II. Изучение нового материала с опорой на материалы учебника.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я п о д г о т о в к а сообщения об устаревших словах по материалам учебника на с. 74—76.
В ходе работы составляется план. У доски два ученика со-ставляют опорную схему для рассказа об устаревших сло-вах. Работа заканчивается выступлением учащихся, оцен-кой и дополнением сообщений.
2. Упр. 134, 136 выполняются с опорой на толковый словарь. Слова выписываются в два столбика: историзмы и архаизмы.
3. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е отрывка из книги «Юность полководца» (упр. 135), частичный анализ текста: определение стиля речи, темы, основной мысли. Устаревшие слова дополняют список историзмов и архаизмов. Учитель следит, чтобы слова иеромонах и псалтырь не были отне-сены к устаревшим (в словаре отсутствует помета устар.). Анализируется значение данных слов, они записываются в словарики, характеризуются как общеупотребительные.
III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.Учитель сообщает учащимся, что иногда устаревает невсё слово, а одно из его значений. А ещё бывает, что слово остаётся, но меняется его значение. Так произошло со сло-вами позор и пошлый. Первое слово раньше имело значение
зрелище, представление; второе — обычный, стародавний.1. — Найдите в известном вам стихотворении С. Марша-ка слово, которое сегодня не используется в том значении,
в котором оно употреблено автором.
Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, кар-
тину, корзину, картонку и маленькую собачонку. (Кар-тонка — коробка для шляпы.)
2. — Прочитайте пословицы и поговорки, найдите в них устаревшие слова. Понятны ли вам значения выражений? А значения устаревших слов?
1) От горшка два вершка. 2) За семь вёрст киселя хлебать. 3) Не было ни грОша1 — да вдруг алтын. 4) Семи пядей во лбу. 5) Мерит всё на свой аршин. 6) Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. 7) Косая сажЕнь в плечах.
3. И г р а «Собери своих». Пять учащихся получают за-дание собрать слова определённой тематической группы (по жребию). Карточки со словами перемешиваются и раздают-ся остальным учащимся. За отведённое время группа долж-на собрать материал.
Одежда | Салоп, бурнус, тюрлюрлю, маниш- | ||
ка, боливар, камзол | |||
Средства передвижения | Бричка, дрожки, тарантас, линейка, | ||
фаэтон, кабриолет | |||
Мебель | Канапе, софа, козетка, | поставец, | |
конторка, бюро | |||
Разновидности войск | Кирасиры, кавалергарды, | драгуны, | |
уланы, гренадеры, егеря | |||
Деньги | Империал, гривенник, пятиалтын- | ||
ный, полтина, полушка, целковый | |||
1 Произношение слова в пословице отличается от всех других слу-чаев (нет ни грошА, сидеть без грошА, грошА медного не стоит).
IV. Подведение итогов урокав форме отчёта группы.
V. Домашнее задание.Найти и записать значение словодной из групп.
Урок 34. Словари (§ 28)
Ц е л и у р о к а: систематизировать и расширять знания о раз-личных видах словарей; формировать устойчивую потребность использования словарей различного типа; развивать умения со-поставлять и создавать словарные статьи.
Личностные УУД. Интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные УУД. Выявление степени усвоения знаний. Позна-вательные УУД. Распознавание объектов. Установление аналогий.Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Умение ра-ботать в команде.
Х о д у р о к а