя в процессе своей педагогической деятельности сформировались как узкие предметники, нацеленные, в основном, на качественное преподавание своей учебной дисциплины. Для этой категории учителей характерна недооценка воспитательной функции лицейского образования. Единственным критерием успешностиобразовательного процесса для них выступает соответствующая обученность учащихся.

Субъект-объектное отношениек учащимсятесно связано с предыдущей проблемой. Она заключается в том, что деятельность учителя направляется не на собственно личность воспитанника, а лишь на его познавательные способности, как на «субстрат» для формирования знаний. Формирование личности на практике часто отождествляется с интеллектуальным развитием. При этом воспитательная активность учителя направлена на то, чтобы ребенок стал удобным учеником (этот феномен отмечался еще Янушем Корчаком).

Педагогическая безответственность учителейопределяется недостаточным уровнем педагогической культуры многих сотрудников Лицея. В процессе своей профессиональной деятельности учителя далеко не всегда учитывают все последствия того или иного воздействия, оказываемого ими на процесс личностного развития конкретных учащихся. Это относится, как к руководителям, принимающим решения на макроуровне, так и к отдельным педагогам, непосредственно осуществляющим педагогическое взаимодействие с воспитанниками и родителями. Характерно, что, как правило, педагоги обладают определенным представлением о негативном влиянии на формирование личности ребенка тех или иных своих действий, но это вовсе не является для них серьезным сдерживающим фактором.

Недостаточная технологическая подготовленностьучителя к функции воспитателя, эксперта, проектировщика и организатора образовательной среды заключается в том, что многие из педагогов, которые хорошо понимают новые приоритеты образовательного процесса, оказываются технологически не подготовленными к их эффективной реализации. Данная проблема обусловлена преимущественной профессиональной подготовленностью учителей в области дидактики и методики преподавания, в то время как современные психолого-педагогические технологии межличностного взаимодействия, проектирования образовательной среды, разрешения конфликтных ситуаций, индивидуального консультирования и т.п. остаются для многих учителей попросту неизвестными.

Сокрытие педагогических трудностей заключается в том, что учитель не стремится обсуждать с коллегами, возникающие трудности, старается скрыть какой-либо свой профессиональный неуспех. Из-за этого теряется мощный ресурс коллективного анализа трудных ситуаций и их преодоления на основе партнерского взаимодействия между педагогами.

Педагогическая пассивность учителей.Приходится констатировать, что долгие годы функционирования российской школы в условиях тоталитарного строя обусловливает значительную степень социальной, в том числе и профессиональной апатии педагогов, которая проявляется, в частности, в их низкой сверхнормативной активности. Учителя далеко не всегда стремятся к повышению своей профессиональной квалификации, мало читают профессиональную периодику, уделяют недостаточно внимания освоению новейших педагогических технологий. Многие педагоги по-прежнему не верят в свою возможность повлиять на какие-либо решения администрации, они замыкаются в рамках преподавания своего предмета, считают, что проблемы личностного развития лицеистов вне урока их «не касаются» и т.п.

Недооценка руководителями технических вузов и промышленных предприятий перспективности сотрудничества с лицеемможет также стать существенным препятствием к реализации данной программы развития.

Все отмеченные риски связаны спсихологическими проблемами сотрудников и партнёров лицея. Для ихминимизациинеобходимо постоянное тесное взаимодействиесо всеми субъектамиобразовательно-профориентационного процесса в лицее:

· проведение периодических пеосональных собеседованийс сотрудниками и партнёрами лицея;

· проведение в лицее конференций и семинаров с приглашением партнёров;

· трансляция чёткой позиции администрации лицея в вопросах реализации программы развития на педагогических советах и совещаниях;

· публичное материальное и моральное поощрение сотрудников, вносящих существенный личный вклад в реализацию программы развития лицея;

· популяризация успехов в реализации программы развития и образовательных достижений лицея в средствах массовой информации и специальных изданиях.

Наши рекомендации