III. Работа по теме урока с опорой на материалы учеб-ника.

1. Закрепление понятий многозначность, переносное значение, омонимы происходит в процессе беседы с клас-сом. С этой же целью можно провести небольшой конкурс: вызванные к доске учащиеся (либо весь класс) старают-ся первыми ответить на вопросы и накапливают баллы (учитель может выдавать специальные жетоны, например, в форме медали или флажка).

— Какое из трёх разобранных слов является многознач-ным? (Поражать.)

— Какие слова из домашней работы относятся к этой же группе слов? (Все.)

— Где размещено главное значение многозначных слов в словаре? (Под цифрой 1.)

— Как вы думаете, как образовались все последующие значения каждого из слов? (Путём переноса значения, из-за сходства предметов.)

— Являются ли второе и последующие значения дан-ных многозначных слов в современном языке переносны-ми значениями? (Нет.)

— Отсутствие какой пометы помогло вам это опреде-лить? (Перен.)

III. Работа по теме урока с опорой на материалы учеб-ника. - student2.ru



— Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Такса» (упр. 98) и ответьте на последний вопрос. (Омонимы.)

2. Работа с толковым словарём учебника по вариантам: 1-й вариант — подобрать слова с переносным значением, 2-й вариант — найти в словаре омонимы. Представитель 1-го варианта выполняет у доски упр. 96.

Можно предложить группе учащихся выполнить данную работу с помощью толковых словарей, имеющихся в каби-нете русского языка, использовать в работе личные слова-рики, а также словари в учебниках для 5 класса.

Д л я с п р а в к и: в словаре учебника для 6 класса с по-метами перен. даны следующие слова: бремя, горячий, заяц, канитель, капризный, коснуться, мягкий, сладкий, сол-дат. Омонимы: бумажник1, бумажник2; люлька1, люлька2.

Учитель может дополнить характеристику явления омо-нимии, используя встретившееся в домашнем задании сло-во линейка (длинный многоместный открытый экипаж, в котором сидят боком по направлению движения), выведя на доску статью словаря портала «Грамота.ру».

3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а с последующей вза-имопроверкой: упр. 99, 101. Работа сопровождается запи-сями в личные словарики слов в рамках и морфемным разбором слова сэкономил.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Класс работает со словом олицетворение, встретив-шимся в задании к упр. 96. Характеризуя слова, учащи-еся используют статью толкового словаря (с. 178), разбор слова по составу, подбор однокоренных слов и литератур-ных примеров.

2. Упр. 97 учитель предлагает выполнить, не загляды-вая ещё раз в словарь. Д о п о л н и т е л ь н о: синтаксиче-ский разбор 1-го предложения.

V. Подведение итогов урока.

— Как вы думаете, какие отношения можно назвать внутрисловными, а какие — межсловными? Используйте для ответа понятия, которые встретились на уроке.

VI. Домашнее задание.1) Упр. 101. 2) По желанию:упр. 192. 3) И н д и в и д у а л ь н о: составить задание для лексико-семантического диктанта.

 
  III. Работа по теме урока с опорой на материалы учеб-ника. - student2.ru

Р Уроки 23—25.

Собирание материалов к сочинению (§ 21)

Ц е л и у р о к о в: научить собирать материалы к сочинению, использовать приёмы наблюдения, составления и записи клю-чевых слов и словосочетаний, подготовки рабочих материалов; познакомить с приёмами подготовки к устному выступлению; развить эстетический вкус учащихся.

III. Работа по теме урока с опорой на материалы учеб-ника. - student2.ru



Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию.Развитие эстетического сознания. Регулятивные УУД. Постанов-ка целей и задач. Планирование действий в соответствии с за-дачей. Познавательные УУД. Расширенный поиск информации. Построение логических рассуждений. Структурирование текста. Обогащение словарного запаса. Коммуникативные УУД. Кол-лективное обсуждение. Аргументация собственной точки зрения.

В учебнике предлагается выполнить четыре упражнения, направленные на развитие умений собирать материалы к сочинению. Подобный опыт у учащихся уже имеется, но представляется важным уделить больше внимания си-стеме сбора материалов в связи с недостаточно сформиро-ванными у шестиклассников навыками самостоятельной деятельности такого характера. Поэтому рекомендуется воспользоваться разработками уроков, представленными в методических рекомендациях, входящих в УМК по рус-скому языку для 6 класса (с. 133—142). В данном посо-бии этой теме посвящены три урока: «Приёмы подготовки к сочинению»; «Собирание материалов к сочинению по на-блюдениям»; «Подготовка устных выступлений».

Не стоит ограничиваться одним уроком по теме: три урока позволят учащимся систематизировать материал, закрепить его, дадут им возможность обстоятельно выпол-нить задания, предлагаемые в упр. 103—106, с использо-ванием как коллективных, так и самостоятельных форм деятельности.

