Морфемика. Орфография. Культура речи
(19 ч + 5 ч. Р)
Результаты обучения. Личностные:уважительное отношениек русскому языку; осознание лексического богатства русского языка, гордость за родной язык; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: извлечение фактуальной информации из учеб-ных текстов; создание письменного текста с соблюдением норм его построения и норм русского литературного языка; коммуникативное взаимодействие с одноклассниками; способность определять последо-вательность действий; умение вести самостоятельный поиск инфор-мации; умение пользоваться словарями; вычитывание информации из таблиц; предметные: знать предмет изучения морфемики; знать содержание понятий морфема, варианты морфем; знать определе-ния частей слова и их смысловое значение, грамматическое значение окончаний; делать морфемный разбор слов; знать виды чередований гласных и согласных в корнях слов; распознавать слова с беглыми гласными; знать правила правописания: гласных и согласных в при-ставках, гласных в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос-, написания букв ё — о после шипящих в корне, букв и — ы после ц; знать о рас-суждении как функционально-смысловом типе речи.
Урок 95. Морфема. Изменение и образование слов (§ 70, 71)
Цели урока: повторить понятиеморфема; познакомить с предметом из-учения морфемики; научить отличать однокоренные слова от форм слова, определять форму слов; совершенствовать умение выделять морфемы.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целе-полагание. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятель-ности. Совместная деятельность.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Игра «Выбираем рекордсмена». | |||
цвет | ход | ||
Задание: записать слова, соединив ле- | |||
стыд | Филя | ||
вый и правый столбики. Побеждает тот, | |||
лом | курс | ||
кто выполнит работу быстрее. | |||
просто | оба | ||
Ответ: цветовод, стыдоба, ломбард, про- | |||
везде | тина | ||
стофиля, вездеход, конкурс, рогатина, по- | |||
кон | овод | ||
лоса. | рога | оса | |
— Являются ли в получившихся словах | пол | бард | |
исходные элементы частями слова? По- | |||
чему? Какие признаки частей слова вам известны? Докажите свою позицию путём разбора слов и определения их лексиче-ского значения, например: пол — оса — полоса.
— Какое из слов сохраняет в своём составе оба корня? (Вез-деход.)
II. Изучение нового материала по учебнику.
1. Чтение диалога (с. 4), повторение понятия морфема (по за-писям, сделанным в словаре в начале года), запись в словари понятия морфемика (Морфемика — это...; объяснение поста-новки тире).
2. Работа с материалом для наблюдения (с. 5). Внимание: ошибка! Можно сформулировать задание по поиску ошибки
с помощью словаря и сопроводить запоминание написания слова ручища (по соответствию рода: женский —а: нога — ножища, изба — избища; м. и ср. —е: дом — домище, стол — столище, окно — окнище). Такая работа поможет выйти на пониманиеобщего значения данных слов, передаваемого суффиксом. Мож-но сопроводить таким подбором слова ручной и рученька.
3. Упр. 376 сопровождается разделением слов по трём стол-бикам в соответствии с частью речи (наблюдения над одинако-выми морфемами).
4. Работа с материалами для наблюдения на с. 5 сопровожда-ется орфоэпической и лексической работой (квартал), записью слова и его значений в словари (характеризуется многознач-ность слова и место ударения независимо от значения!).
5. Анализ теоретических сведений, их повторение и запоми-нание (с. 5). Орфоэпическая работа с глаголом звонить во всех формах закрепляет и его произношение, и понимание того, что это формы одного и того же слова. Затем подбираются одно-коренные глаголы: позвонить, перезвонить, зазвонить, до-звониться, класс делится на четыре группы, которые читаютформы этих глаголов. Учитель предварительно напоминает: ударение всегда сохраняется на окончании (гласных и — я).