Уроки 191, 192. Контрольный диктант и его анализ
Цели уроков: проверить усвоение изученного материала; развиватьспособность осуществлять самоконтроль.
Личностные УУД. Способность к самооценке. Регулятивные УУД.Контроль за способами решения. Познавательные УУД. Анализ объ-ектов.
Мальчики решили3 преследовать лодочника.
Вот они уже плывут по извилистой речке, волнуются, чтобы их не заме-тили. Лодочник то появляется, то исчезает за частыми излучинами реки. Он сидит на вёслах лицом к мальчикам, и им приходится быть очень осто-рожными, чтобы не попасться ему на глаза. Перед каждым поворотом реки Миша выбирается на берег и смотрит в бинокль4. В азарте погони мальчи-ки забывают3 о цели путешествия и любуются зарослями2 правого берега.
Вот и ночь постепенно опускается, а в сумраке не увидишь бегущей впереди лодки4. Миша приказывает грести быстрее, но это уже не мо-жет помочь. Приходится вылезти на берег и расположиться2 на ночлег. (100 слов) (По А. Рыбакову)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е: 1) озаглавить текст; 2) вы-полнить указанные разборы (по вариантам); 3) найти слова с изученными орфограммами, графически объяснить их напи-сание.
Повторение и систематизация изученного
(11 ч + 1 ч. Р)
Результаты обучения. Личностные:осознание богатства русскогоязыка, его эстетической ценности; способность к самооценке; мета-предметные: преобразование информации в форму таблицы, извле-чение информации из таблиц; определение успешности своей работы; предметные: систематизация изученного по фонетике, лексике, мор-фемике, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации; обобще-ние сведений о функционально-смысловых типах речи.
Работу по повторению и систематизации изученного учитель организует в зависимости от того, какие темы, с его точки зре-ния, требуют дополнительной работы на этапе обобщения прой-денного материала. Учебник предлагает подходить к организа-ции повторения через последовательное рассмотрение единиц языка и разделов науки о языке, которые эти единицы вклю-чают (§ 123). Материалы данного параграфа систематизируют
сведения о фонетике, лексике, морфемике, морфологии и син-таксису с использованием таблиц, заданий по подготовке раз-вёрнутых сообщений на лингвистическую тему. В § 124—127 содержится материал для закрепления основных изученных орфограмм и пунктуационных правил. На данном этапе работы рекомендуется также использовать все имеющиеся в учебнике словари. Толковый словарь можно активно задействовать в са-мостоятельной работе учащихся, в том числе для подготовки материалов к лингвистическим разминкам.
Итоговый контрольный диктант
ЛЕТНЕЕ УТРО
С вечера нависали тяжёлые тучи, собирался дождь. Но за ночь нена-стье рассеялось, и только на горизонте можно разглядеть остатки вче-рашних туч4.
В сиянии яркого3 солнца всё изменилось, воспрянуло духом, заигра-ло разными красками3. Вот лёгкое облачко убегает2 от ветерка. Не дого-нишь его! Справа блестит заросшее камышом озерцо. На опушке берёз-ки водят хоровод, а вокруг них вьются и жужжат пчёлы, порхают птицы, хлопочут о своих птенчиках4. Пестреют на поляне чудесные полевые цве-ты: ромашки, колокольчики, гвоздички, мышиный горошек2. Лютики под-няли свои жёлтые головы, засмотрелись на соседей, кивают им, словно говорят: «Рады встрече с вами, подружки!»
Смотришь на эту красоту и чувствуешь себя счастливым! (100 слов) (М. Бондаренко)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е: 1) выполнить указанные разборы (по вариантам); 2) выписать одно из слов, в котором не совпадает количество звуков и букв, сделать его фонетиче-ский разбор; 3) выписать 3—4 слова с чередующимися гласны-ми или согласными; 4) подобрать синонимы и антонимы к вы-деленным словам.
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Язык и общение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Вспоминаем, повторяем, изучаем.
Повторение изученного в 4 классе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Лексика. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Морфемика. Орфография. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . 153
Морфология. Орфография. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . 174
Имя существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 Имя прилагательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 Глагол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Повторение и систематизация изученного . . . . . . . . . . . . . . 237
У ч е б н о е и з д а н и е
БондаренкоМарина Анатольевна
РУССКИЙ ЯЗЫК