II. Обобщение материала по теме «Правописание согласных

в корнях слов».

1. Учащиеся, выполнившие дополнительное задание, защи-щают свои схемы, отвечают на вопросы класса, вносят допол-нения.

Согласные Проверяемые Непроверяемые  
в корнях слов  
       
           
Глухие и звонкие Гриб (грибы), от-      
согласные в конце ряд (отряды), флаг      
слов   (флаги)      
         
Глухие и звонкие со- Просьба (просить), Вокзал, рюкзак,  
гласные перед дру- свадьба (свадебный), общий, баскетбол,  
гими согласными бумажка (бумажек) спортсмен  
       
Непроизносимые со- Прекрасный (прекра- Чувствовать, уча-  
гласные   сен), грустный (гру- ствовать, праздник  
    стить)      
         
Удвоенные соглас-   Россия, бассейн, суб-  
ные     бота, орфограмма  
           

2. Проверочный диктант (по упр. 49). Дополнительное зада-ние по вариантам: 1-й вариант выделяет орфограммы с гласны-ми в корнях слов; 2-й вариант — с согласными.

III. Повторение и закрепление правописания гласных и, у,

а после шипящих.

1. Работа с теоретическим материалом (орф. № 5, с. 27). Работа с данной орфограммой осложняется тем, что неред-ко для правильного выбора гласной необходимо применить не одно, а несколько правил. Доказательством тому слу-жит пример, имеющийся в формулировке правила. Это сло-во площадь. Поскольку второй гласный звук корня стоит в безударной позиции, учащиеся могут сделать ошибку и на-писать, например, букву и, что не будет противоречить сфор-мулированному правилу. Следовательно, прежде чем вы-брать а, им нужно применить орфограмму № 1 и подобрать проверочное слово: площадка. Поэтому перед выполнени-ем упр. 50 учащиеся вместе с учителем ищут слова с без-ударными гласными в корнях (исключаем слова с [у]). Таких слов в упражнении три — шиповник, щавель и животное.

Работа проводится под руководством учителя.

— Почему вы решили, что в слове шиповник нужно писать букву и? Ведь гласный звук здесь находится в безударной по-зиции. Разве в такой позиции после шипящей не может быть, например, буквы е, как в слове шептать? Здесь как всегда для проверки безударной гласной в корне подберём провероч-ное слово: шептать — шепчет, шиповник — шип (орф. № 1).

II. Обобщение материала по теме «Правописание согласных - student2.ru

— А как можно определить, что в слове животное в безудар-ной позиции пишется и, а не е?

— Какое слово ближе всего подходит к этому слову? Оказы-вается, живот, от которого и происходит животное, животи-на, живность.

Учитель предлагает, опираясь на поговорку Не жалеть (не щадить) живота своего, а также на сведения толковогословаря, выяснить, что слово живот здесь значит жизнь: «Жи-вот (устар.) — жизнь человека». Слово жизнь, хотя и не явля-ется в современном языке однокоренным со словами живот, животное, всё же помогает выбрать корневую гласную.

Со словом щавель труднее, поскольку ни близких, ни даль-них родственников у него нет. Правда, есть своего рода пасы-нок — просторечное слово с ударным первым звуком. Об этом

речевом искажении учащихся необходимо предупредить и предложить несколько раз проговорить слово щавель, опира-ясь на его транскрипцию: [щ’ив’э’л’].

2. Вставьте пропущенные буквы в слова ч...рующий, ш...кар-ный, ж...леть, ж...стянка. Какие орфограммы вы анализирова-ли? В какой последовательности? Составьте алгоритм. (Алгоритм такой: а) сначала анализируем орф. № 1, подбираем провероч-ные слова: чары, шик, жалкий, жесть; б) в первых трёх словах применяем орф. № 5 как в ударных слогах, так и в безударных.)

3. Выполнение упр. 50. Учитель корректирует формулировку задания: слова следует распределить по трём столбикам — с бук-

вами а, и, а также у. Останутся два слова-исключения.

4. Дополнительное задание: в каких морфемах, помимо кор-невой, «работает» наше правило? Приведите примеры из вы-полненного упражнения, «соберите» примеры из слов лингви-стической разминки, из упр. 53.

5. Работа со словами в рамочках. Использование в работе толкового словаря, в котором объясняется лексическое значе-ние слов брошюра и жюри. Учащиеся самостоятельно определя-ют значение слова парашют, ученик-помощник при необходи-мости корректирует полученное определение.

6. Закрепление правописания слов-исключений — состав-ление словосочетаний (предложений) и подбор однокоренных слов: брошюровать, брошюровка, сброшюровать; парашю-тист, парашютистка, парашютный.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что от слова жюри в русском языке не образуются новые слова, оно остаётся

в языке «одиноким». Можно предложить учащимся подумать, по какой причине так происходит.

Одновременно необходимо предупредить возможные ошибки

в связи с тем, что в языке имеются слова с такими же созву-чиями «жур», «шур», «шут», которые не связаны с перечис-ленными корнями. Прежде всего это глагол журить (делать

II. Обобщение материала по теме «Правописание согласных - student2.ru

лёгкий выговор, слегка бранить), который в просторечии чаще всего употребляется именно как производный от жюри. Произ-водные от него — пожурить, журьба. В отличие от слова жюри, заимствованного из французского языка, журить, как считают учёные, происходит от звукоподражательного слова.

7. Закрепление данных наблюдений проводится в виде ми-ни-конкурса «Чья цепочка длиннее?». К доске приглашаются три группы по три ученика, которые составляют цепочки слов с указанными буквосочетаниями. Побеждает группа, которая в сумме собирает большее число слов за отведённое время. Остальные учащиеся дополняют цепочки словами, которых нет ни у одной из групп: шут, шутить, шутка, шутиха, пашут, машут, брешут и другие глаголы в данной форме; ажур, аба-жур, журавль, журнал, журналист и др.; Шура, шурпа, шу-руп, мишура и др.

V. Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается подумать, можно ли сократить пра-вило (орф. № 5) до такого вида: «После шипящих ж, ч, ш, щ не пишутся ы, ю, я».

VI. Домашнее задание.Упр. 53 выполняется дифференциро-ванно: 1) сильные ученики пишут сочинение; 2) слабоуспева-ющие составляют предложения.

Урок 11. Разделительные ъ и ь (§ 12)

Цели урока: повторить правила употребления разделительных зна-ков (орф. № 6); закрепить навык обнаружения данной орфограммы и разграничения роли ь как разделительного и как показателя мягко-сти предшествующего согласного; упрочить орфографические навыки учащихся; совершенствовать умение графически выделять орфограм-мы; развивать исследовательские способности учащихся; дать перво-начальное представление о нулевом окончании.

Личностные УУД. Саморазвитие. Интерес к исследовательской де-ятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Познавательные УУД. Расширение научных знаний о языке. Анализявлений. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Разви-тие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.

Х о д у р о к а

Наши рекомендации