I. Лексико-семантический диктант.

Учитель читает лексические значения слов, учащиеся запи-сывают их.

1) Мининимальная значимая часть слова; 2) способ записи слов в полном соответствии с их звучанием; 3) нижние ряды зрительного зала в театре; 4) группа специалистов, реша-ющих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах; 5) командная спортивная игра, в которой игроки стараются забросить мяч в корзину противника; 6) дорожная крытая четырехколёсная повозка на длинных дрогах; 7) устройство в виде раскрывающегося в воздухе купола; 8) временная оста-новка, перерыв в речи; 9) мелкие камешки, употребляемые в строительных и дорожных работах; 10) небольшая книж-ка; 11) главный член предложения, который называет того, кто действует; 12) предложение, имеющее второстепенные члены. (Морфема; транскрипция; партер; жюри; баскетбол; тарантас; парашют; пауза; гравий; брошюра; подлежащее; распространённое.)

Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: а) подчеркните те слова, которые являются лингвистическими терминами; б) составьте предложение с любым из слов, чтобы в нём между подлежащим и сказуемым стояло тире; графически обозначьте условия по-становки тире.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

1. Анализ материала для самостоятельных наблюдений (с. 83).

2. Выборочная проверка домашнего задания: поиск второ-степенных членов предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей.

III. Изучение темы урока.

1. Работа с предложением Командир скинул шинель, выта-щил из-под телеги ломик и пробил им полынью:

I. Лексико-семантический диктант. - student2.ru

а) учащиеся выделяют грамматическую основу; б) убирают все остальные слова; в) делают вывод о необходимости второ-степенных членов предложения; г) составляют под руковод-ством учителя вопросную схему предложения.

Командирскинул вытащил пробил
ч т о? и з-п о д ч т о? ч е м? ч т о?
шинель ч е г о? ломик им полынью
  из-под      
  телеги      

I. Лексико-семантический диктант. - student2.ru I. Лексико-семантический диктант. - student2.ru I. Лексико-семантический диктант. - student2.ru I. Лексико-семантический диктант. - student2.ru I. Лексико-семантический диктант. - student2.ru

2. Анализ термина «дополнение», вынесенного в тему урока. Осмысление глагола дополнить через подбор близких по смыс-лу слов: добавить, пояснить, уточнить. Чтение определения на с. 83, подтверждение данных сведений записанным предло-жением. Начинается сбор сведений, от какого члена предложе-ния зависят дополнения.

3. Упражнение 180.

4. Предупреждение учителя: будьте осторожны, не прини-майте за подлежащее дополнение-существительное в форме ви-нительного падежа! Учитель обращает внимание на то, что во-просы совпадают только у неодушевлённых существительных:

это они в винительном падеже отвечают на вопрос ч т о? (как и в именительном), поэтому при таком совпадении рекоменду-ется задавать «двойной» вопрос: к о г о? ч т о?

А л г о р и т м

1) Выделяем грамматическую основу.

2) От сказуемого задаём двойной косвенный вопрос: к о г о?

ч т о?

3) Находим дополнения, подчёркиваем пунктиром.

5. Упражнение 184.

Наши рекомендации