I. Анализ текстов — описаний предмета.
На данном уроке учащимся необходимо уяснить особенно-сти описания в разных стилях речи, для чего в учебнике пред-лагаются два текста (с. 137). В то же время первый из данных текстов включает в свой состав только небольшой фрагмент описания и представляет собой рассказ об истории жостовского промысла. Поэтому учителю стоит использовать для сопостав-ления описаний также и другие тексты (ниже представлен один из вариантов).
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет на чёрном или красном фоне. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, который связан с традицией народной росписи на де-ревянных и берестяных изделиях. Цветы могут располагаться гирлянда-ми по периметру подноса, собираться в букеты из трёх или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. (По материалам Энциклопедии Кирилла и Ме-фодия)
1. Чтение и сопоставление текстов, работа по вопросам учеб-ника.
— О каком подносе идёт речь в первом (научном) тексте?
О подносе вообще или о конкретном предмете? Что описывает-ся во втором тексте?
— Почему оба текста относятся к описаниям? Докажите на-личие детализации отбором соответствующих элементов в каж-дом тексте.
— В каком из текстов чувствуется отношение автора к опи-сываемому предмету? Где представлена только объективная ин-формация?
Выводы: 1) описание представляет собой такой тип текста, в котором предмет представлен через сообщение о его при-знаках, особенностях, характеристику его отдельных частей; 2) в художественном описании используются различные образ-ные средства, отражается отношение пишущего к этому пред-мету; 3) научное описание более полно изображает предмет, художественное — более эмоционально.
2. Групповая работа. Учащиеся получают раздаточный мате-риал, читают тексты, выявляют их тип, определяют, к какому стилю относятся тексты. Группа готовит выступление с резуль-татами своего анализа.
Текст 1. Игрушки в этот раз были размером поменьше, чем обычно, это специально, чтоб легче нести. Кто понимал, знал, что маленькие игрушки лепить ничуть не легче крупных, даже труднее. Попробуй-ка слепить маленькую лошадку, завей-ка ей гриву, заплети-ка в узор хво-стик, обозначь ушки, а потом кисточкой наведи маленькие узоры, чтоб и глазок был выразительный и копыта звонкие. А волшебное дерево маленького роста! Да ещё наливные яблочки на нём. Попробуй слепи!» (По В. Крупину)
Текст 2. Дымковская игрушка — местный художественный промы-сел, возникший на основе гончарных традиций. Расписывают игруш-ки темперными красками. Использование широкой гаммы (до десяти цветов) придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным ком-позиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в раз-личных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из металла, наклеенные поверх узора. (По Энциклопедии Кирилла и Ме-фодия)
Текст 3. Немецкая овчарка — сильная, энергичная собака, с хорошо развитой мускулатурой. Голова клинообразной формы. Уши стоячие, высоко поставленные. Спина прямая, широкая. Круп плавно спускается к основанию хвоста. Хвост саблевидный, держится книзу. Шерсть густая, средней длины, имеет яркий окрас. (По Энциклопедии Кирилла и Мефо-дия)
Текст 4. Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Бла-годаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалён-ное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючим репейником, осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высо-хнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы «боевых схваток». Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами. Изредка только, да и то в виде ис-ключения, их называют Дружками. Эти собаки, если не ошибаюсь, про-исходят от простых дворняжек и овчарок. Они отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом. (По А. Куприну)