III. Изучение нового материала с использованием материа-лов учебника.
1. Учащиеся рассматривают картину А. Пластова «Летом»
и говорят, можно ли понять, о ком идёт речь в предложении:
«У неё на голове надет платок». Достаточно ли заменить ме-стоимение существительным: «У девочки на голове надет пла-ток»? Каким образом следует изменить предложение, чтобывсё стало ясно?
Ученики делают вывод: если необходимо выделить предмет из ряда аналогичных (платки), то его надо конкретизировать при помощи другого слова.
2. Учащиеся читают определение на с. 62, диалог (по ро-лям) Вани и Ани (с. 61), составляют и записывают словосоче-тания по картинкам на с. 62, устно поясняют, какие слова кон-кретизируются (называется часть речи и её общее значение).
Учителю следует обратить внимание на то, что среди при-меров, которые приведены в диалоге и придуманы по картин-кам, нет словосочетаний с главным словом прилагательным (или наречием), т. е. не проиллюстрирован тезис о конкрети-зации признака. Учащимся предлагается самостоятельно при-думать такие словосочетания с использованием картинок (на-пример: красивый парашют — удивительно / на редкость
красивый) или из пушкинского текста (например: стояла дол-го — очень / немыслимо долго).
Поскольку в других упражнениях подобный материал также присутствует не всегда, следует по возможности вводить такие словосочетания.
3. Строение словосочетания осваивается под руководством учителя (на основе записанных словосочетаний) и / или с помо-щью теоретических сведений на с. 61.
4. Выполнение упр. 128 сопровождается развёрнутым ком-ментарием, который делают учащиеся. После синтаксического анализа они делают частичный орфографический анализ — на-ходят слова с непроизносимыми согласными в корне (орф. № 4).
IV. Закрепление материала и контроль за его усвоением.
1. Перед выполнением упр. 130 учащиеся объясняют, что обозначает условный знак, которым сопровождается задание.
2. Упр. 131 предлагается выполнить по вариантам: 1-й ва-риант составляет словосочетания со словом буква, 2-й вари-ант — со словом звук.
После проверки работы все учащиеся читают словосочетание строчная буква, анализируют значение слова, договаривают-ся не употреблять выражения маленькая буква / с маленькой буквы, запоминают произношение прилагательного, заносятего в словарь.
V. Подведение итогов урока.
Учащиеся перечисляют новые сведения, с которыми они по-знакомились на уроке.
VI. Домашнее задание.1. Материалы § 26. 2. Упр. 33, за-пись слов в словари. 3. По желанию: выучить стихотворение из упр. 129.
Урок 30. Средства грамматической связи слов в словосочетании (§ 26)
Цели урока: продолжить развитие представления учащихся о сло-восочетании; научить распознавать словосочетания в составе предло-жения, различать грамматическую основу и словосочетание; изучить способы выражения грамматической связи слов в словосочетаниях; использовать для выражения одинакового смысла словосочетания, разные по строению.
Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому со-вершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Оценка. Познавательные УУД. Индуктивное умоза-ключение. Классификация объектов. Синтез знаний. Коммуникатив-ные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Участие
в коллективном обсуждении проблемы. Постановка вопросов.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.Игра «Чепуха».
К доске вызываются 6 человек. Каждый из них по очереди записывает ответ на поставленный учителем вопрос: К о г д а? К т о? Ч т о д е л а л и? Г д е? К а к у ю? К о г о, ч т о?
Что писали предыдущие участники, следующий не ви-дит, поскольку они закрывают свои записи. Можно исполь-зовать один лист, сворачиваемый гармошкой, можно прону-меровать листы, на которых участники записывают ответы.
Учитель читает получившееся в итоге предложение (как правило, получается чепуха) и предлагает сравнить с теми ва-риантами, которые в это время создали остальные учащиеся. Чепуха получается, если нет смысловой связи (каждый писал о своём). В то же время у всех получилось одинаковое по струк-туре предложение.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
1. Учащиеся придумывают свои словосочетания со слова-ми, записанными дома в словари. Работающие с этим заданием
у доски доказывают, что они записали словосочетания.
2. Со словом изредка составляется и записывается предло-жение по схеме из лингвистической разминки (далее можно анализировать оба предложения — данное и составленное уча-щимся), выделяется грамматическая основа.
Вчера ребята видели в зоопарке необыкновенную бабочку. Изредка родители встречали на прогулке старую знакомую.
2. Связаны ли по смыслу и грамматически подлежащее и сказуемое? Можно ли назвать их словосочетанием? Почему? Используйте при ответе теоретический материал, изученный на прошлом уроке. Как избежать путаницы?