Особенности реформ петра i в области культуры

Главное отличие петровских преобразований - они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства. В последние годы 17 в. Россия во многом сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. В I четв. XVIII в. в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. На протяжении всего XVII в. наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства - главного объекта преобразовательной политики Петра I. Государственные цели: Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

НАУКА Науки и искусства, необходимые для развития военного дела и промышленности, у нас совсем не существовало. Отставание от Запада в техническом плане, что являлось потенциальной угрозой для безопасности страны. Посольство в Европу ради приобретения умений для развития технического оснащения страны. Покровительствовал иностранцам ради развития в стране наук, искусств, фабрик, торговли.- ОСНОВАНИЕ КУНСТКАМЕРЫ — ПЕРВОГО РУССКОГО МУЗЕЯ Начало сбора коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. - ПОЯВЛЕНИЕ КРУПНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ И ИЗОБРЕТЕНИЙ (горное дело, металлургия, военная область) - СБОР МАТЕРИАЛОВ ПО ИСТОРИИ работы по истории сбор древних письменных источников, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. основание Академии наук в Петербурге. Согласно петровского указа с 1722 г. начался сбор материалов по истории России, в том числе В.Н. Татищевым (1686-1750), который позже написал пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен», переизданную в наше время. Русская культура стала проникаться немаловажным принципом историзма, события прошлого теперь преподносились как иллюстрация движения от прошлого к будущем и закономерности человеческого развития. - ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ И НОВЫЙ ГОД. По указу Петра вместо прежнего счета годам от "Сотворения мира" впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Устанавливалась и новая традиция - тожественно встречать "Новый год и столетний век", украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕXVIII век явился важной вехой в развитии русской культуры. Реформы в ней охватили образование, организацию науки, книгоиздание, печать, градостроительство, архитектуру, и даже одежды и развлечения. Переход от средневекового мировоззрения к рационалистическому, светскому – наиболее характерная черта этих реформ. Годы реформ особенно остро ставили задачу подготовки самого различного профиля специалистов: металлургов, моряков, кораблестроителей, инженеров, архитекторов и многих других. Нужны были широкие государственные меры. Создание светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. 1725 — Петербургская академия 1755 — Московский университет; быстро стал центром подготовки специалистов во всех отраслях знания. 1783 — Российская академия наук

Преобразования в области образования:

Распространение образования путем школ. Печатное издание - издано много книг разнообразного содержания: по географии, истории, военным наукам.1724 – учреждение устава Академии наук, сама же академия открыта после смерти Петра при его супруге Екатерине Первой. В состав Академии приглашены за неимением русских ученых иностранцы (она немка). На долгие годы академия сделалась приютом почти только немцев. С немцами пришлось потом бороться первому русском у ученому Ломоносову. открытие светских школ - изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров, - образование начало приобретать светский характер. развитие книгопечатания Издаются учебные пособия, словари, буквари, различные руководства по механике, технике, архитектуре, истории и др. С этой целью в первой четверти 18в. было открыто несколько новых типографий. учебники, Азбука - потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. введение нового гражданского шрифта создание типографий - для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов создание и развитие сети библиотек. газета «Ведомости» с 1702 г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

Преобразования требовали подготовки специалистов различного профиля. Сам Петр был примером неустанного овладения знаниями и требовал этого от других. Он приглашал специалистов, учёных из-за границы, посылал туда учиться; он часто экзаменовал прибывших с учёбы.

Отправка талантливой молодёжи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В России стала формироваться собственная система образования. Дети крепостных крестьян не имели права обучаться в государственных школах. Поскольку не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учёбу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог её избежать, он запретил священникам заключать браки дворян, не имеющих свидетельства об образовании.

Создавались медицинские, артиллерийские, инженерные школы, горные училища и др. Значительное увеличение в стране школ, профессиональных учебных заведений повлекло за собой необходимость резкого повышения выпуска учебников. Появилась литература по механике, геометрии, навигации, фортификации и другим отраслям знаний.

Результаты реформ в области образованияРезультатами реформ стало появление библиотек и общедоступных театров, парковой культуры, дворцовой скульптуры и морского флота. Вся эта сеть просвещения, имевшая светский характер, способствовала распространению грамотности. Однако образование носило классовый характер, охватывая в первую очередь детей дворян и духовенства. Дети же крестьян и рядовых горожан – подавляющей части населения страны – лишалась возможности получить образование.

Наши рекомендации