Школьная администрация и секретариат
3.1 Основная функция.
А.Планирование бюджета и контроль его исполнения.
Б.Как в пункте «А» + регистрация и учет школьников.
В.Как в пункте «Б» + организация образовательного (учебно-воспитательного) процесса.
3.2. Субъекты принятие решений по использованию бюджета.
А.Директор.
Б.Директор и руководители подразделений.
В. Как в пункте «Б» + разработчики (научные консультанты) стратегии развития школы.
Г. Как в пункте «В» + представители «образовательных команд».
4. Органы воспитания и сопровождения школьников (психолого-педагогического и социально-педагогического)
4.1 Основные функции.
А. Поддержание дисциплины в учебных группах, информирование и консультирование учащихся по выбору профильных учебных предметов и будущей профессии.
Б.Как в пункте «А» + особая работа с «отстающими» и «одарёнными».
В. Как в пункте «Б» +организацияиндивидуальной и групповой воспитательно-развивающей деятельности школьников.
Г.Поддержка каждого школьника в его саморазвитии и социализации.
Д.Как в пункте «Г» +специальная подготовка педагогов к эффективному воспитательно-развивающему взаимодействию с учащимися.
4.2 Основные исполнители функции.
А. Классный руководитель (наставник, тьютор, куратор и т.п.).
Б.Как в пункте «А» + специалисты-консультанты (психологи, социальные педагоги и т.п.).
В. Все члены педагогического коллектива (в том числе, учителя-предметники).
5. Органы по совершенствованию образовательного процесса
5.1 Основные функции.
А. По существу, чётко не определены.
Б.Умеренное принуждение учителей к улучшению методики преподавания учебных предметов.
В. Решение проблем интеграции обучения и воспитания учащихся.
Г.Как в пункте «Б» +актуализация саморазвития школьников и повышение квалификации педагогов.
5.2 Основные инициаторы изменений.
А. Отдельные педагоги.
Б.Директор и администрация.
В. Руководители методических объединений.
Г.Специально сформированные творческие группы, включающие членов администрации и наиболее инициативных и квалифицированных педагогов.
Д.Детско-взрослые образовательные команды.
6. Учителя
6.1 Автономность (самостоятельность, независимость)учителей.
А. Высокая (каждый учитель, в основном, строит свою деятельность на базе собственных профессиональных ценностей и приоритетов).
Б.Ограниченна постоянным контролем со стороны администрации.
В. Ограничена влиянием методических объединений и других школьных подразделений.
Г.Ограничена положениями концепции школы и других внутренних школьных документов.
Д.Ограничена влиянием детско-взрослых образовательных команд.
6.2 Воспитательные функции учителей-предметников.
А. Слабо выражены.
Б.Сосредоточены в рамках преподавания своего учебного предмета.
В. Как в пункте «Б» на основе тесного взаимодействия с классными руководителями.
Г.Интенсивны, выходят за рамки преподавания своего учебного предмета, активно осуществляются всеми учителями-предметниками.
Д.Осуществляются в контексте деятельности детско-взрослых образовательных команд.
II. КООРДИНАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Регулирование школьной деятельности
7.1 Внешнее регулирование школьной деятельности
А. Большое количество конкретных обязательных правил и указаний.
Б.Не так много конкретных указаний, в основном предлагаются основные принципы и общие правила.
7.2 Внутреннее регулирование школьной деятельности
А.Напрямую исходит из правил, установленных внешним регулированием.
Б. Внешние правила в определённой степени трансформируются управленческим аппаратом школы.
В. Внешние правила полностью перерабатываются управленческим аппаратом и подразделениями школы для обеспечения собственной деятельности.
Г. Многие правила исходят из собственной концепции школы и стратегии её развития.
Д.Правила устанавливаются детско-взрослыми образовательными командами, исходя из приоритетов собственной учебно-воспитательной деятельности в рамках концепции школы и её устава.
Профессионализм педагогов
А. В основном сформирован в вузах в процессе профессионального образования и, прежде всего, направлен знание своего учебного предмета.
Б. Как в пункте «А» + научно-исследовательская деятельность, аспирантура, защита диссертации в рамках «своей» научной дисциплины (например, физики, истории, лингвистики и т.д.).
В. Как в пункте «А» + акцент на углубленном знании дидактики своего учебного предмета (курсы повышения квалификации, профессиональная рефлексия и самокоррекция преподавания своего учебного предмета).
.Г. Профессиональное мастерство педагогов целенаправленно развивается внутри самой школы, направлено как на дидактические, так и на воспитательные компоненты образовательного процесса, педагогическое общение, психологическую грамотность и т.п.
Иерархия управления
А. Выражена нечётко (учителя-предметники мало ощущают контроль со стороны администрации).
Б. Ориентирована, прежде всего, на организацию учебного процесса в школе.
В. Как в пункте «Б» + ориентирована на процесс воспитания и развития учащихся + обеспечивает реализацию концепции развития школы.
Г. Выполняет координирующие функции.
Консультационные структуры
10.1 Количество и качество консультационных структур (различных школьных советов, временных творческих групп и т.п.).
А. В школе создано несколько консультационных советов, но их работа носит, скорее, формальный характер. Эти советы собираются довольно редко, не пользуются авторитетом в коллективе, практически, не разрабатывают актуальных предложений и рекомендаций.
Б.В школе постоянно действуют различные консультационные структуры. Некоторые из них работают достаточно активно и конструктивно. Однако, в целом, их влияние на принятие административных решений носит эпизодический ограниченный характер.
В. В школе создана широкая сеть консультационных структур различного уровня и направленности. Большинство школьных проблем находит своё решение в рамках их обсуждения на заседаниях соответствующих советов. Предложения и рекомендации консультационных структур существенно влияют на принятие решений школьной администрацией.
10.2 Характер принятия в школе важных решений
А.Хаотичный, нечеткий. Часто под влиянием лиц, «особо приближённых» к руководству на данный момент.
Б. В соответствии с требованиями «пирамиды власти».
В. Консенсус позиций администрации школы и мнений заинтересованных сотрудников, выраженных через консультационные структуры (советы), на основе необходимых согласований.
Г. Консенсус между учителями-предметниками, классными руководителями и руководителями структурных подразделений школы (председателями методических объединений и т.п.).
Д.Решения принимаются на основе неформальных контактов членов образовательных команд.
10.3 Основные субъекты, принимающие оперативные решения
А. Учителя-предметники и общее собрание сотрудников.
Б. Директор и администрация школы.
В. Методические объединения и общее собрание сотрудников.
Г. Классные руководители после консультаций с учителями-предметниками.
Д.Детско-взрослые образовательные команды.