Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

(14 ч + 3 ч. Р)

Результаты обучения. Личностные:интерес к изучению языка;стремление к совершенствованию собственной речи, к расширению лексического запаса; способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью; метапредметные: извлечение фактуальной ин-формации из учебных текстов; осуществление самоконтроля за произ-ношением звуков и слов в потоке речи; воспроизведение прочитанного художественного текста в письменной форме; создание собственно-го текста; соблюдение при создании письменного текста логичности, связности, следование основным нормам русского литературного язы-ка; осознание роли письма в жизни человека и общества; предмет-ные:знание предмета изучения фонетики, графики, орфоэпии; зна-ние групп и подгрупп звуков русского языка, смыслоразличительной функции звуков, образования гласных и согласных звуков, слабых позиций звуков, различия между буквами и звуками; знание особен-ностей произношения сочетаний звуков и слов; знание роли буквы ь, звукового значения букв е, ё, ю, я; знание о повествовании и описании

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи - student2.ru

как функционально-смысловых типах речи, особенностях их строе-ния; умение работать с орфографическим и орфоэпическим словарями, располагать слова в алфавитном порядке, писать сочинение-повество-вание и сочинение-описание, редактировать сочинение ученика, со-блюдать орфоэпические нормы, находить и исправлять орфоэпические и орфографические ошибки.

Урок 66. Фонетика. Гласные звуки (§ 50, 51)

Цели урока: развить представление о предмете фонетики; актуали-зировать знания учащихся о гласных и согласных звуках; системати-зировать знания о группах и подгруппах звуков речи в русском языке; научить различать гласные и согласные звуки по способу образования; развить умение использовать транскрипцию для обозначения звуково-го состава слова.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательныйинтерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Позна-вательные УУД. Извлечение информации из текстов и схем. Синтеззнаний. Построение рассуждения на основе схемы. Проведение экспе-римента. Коммуникативные УУД. Учебное сотрудничество. Взаимо-действие в группе сверстников.

Х о д у р о к а

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

Метаграмма (загадка, в которой нужно отгадать слово, заме-

няя один звук (букву) другим).

С «б» мучительной бываю, С «р» актёру я нужна,

С «м» одежду пожираю, С «с» для повара важна!

(Ответ: боль — моль — роль — соль.)

— Что помогает различить все эти слова?

— Какой раздел изучает эту единицу языка?

II. Освоение темы урока.

1. Чтение материалов учебника и освоение понятия фонетика.

Л е к с и ч е с к а я р а б о т а: в словарики заносятся слова: фонети-ка, фонетический. В тетрадях формулируется определение понятия:

Фонетика — раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

(Комментируется постановка тире.)

2. Подготовка рассказа на лингвистическую тему с опорой на схему упр. 262.

3. Красиво ли звучит русская речь? Учащиеся приводят от-рывки из стихотворений, демонстрирующих выразительное звучание русской речи, и предлагают свои версии того, почему наш язык красив, певуч и выразителен.

Учитель подчёркивает, что этой красоты и певучести язык достигает за счёт преобладания в нём мелодичных звуков (глас-ных и звонких согласных). По наблюдениям учёных, они со-ставляют почти 75 %.

Эксперимент. Проверим это на примере известной детской считалки: На златом крыльце сидели: царь, царевич, король,

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи - student2.ru

королевич, сапожник, портной. Всего звуков 66 (не путаемс буквами: ь звука не обозначает), из них глухих — 11, т. е. 17 %. Гласных и звонких — 83 %.

4. Артикуляционные упражнения — произношение гласных

и согласных (материалы учебника на с. 122—123), чтение тео-ретического материала.

5. Упр. 263 выполняется по усложнённой модели с элемен-тами соревнования. Учитель делит класс на группы и формули-рует задание: с указанных согласных (например: м, л, р, с, т, д, п) надо начатьодносложныеслова (можно ограничиться ис-пользованием только существительных), употребив по очереди все гласные звуки (например: мак / мяч, мост / мёд, миг, мыс, мел, мусс). Побеждает группа, у которой получится подобратьслова с каждым звуком за отведённое время.

6. Составление таблицы «Гласные звуки» по заданию упр. 264.

Наши рекомендации