Актуализация имеющихся знаний у детей

Логопед. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

Дети. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед. Л как работают губы, язык при произнесении звука [га]?

Дети. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Логопед. Что еще мы можем сказать про эти звуки? Дети. Эти звуки согласные, глухие. Логопед. Почему вы так считаете?

Дети. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Логопед. Докажите, что это звуки глухие.

Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]. Логопед обобщает ответы детей.

Основная часть

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришла... (открывает карт-инку па фланеле графе). Дети. Бабушка-Загадушка.

Логопед. Она, как всегда, со своим кузовком. Скажите, из какого материала он сделан?

Дети. Из коры-дерева или из верхнего слоя коры березы. Логопед. Как вы думаете, что у нее в кузовке? Дети. Там могут быть игрушки, загадки.

Логопед. Давайте посмотрим, что у нее в кузовке (достает картинку «солнышко» ).

Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка.

Игра «Узнай звук»

Логопед. Когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [с], хлопните в ладоши 1 раз, а когда услышите звук [ш] — 2 раза (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук).

Дети выполняют задание.

Логопед достает из «кузовка» картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задание Бабушки-Загадушки.

Развитие движений кистей рук

Логопед. Представим, что ваша кисть руки — это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со ...), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ша (шо ...).

Дети повторяют за логопедом слоговые ряды ( са — ша, со — шо, су — шу — су, ши — сы — ши, ее — еш — ее). Проговаривание слоговых рядов сопровождают движениями кистей рук (упражнение выполняется сначала правой, потом — левой, затем обеими кистями рук одновременно).

Придумайте, пожалуйста, имя для мальчика, в котором слышатся звуки [с], [ш]. (Достает из кузовка картинку с изображением мальчика.)

Дети. Саша.

Логопед. Назовите мальчика ласково. Дети. Сашенька, Сашуленька, Сашок.

Игра «Угадай имя»

На фланелеграф выставляются две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них — небольшое панно с набором картинок. У девочки — машинка, шлем, пушка, клюшка, у мальчика — коляска, совок, синяя сумка, собачка.

Логопед. Бабушка-Загадушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки. (Выставляет и называет картинки — мишка, игрушки, шапка, автобус.)

Дети повторяют названия, выделяют первые звуки и произносят слово ( Миша ).

Имя девочки узнать сложнее, но я вам немного помогу. (Выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки.)

Дети по очереди записывают фломастером (маркером) ответы, читают эти слова.

1.          
    2.      
3.          
    4.      

1. Вот украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется?

Дети. Бусы.

2. Насекомые, очень похожие на пчел. (Осы.)

3. Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон.)

4. Углубление в земле или снегу. (Яма.) Логопед. Прочитайте имя девочки по вертикали. Дети. Соня.

Логопед. Как вы думаете, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные?

Дети. У них не было имен. Девочку и мальчика кто-то обидел.

Логопед. А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их?

Дети. Им нужно поменяться игрушками.

Логопед. Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише?

Дети. Соня должна отдать Мише машину, шлем, пушку и клюшку.

Логопед. А что отдаст Миша Соне?

Дети. Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, собачку.

Динамическая пауза

Звучит музыка.

Логопед. Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным.

На полочке нашей Смешные игрушки:

Смешные ежи Дети бегают мелкими шагами.

И смешные лягушки. Прыгают, как лягушки.

Смешные медведи, Ходят, как медведи.

Смешные олени, Подносят к голове руки, пальцы раздвинуты.

Смешные моржи, Двигаются боком.

Смешные тюлени. Бегут с подскоком.

Музыка смолкает.

Скажите, каким животным вы подражали? Дети. Смешным ежатам, смешным лягушатам.

Хоровые и индивидуальные ответы.

Дети садятся за столы: сначала девочки, потом мальчики.

Логопед. Выполните анализ слова, написанного на картинке. (Достает из кузовка Бабушки-Загадушки картинку, на которой нарисована мышка.)

Дети выполняют задание.

Звукослоговой анализ

Логопед. Определите количество слогов в слове мышка. Дети. Два.

Логопед. Назовите первый слог (мыш-), второй слог (-ка), сколько звуков в первом слоге (три), перечислите их ([м], [ы], [ш]), дайте характеристику этим звукам ([м] — согласный, твер дый, звонкий; [ы] — гласный; [ш] — согласный, твердый, глухой), сколько звуков во втором слоге (два), назовите их ([к], [а]), охарактеризуйте эти звуки ([к] — согласный, твердый, глухой; [а] гласный).

Один из детей проводит полный звукослоговой анализ слова мышка, составляет схему.

Игра «Измени слово»

Логопед. А теперь я вам предлагаю поиграть со словом мышка. Если вы замените первый звук в данном слове, то получится новое слово.

Дети смотрят на схему. Логопед помогает, если у детей что-то не получается.

Дети. Мышка — пышка, мышка ~— вышка, мышка — мушка.

Логопед. А что обозначает слово пышка? Дети. Еда. Круглая булочка. Логопед. Что обозначает слово вышка?

Дети. Высота, высокая башня, с которой можно наблюдать. Логопед. А как вы понимаете слово мушка? Дети. Это маленькая муха.

Логопед. Это слово имеет много значений: маленькая муха; устройство у огнестрельного оружия, которое служит для прицела; искусственная родинка, которую делают из черного пластыря.

Логопед оценивает работы детей.