Урок 26. Общеупотребительные слова (§ 22)

Ц е л и у р о к а: дать представление об общеупотребительных и необщеупотребительных словах, научить их разграничивать и находить в тексте; развить навык использования толкового сло-варя, извлечения из него информации.

Личностные УУД. Формирование интереса к учебной дея-тельности. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Поиск ин-формации с использованием ресурсов Интернета. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Совместная работа.

Х о д у р о к а

I. Лингвистическая разминка.Игра «Верёвочка». Усло-вия игры: учащиеся получают два слова — два существи-тельных в начальной форме. Используя только такую фор-му слов, они должны перейти «по верёвочке» от первого слова ко второму за меньшее количество ходов, повторяя

в каждом последующем слове две последние буквы. Такую игру можно использовать для запоминания правописания трудных слов. Побеждает тот, у кого «на верёвочке мень-ше узелков».

III. Работа по теме урока с опорой на материалы учеб-ника. - student2.ru



Д а н о: перила — терраса. (Вариант 1: перила — ла-сточка — канава — варьете — терраса. Вариант 2: пери-ла—лассО—сотЕ—терраса.) Учитель может помочьучащимся принять решение (показать более короткий вариант), если они затрудняются выполнить упражне-ние. Сложность работы с данной парой связана с тем, что слово терраса начинается со слога, встречающегося

у небольшого числа существительных.

Пару можно «перевернуть»: терраса — перила (вариант

ответа: терраса — салака — канапе — перила).

— Как вы думаете, кому легче справиться с таким зада-нием? (Человеку с большим лексическим запасом.)

— Есть ли среди встретившихся здесь слов вам неиз-вестные? Используя толковые словари, познакомьтесь с их значением.

II. Работа по теме урока.

1. Учитель сообщает, что основная часть русской лекси-ки — это слова, которые употребляют все люди, независи-мо от места проживания и профессии. Такие слова назы-ваются общеупотребительными. Но есть и слова, которые используют не все, а только представители определённой профессии или жители какой-либо местности. Это необще-употребительные слова, с ними учащиеся встретятся наближайших уроках.

2. Чтение материалов учебника на с. 58, пересказ, за-пись новых терминов и разбор их по составу.

3. Работа с разделом толкового словаря учебника на бук-ву А. Учитель предупреждает: несмотря на то что некото-рые слова учащимся неизвестны, все они являются обще-употребительными, так как не имеют специальных помет.

4. Упр. 107. Комментирование пометы обл., сопровожда-ющей слова мшары, мочажины и чапыга. Самостоятель-ное объяснение значения слов осинник, мелколесье, бор, пустошь известными учащимся способами (по вариантам).

У доски ученик делает разбор слов по составу.

5. Работа с упр. 109 сопровождается чтением статей толко-вого словаря (в том числе с использованием портала «Грамо-та.ру»). Учитель может сообщить о том, что слова одеть — надеть имеют специальное научное название — паронимы (от греч. para — возле и onyma — имя). Так называют сло-ва, близкие по произношению и написанию, чаще всего од-нокоренные, но имеющие тонкие смысловые различия. Упо-требление одного паронима вместо другого — это ошибка.

III. Задания на закрепление изученного.

1. Правильно ли употреблены слова в предложениях? Исправьте допущенные ошибки, прокомментируйте их.

1) Петька дружественно пожал мне руку. 2) Новый сорт семян не подвержен грибным заболеваниям. 3) Требуется оплатить за проезд.

III. Работа по теме урока с опорой на материалы учеб-ника. - student2.ru



4) У больного было отрывистое дыхание. 5) Наш район к празднику преобразовался. 6) Лицо у неё было невыразимым. 7) Дело было хлопотливым, и мы от него отказались. 8) У него было острое обая-ние, и любой запах он сразу узнавал.

О т в е т: допущено смешение паронимов, нужно заменить словами

дружески, грибковым, заплатить, прерывистое, преобразился, невы-разительным, хлопотным, обоняние.

2. Охарактеризуйте слова, опираясь на изученный мате-риал и используя толковый словарь.

1) К окну поспешно он садится, надев персидский архалук.
(М. Л е р м о н т о в) (Архалук — верхняя распашная одежда в виде

короткого кафтана, поддёвки у некоторых народов Кавказа.) 2) Лазур-ный, пышный сарафан одел Людмилы стройный стан. (А. П у ш к и н)3) Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха. (М. Ш о л о х о в) 4) Грибная пора отойти не успела, гляди — уж чернёхоньки губы у всех, набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! (Н. Н е -к р а с о в) (Оскома — оскомина; черница — черника.)

Наши рекомендации