Количественные параметры оценки среды

Проведение количественной оценки параметров школьной среды необходимо осуществлять на основе следующей инструкции.

1. В каждом блоке (например, блок «Местные экскурсии») пометить ту строку, в которой, наВаш взгляд, наиболее точно отражается реальное положение дел в анализируемой среде. Для пометки соответствующих строк служит первый (чистый) столбец таблицы. ВНИМАНИЕ!В некоторых блоках (например «Гости») отдельные строки в столбце баллов помечены значком «+». Это означает, что можно не ограничиваться выбором одной строки в блоке, а отмечать несколько «подходящих» строк.

2. Каждый блок снабжён дополнительной чистой строкой. В эту строку можно записать своё содержание, если оно значительно отличается от предложенного в других строках данного блока. ВНИМАНИЕ!Это новое содержание блока должно рассматриваться только вместо предложенных в таблице, но не суммироваться с ними.

3. Баллы, полученные по данному блоку (в случае необходимости они суммируются), записываются в строку с названием данного блока.

4. Далее суммируются баллы, полученные во всех блоках данного параметра (эта сумма не может превышать 10 баллов), и записываются в строку «итоговый балл» под названием соответствующего параметра (например «Широта образовательной среды».

5. Используя схему на рис. 3.4 определить коэффициент модальности для анализируемой образовательной среды, и записать его в соответствующую строку таблицы.

6. Умножить значение «итогового балла» на «коэффициент модальности» и полученный результат (который должен представлять собой число не больше 13) записать в свободную ячейку таблицы рядом с названием анализируемого параметра.

Широта школьной средыслужит её структурно-содержательной характеристикой, показывающей какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.

Например, можно констатировать крайне низкий показатель широты образовательной среды в семье, придерживающейся каких-либо сектантских убеждений, ограничивающей социальные контакты ребенка, вплоть до запрета на посещение школы. С другой стороны максимально высокий показатель этого параметра образовательной среды может быть отмечен у молодого человека из обеспеченной семьи, который имеет возможность получать образование в учебных заведениях различных стран, много путешествовать: для него образовательная среда, по существу, весь мир.

Педагогическую значимость широты образовательной среды, понимал еще Ян Амос Коменский, который рассматривал высший уровень образования как “академию и путешествие”. Джон Локк также готовил юного джентльмена к возможности получать как можно больше впечатлений во время будущих путешествий, ведь кругосветное плавание для молодого англичанина из высшего света в те времена было традиционным. Локк заботился о широте образовательной среды, также предписывая своим аристократическим воспитанникам наряду с традиционными науками заниматься ремесленным трудом: резьбой по дереву, огранкой минералов, живописью, садоводством и т.п. Януш Корчак расширял образовательную среду за счет участия воспитанников в детском суде и детском парламенте, сотрудничества с общегосударственной детской газетой и т.п. В образовательной же среде, спроектированной Жаном-Жаком Руссо, показатель широты, безусловно, низок, так как воспитанник должен до 15 лет жить в деревне, в изоляции от “разлагающего” общества под присмотром единственного воспитателя.

Можно предполагать относительно высокий показатель широты столичной образовательной среды и относительно низкий — в “затерянном” таежном поселке; относительно высокий — в семье провинциальных актеров, где часто собирается местная творческая интеллигенция и относительно низкий — в педагогически запущенном столичном детском доме, где воспитанники находятся в условиях социальной депривации и т.д.

ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ    
итоговый балл  
коэффициент модальности  
МЕСТНЫЕ ЭКСКУРСИИ (пешком, на городском и пригородном транспорте)    
  · Практически не проводятся
  · проводятся, но не для всех учащихся 0,2
  · Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие 0,5
· Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие 0,7
· Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса(например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.)   1,25
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)    
ПУТЕШЕСТВИЯ  
· Практически не бывает
  · Не для всех учащихся 0,2
  · Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие 0,5
· Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие 0,7
· Поездки школьников в другие городакак неотъемлемая часть образовательного процесса 1,25
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)      
ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ (театры, концерты, выставки и т.д.)  
· Практически не бывает
  · Не для всех учащихся 0,2
  · Каждый школьник раз в пол года имеет возможность посещения 0,5
· Каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения 0,7
· Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса 1,25
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)      
  ОБМЕН УЧАЩИМИСЯ    
  · Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится
  Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер 0,1
  · Производится систематический приём школьников из других учебных заведений 0,3
  · Учащиеся имеютвозможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодёжные лагеря, экспедиции и т.п.)   0,7
  · Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями   1,25
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)      
  ОБМЕН ПЕДАГОГАМИ    
  · Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится
  · Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер 0,1
  · Педагоги имеютвозможность какое-то время преподавать(стажироваться)в других учебных заведениях 0,3
  · Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работаютв школе (классе)     0,7
  · Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями   1,25
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)      
  ГОСТИ    
  · Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко
  · Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами + 0,1
  · Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, весёлые старты, творческие выставки) + 0,2
  · Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. + 0,4
  · Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей + 0,55
  · Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)    
  ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИКРОСРЕД    
  · Кроме занятий в своём классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей
  · Некоторое учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам 0,1
  · Каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам 0,2
  · Учащиеся имеют возможностивыбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников) + 0,4  
  · Учащиеся имеют возможностивыбора учителей + 0,55  
  · Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)      
  ШИРОТА МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ    
  · Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещённые  
  · Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает     0,3
  · Имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений 0,8
  · Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.).  
  · Имеются необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность постоянного свободногодоступа учащихся к компьютерным информационным сетям («Интернет»)   1,25
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)      
         

Интенсивность школьной среды – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.

