Европеизация. внедрение западноевропейской культуры.

Покровительствовал иностранцам ради развития в стране наук, искусств, фабрик, торговли Он изменил нравы русских, особо дворянства. Петра обвиняли в пристрастии к иностранцам. Хотел сблизить русских с иностранцами, чтоб заимствовать новшества. Изменил внешний облик дворянина. Учредил Ассамблеи, вошли в обычай и выезды на вечера.

Серьезные изменения в быту и нравах. Введены европейские обычаи (одежда, парики, запрет на бороды). Изменения в быту затрагивали массу населения. - Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. - Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, вводились особый "бородовой налог". Новое летосчисление (от Рождества Христова, как во всей Европе) Введение Нового года 1 января (1699 г)

РАЗВИТИЕ СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В БЫТУ, НОВЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ, МАНЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ

АССАМБЛЕИ. По указу Петра вводилась новая форма общения людей - ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы - французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в России. Обязательно было присутствие на ассамблеях женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр преследовал две главные цели - приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенном в Европе, и приобщить русских женщин к общественной жизни. При организации ассамблей преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы. По обилию новых явлений, в культурной жизни первая часть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории. По приказу царя для дворян было введено обязательное ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Бояре и дворяне должны были брить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем – опала. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался всякий раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило своё право на ношение традиционной одежды и бороды. В соответствии с новой концепцией жизни вводились новые формы общения людей, манеры их поведения.В 1718 г. был создан указ о введении в Петербурге Ассамблей – новой формы развлечения для высших чинов, похожей на собрание или съезд, собирающиеся не только для увеселения, но и для дела, когда можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить. Всё это были черты культуры петровской эпохи, школы советского воспитания, новой формы общения людей. Ассамблеи положили конец затворнической жизни столичных женщин. Указ определял курс лиц, приглашавшихся на ассамблеи. Это высшие чины из дворян, офицеров, чиновников, знатных купцов, корабельных мастеров, которые должны являться вместе с жёнами. Ассамблеи начинались обычно в 4-5 часов и заканчивались в 10 часов вечера. На них подавалось лёгкое угощение: сладости, табак и трубки, прохладительные напитки; выставлялись столики для игры в шахматы и шашки. Посещение ассамблей было обязательным.

НОВЫЕ МАНЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ. В соответствии с новой концепцией жизни вводились и новые манеры поведения, особенно молодёжи. Подлинным постановлением для неё стала вышедшая в 1717 году книга «Юности честное зерцало или показание житейскому обхождению…», где излагались правила поведения молодёжи в семье, в гостях, в общественных местах и на службе.

Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в 1 четв. XVIII в., еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось презрительным отношением к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

АРХИТЕКТУРА, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО — РЕФОРМЫ

Архитектура. Градостроительство. Регулярная планировка городов. Строительство Санкт-Петербурга. До Петра архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. Петербург - единственный город, рожденный и формировавшийся в недрах общеевропейской культуры Просвещения. Кроме того, основание Санкт-Петербурга он создал сильную крепость, которая обеспечивала России выход к балтийскому морю, удобный порт, к которому стягивалось много торговых путей с русского севера и из центра, новую столицу, которая облегчала наши сношения с Западной Европой. Важнейшие архитектурные памятники того времени: Летний дворец Петра I, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Меньшиков дворец на Васильевском острове, Адмиралтейство. В I четв. ХVIII в. видное место в архитектуре занимает гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных предприятий: Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале.

Литература. В литературу активно внедрялась иноземная культура, и в основном обогащала творчество элиты. Это породило раскол: народное творчество почти никак не соприкасалось с творчеством знатных людей. Это положило начало вступлению литературы России в эпоху классицизма, но все же множество литературных явлений, и даже обыденная речь теперь стали подвержены огромному влиянию Запада.

Развитие театрального искусства. - попытки создания русского театра, написаны первые драматургические произведения. В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые были известны для узкого круга зрителей.

В живописи на смену иконописи приходит портрет. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближенных. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела. Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни. В нач. ХVIII в. издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых стало стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи Алексеевны").

Развивается скульптура, гравюра, ювелирное дело. Скульптура.До 18 в. развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. В XVIII в. в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Гравюра. Развитие жанра гравюры, близкого к повседневности. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга, виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей. Ювелирное дело. Преобразования и приобщение России к европейским традициям, культуре, быту в кон. XVII - XVIII вв.в отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII в. на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве. В 1700 указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений - среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе.

ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Успехи и жертвы. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. В отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

«В России, как на поле битвы, одно сознание столкнулось с другим: не традиция и западная цивилизация, а одна утопия (православная, увядшая к тому времени, погрязшая в материальном интересе и раздоре, с ним связанном) с другой утопией (просвещенческой).

Культура стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства. Однако в целом культура носила переходный характер, так как во многом ещё сохранились черты прежней эпохи.

Осмысливая реформы Петра I и пути их реализации, мы задаём вопросом: что они дали трудовому народу России? С одной стороны, они принесли ему новые тяготы, вызванные воинами, строительством городов и крепостей, кораблей и мануфактур, которые требовали огромных ресурсов и жертв со стороны крестьян и горожан, с которых взимались новые налоги.

Но с другой стороны – Средневековая московская Русь превратилась в Российскую империю. Было создано могучее государство, обеспечившее стране национальную независимость, выход на Балтику, что способствовало развитию России. Это сократило отставание России от передовых стран Запада.

Пётр «прорубил окно в Европу». Это, безусловно, верно. Но проводимые им радикальные, суровые, жестокие реформы не решили в полной мере задачу ввести Россию в европейскую цивилизацию, поскольку реформы эти не оказали ожидавшегося влияния на глубинные слои населения.

С одной стороны, эти реформы имели огромный исторический смысл, так как шли на встречу общенациональным интересам и потребностям страны, способствовали её прогрессивному развитию будучи нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны – реформы осуществлялись теми же крепостниками и крепостническими методами и способствовали тем самым укреплению господства крепостников.

Русский историк М. П. Погодин писал: «В руках Петра концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальной фигурой… И место в системе европейских государств, а так же управление, разделение, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали; лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии – суть памятники его неутолимой деятельности и его гения».

Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

Интересные факты1. за рубку огромных вековых деревьев (дуб) полагались огромные штрафы и даже смерть. Деревья-великаны активно использовались для строительства нового флота. 2. поскольку не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учёбу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог её избежать, он запретил священникам заключать браки дворян, не имеющих свидетельства об образовании.3. умер 28 января 1725 г. Страдая от болезни почек, незадолго до смерти лично участвовал в спасении солдат, стоя в холодной воде, что, несомненно, сыграло свою роль.

Наши рекомендации