III. Закрепление и повторение изученного.
Упр. 265 сопровождается составлением у доски схем и уст-
ным синтаксическим разбором предложений.
IV. Подведение итогов урока.
Учащиеся сообщают о том, что нового они узнали о русском языке.
V. Домашнее задание.§ 50, 51. Упр. 266.
Урок 67. Согласные звуки (§ 52)
Цели урока: познакомить с особенностями образования согласных
и гласных звуков, с работой артикуляционного аппарата; закрепить знание о смыслоразличительной роли согласных звуков; совершен-ствовать умение отчётливо произносить согласные звуки в скороговор-ках и при чтении вслух текстов различных функциональных типов
и стилей; отработать правильное произношение шипящих согласных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательныйинтерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. По-знавательные УУД. Извлечение информации из научных текстов.Синтез знаний. Получение данных эмпирическим путём. Коммуни-кативные УУД. Учебное сотрудничество. Взаимодействие в группесверстников. Ведение диалога.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.«Кто больше?»
Дано слово лом. В каждом последующем слове заменяйте один звук (гласный или согласный). Побеждает тот, у кого по-лучится самая длинная цепочка. (Например: лом — сом — сор — бор — вор — вой — рой — рай — пай — пар — пас — бас и т. д.)
II. Проверка домашнего задания.
1. Взаимоопрос в парах по теоретическим сведениям § 50, 51.
2. У доски работают двое учеников: один ученик по памяти записывает прилагательные, выученные дома, обозначает удар-
ные звуки с помощью транскрипции; другой составляет схему придуманного предложения с обобщающим словом.
III. Изучение нового материала.
1. Наблюдения за работой артикуляционного аппарата: про-износим звуки [а], [з], положив ладонь на гортань; наблюдаем за тем, какие преграды встают на пути воздушной струи при произношении согласных звуков: [п], [м] (смыкаются губы), [т] (язык движется вперёд), [й] (язык находится в середине рта),
[к] (язык преграждает путь воздушной струе сзади); [р] (язык вибрирует), [н] (воздух проходит через нос).
2. Чтение теоретических сведений на с. 124, выполнение упр. 268, 269.
3. Работа со скороговорками.
— Какой принцип заложен в скороговорках? Почему их так нелегко произносить? Зачем нужны скороговорки?
Учащиеся вспоминают знакомые скороговорки, произносят их несколько раз подряд (работа в парах), выполняют упр. 270.
Учитель может дополнить список скороговорок, например, одной из самых трудных, несмотря на краткость, скороговорок
в русском языке — Король — орёл (произносится подряд не-сколько раз).
4. Осмысление того, что в процессе речевого общения спе-шить при говорении и чтении нельзя. Учащиеся готовят выра-зительное чтение стихотворения С. Михалкова (с. 125).
5. Составление памятки «Как нужно читать вслух» (упр. 273), обсуждение вариантов памятки, коррекция напи-санного.
IV. Закрепление и повторение изученного.
Анализ текста А. Кондратова (упр. 274): выразительное чтение с опорой на составленную памятку, подбор заголовка, запись текста с заголовком, составление схем предложений с обобщающими словами.
V. Подведение итогов урока.
— Как вы думаете, какие звуки можно назвать скелетом сло-ва — гласные или согласные?
VI. Домашнее задание.Подбор трёх скороговорок, не ис-пользованных на уроке; упр. 267.
Урок 68. Изменение звуков в потоке речи (§ 53)
Цели урока: научить различать сильную и слабую позицию глас-ных и согласных; дать представление о позиционных чередованиях гласных и согласных и научить анализировать правила правописания гласных и согласных в корнях слов с точки зрения позиционного чере-дования; научить транскрибированию гласных звуков; совершенство-вать орфографические и пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательныйинтерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Позна-
вательные УУД. Исследование. Синтез знаний. Перевод наблюденийв форму таблицы. Построение рассуждения на основе таблицы. Ком-муникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Х о д у р о к а