В качестве примера высоко интенсивной образовательной среды можно привести хорошо организованные курсы, когда их участники в марафонском режиме, скажем, по десять часов в день, работают с различными преподавателями, использующими всевозможные формы и методы занятий: лекции и круглые столы, просмотр видеоматериалов и тренинги, деловые игры и защиты индивидуальных проектов. В рекламных текстах так и пишут: “интенсивные курсы иностранного языка”.

Высокая интенсивность образовательной среды может быть также достигнута в летнем детском лагере за счет специфических условий взаимодействия педагогов со школьниками и уникальных условий среды обитания. Н.В.Добрецова (1988) приводит следующие расчеты. В лагере дети проводят вместе с педагогами до 15 – 16 часов в день. За неделю время такого взаимодействия составляет уже 105 – 112 часов, а за смену (26 дней) — от 350 до 440 часов. Если учесть, что, согласно исследованиям, классный руководитель за неделю общается с детьми 10 – 12 часов, а за весь учебный год – 350 – 420 часов, то очевидно, что по интенсивности педагогического общения месяц летнего лагеря равен школьному учебному году. К тому же в условиях лагеря могут органично использоваться творческие, активные образовательные формы: конкурсы, викторины, спортивные состязания, походы, игры и т.д.

Яркие примеры низко интенсивной образовательной среды можно иногда наблюдать в дошкольных воспитательных учреждениях, когда воспитатель просто “пасет” детей, следя лишь за их безопасностью и соблюдением режима. При этом, практически, не создается возможности для эффективного физического, интеллектуального и личностного развития воспитанников. Та же картина, может, безусловно, наблюдаться и в отдельных семьях, а также в школах, где господствует формальный подход к образовательному процессу.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ    
итоговый балл  
коэффициент модальности  
  УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ    
  · К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования(обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.)  
  · Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта 0,5
  · Требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта
  · Ко всем учащимся предъявляются повышенные требования
  · Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведётся по усиленным программам (например по программам вуза)   2,5
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)    
  УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ    
  · Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными» учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п.  
  · Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы  
  · После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны(или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школепосле занятий)     1,5
  · После уроков учащиеся остаются в школе для дополнительных занятий; а также получают объёмные домашние задания  
  · Практически всё время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например в специализированных интернатах и т.п.)   2,5
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)      
  ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА    
  · Выходные дни и каникулы учащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения  
  · В выходные дни для учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) + 0,5
  · На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) + 0,7  
  · На период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. + 0,8
  · Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул)   2,5
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)    
  ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ    
  · В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала  
  · Некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.)   0,5
  · Большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования
  · Педагогическим коллективом декларировани по возможности реализуетсяприоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении   1,5
  · Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами     2,5
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)    

Степень осознаваемости школьной среды – показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

Как отмечал Л.С.Выготский: “… влияние среды на развитие ребенка, будет измеряться среди других прочих влияний также и степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде” (1934, с. 100).

Высокую степень осознаваемости образовательной среды можно, например, наблюдать при подготовке школьной команды к региональной предметной олимпиаде. В такой среде как педагоги, так и школьники хорошо мотивированы предстоящим испытанием, каждый осознает ответственность как за собственную подготовленность, так и за уровень подготовки своих товарищей.

Повышению осознаваемости образовательной среды может служить наличие традиций и ритуалов, символики и атрибутики учебного заведения. Когда в начале учебного года на общей линейке поднимается школьный флаг, ученики охотно носят значок своего учебного заведения и с гордостью говорят окружающим: “Я учусь в гимназии имени Льва Толстого”, можно определенно констатировать высокий уровень осознаваемости данной образовательной среды.

Проблеме повышения осознаваемости образовательной среды уделялось много внимания в педагогической системе А.С.Макаренко. Приведем лишь несколько иллюстраций: “Ничто так не скрепляет коллектив как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции, советская школа, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, кстати, в Москве, — это школы, которые накопили традиции” (1988, с. 248).

“Терминология имеет важное значение. Я, например, не совсем согласен, что можно школу называть неполной средней школой. Мне кажется, об этом нужно подумать. Что значит: ученик учится в школе, а его школа называется неполная средняя школа? Такое усеченное название. Само название должно быть для него привлекательным. Я обращал внимание на эту терминологию” (там же, с. 250 -251).

“Несмотря на то, что каждый воспитанник пребывает в учреждении временно, рано или поздно уйдет из него, будущее учреждения, его более богатая и более культурная жизнь всегда должны стоять перед коллективом как серьезная и высокая цель, освещающая многие частности сегодняшней жизни. Как показал опыт, ребята вовсе не безразлично относятся к далекому будущему своего учреждения, если в учреждении им хорошо, и они его любят…

В особенности эта перспектива имеет большое значение, если учреждение не порывает с выпускниками, поддерживает постоянную переписку с ними, приглашает и принимает их во время отпуска в гости” (там же, с. 262 – 263).

Хорошо известны подобные вековые традиции Оксфорда и Кембриджа, и также хорошо известна высокая осознаваемость такой образовательной среды, как их профессорами, так и выпускниками.

ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ    
итоговый балл  
коэффициент модальности  
УРОВЕНЬ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ ОБ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
  · Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? И т.п.    
  · Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения 0,3
  · История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением   0,5
· Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения
· Практическивсе педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения   1,4
  · Другое, вместо предложенного, (от 0,1 до 1,4)    
СИМВОЛИКА  
  · Учебное заведение не имеет никаких элементов собственной символики · Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей  
  · Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет своё особое название (школа «Радуга», школа имени… и т.п.), и все учащиеся об этом знают + 0,25
  · Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) + 0,25
  · Учебное заведение имеет своё знамя, которое хранится на видном почётном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия + 0,25
  · Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимнасвоего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях + 0,25
  · Учащиеся и педагоги охотно носятзначки своего учебного заведения + 0,25
  · Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят + 0,25
  · Другое, вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку)    
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМОСТИ
  · Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер
  · Проводятся периодические беседы по истории учебного заведения + 0,1
  · Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения + 0,2
  · Ведётся летопись учебного заведения (оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы) + 0,3
  · Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведётся долговременная подготовка + 0,4  
  · Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения + 0,5
  · Другое, вместо предложенного, (не превысить 1,5 по данному блоку)      
СВЯЗЬ С ВЫПУСКНИКАМИ
  · Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носятслучайный, эпизодический характер
  · Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году 0,2
  · Педагоги и учащиеся ведут постоянную переписку со многими выпускниками 0,6
  · Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка   0,9
  · Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь   1,2
  · Действует постоянныйобщественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения   1,4
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)      
АКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ
  · Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты  
  · Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликаются на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению   0,3
  · Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи 0,6
  · Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения  
  · Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении   1,4
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)      
АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  · Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)  
  · Значительная часть учащихся охотно откликаются на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению   0,3
  · Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбыадминистрации и педагогов о какой-либо помощи 0,6
  · Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения  
  · Большинство учащихся лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении   1,4
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)      
АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
  · Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)  
  · Значительная часть родителей охотно откликаются на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению   0,3
  · Практически все родители охотно откликаются на просьбыадминистрации и педагогов о какой-либо помощи 0,6
  · Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения  
  · Большинство родителей лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении   1,4
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)      

Обобщенность школьной средыхарактеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды.

Высокая степень обобщенности образовательной среды какого-либо учебного заведения обеспечивается наличием четкой концепции деятельности этого учреждения. Причем, эта концепция должна находиться не только в ящике директорского письменного стола, а постоянно обсуждаться как с педагогами, так и с учащимися на доступном для них уровне.

Примером относительно низкого показателя обобщенности образовательной среды может служить, скажем, вновь созданный частный ВУЗ, в котором большинство преподавателей работают в других учреждениях, и приходят только для того, чтобы “вычитать свои часы”. И, наоборот, в так называемых, авторских школах, где вся учебно-воспитательная работа ведется на базе определенной теоретической и методической системы, где сами разработчики этой системы постоянно контролируют и корректируют образовательный процесс, периодически проводят методические занятия с учителями и т.п., можно однозначно констатировать высокий уровень обобщенности образовательной среды. Это, в частности, в полной мере относится к образовательной среде многих “академических школ” — экспериментальных площадок научно-исследовательских педагогических учреждений.

Проиллюстрируем понятие обобщенности образовательной среды еще одной радикальной цитатой из педагогических трудов А.С.Макаренко.

“Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем 10 хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет” (1988, с. 174).

ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ    
итоговый балл  
коэффициент модальности  
КОМАНДА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
  · Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются    
  · Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований 0,4
  · В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей 0,8
  · Большинство учителейпо существу составляют единую профессиональную команду 1,4
  · В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию   1,7
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)    
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
  · Серьёзной концепции развития учебного заведения пока не существует (или существует формальная концепция для предъявления проверяющим), образовательный процесс осуществляется «по инерции»  
  · Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остаётся малокомпетентной и пассивной в этом вопросе   0,4
  · Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом чёткого представления   0,6
  · В учебном заведении реализуется определённая образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом  
  · Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошопонимаются и поддерживаются коллективом педагогов   1,7
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)      
ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
  · Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется  
    · На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса   + 0,5  
  · Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе ихметодических объединений + 0,8  
  · Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения   1,2  
  · Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения   1,6
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,6)      
ВКЛЮЧЁННОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  · Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения  
  · Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения   0,4
  · Отдельные предложения учащихся по изменению организации образовательного процесса всерьёз рассматриваются и могут быть реализованы   0,8
  · Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активныеучащиеся входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения   1,2
  · Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов   1,7
  · Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)      
ВКЛЮЧЁННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ <

Наши рекомендации