Итогзанятия

Логопед. Вот и закончились задания от Бабушки-Загадушки. Она прощается с нами и уходит. Ее ждут в других детских садах. Что хотели бы вы сказать на прощание Ба буш ке-Загад у гаке?

Дети. Спасибо, что она пришла к нам. Ее задания нам понравились. Пусть она не болеет.

Логопед. А как вы думаете, она осталась довольна вами, вашими ответами, поведением?

Дети. Да. Мы хорошо отвечали. Много придумывали слов со звуками [с], [ш].

Логопед. Как вы считаете, кто ей больше всех поправился? Почему?

Дети. Катя, Илюша, они хорошо отвечали. Логопед. Дети, кого вы лично хотели бы похвалить? Выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова.

Звучит музыка.

Примерный конспект группового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (подготовительная к школе группа)

Тема «Кто где живет?»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.

• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».

• Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

• Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности, воображение, творчество.

• Формировать экологическую культуру, воспитывать чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофон; кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года»; предметы для «зимнего леса»: искусственные ели, пеньки, ветки, вата, снежинки, белая бумага (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами и шишками, мягкие игрушки: медведь, заяц, белка, волк, еж, лиса; фланелеграфы (один большой и два маленьких); картинный материал (дикие животные, их жилища, две-три елочки, кустики, солнышко, сугробы, облака, снежинки и т.д.), маски зайчиков.

Лексический материал:

— имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона;

— имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, заячьи, волчье, косолапый;

— глаголы: поселяются, утепляют, выдолбить.

Организационный момент

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто?

По деревьям скок-скок,

Да орешки щелк-щелк.

Дети. К нам пришла белка.

После каждого ответа логопед выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного.

Логопед. А как вы догадались?

Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает.

Логопед. Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Дети. Медведь.

Логопед. А как вы понимаете слово косолапо?

Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны.

Логопед поясняет: «Ходить косолапо — ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Рыжая, хитрая, кур крадет.

Дети. Лиса.

Логопед. А что значит хитрая?

Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).

Логопед. Ползун ползет,

Иголки на себе везет.

Дети. Ежик.

Логопед. А что вы еще можете сказать о еже?

Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.

Логопед. Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети. Заяц.

Логопед. А что еще можно сказать о зайце?

Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

Логопед. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Дети. Волк.

Логопед. Посмотрите на картинки, которые появились на фланелеграфе. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети. Звери. Дикие животные.

Логопед. Почему этих животных называют дикими?

Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

Сообщение темы занятия

Логопед. Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово жилище?

Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Логопед поясняет: «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу.

Основная часть

7. Проведение психогимнастического этюда

Звучит музыка.

Логопед. Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать.

На улице зима. Все кругом белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Крона (так называется верхняя часть дерева) вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. И это так красиво. Л теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам но секрету, что маленький уголок сказочного леса находится рядом с нами.

Дети вместе с логопедом идут в другую комнату, где создан «зимний лес».

Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите?

Дети. Тут тихо. Стоят зеленые елочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. В дупле сидит белка.

Музыка смолкает.

Логопед. Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом? Дети. Ее дом называется дуплом.

Логопед. Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете?

Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом.

Логопед. Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку, опрокидывает ее, орехи и маленькие сосно вые шишечки раскатываются по «снегу».)

Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?

Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.

Логопед. Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.

2. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнения по профилактике нарушения зрения

Логопед. Давайте поиграем с орехами (шишками).

Дети зажимают орехи (шишки) в кулачок (5—10 раз), прокатывают между ладонями (вверх-вниз, вправо-влеьо), делают круговые движения по ладоням, затем вытягивают правые руки, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руки вправо, влево, делают круговые движения руками и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы.

У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи и шишки в корзиночку и оставьте их белке. А теперь посмотрите, что это? (Выставляет картинку.)

Ребята, посмотрите, что это?

Дети. Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы. Логопед. Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.

Дети хором и индивидуально произносят предложение.

А как называется жилище медведя? Дети. Берлога.

Логопед. Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит берлогу?

Дети. Большое дерево упало, и медведь залез под него. Это большая яма, а сверху ветки.

Логопед. Я принимаю ваши ответы и во мпогом с вами согласна: медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?

Дети показывают на большой «сугроб».

Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто еще спит зимой? Дети. Еж.

Логопед. А какое жилище у ежа? Дети. Он спит в листьях.

Логопед. Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. А сейчас посмотрите, что это за следы? (Выставляет картинку.)

Дети. Это следы лисы, зайца.

Логопед. Правильно. Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к дому зайца.

Динамическая пауза

Дети надевают шапочки с ушками и прыгают по заячьим следам.

Логопед. Как вы думаете, где заяц? Почему он не в своем жилище.

Дети. Заяц убежал. Он всех боится. За ним охотятся. У пего нет дома.

Логопед. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Давайте уйдем от этого кустика. Может быть, заяц нас испугался и поэтому убежал.

Дети прыгают к другому «дереву», снимают шапочки.

Жилище какого зверя мы с вами не назвали?

Дети. Мы не назвали жилище волка.

Логопед. Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?

Дети отвечают хором и индивидуально. Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии?

Дети. Дупло, в котором живет белка. Как мы превращались в зайчиков.

Дети прощаются с «лесом» и идут в другую комнату.

Логопед. Дети, подойдите к столу, возьмите нарисованные жилища диких животных и прикрепите на фланелеграфе дом каждого животного. Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Где живет лиса?

Дети. Лиса живет в норе.

Логопед. Значит, это чья нора?

Дети. Это лисья нора.

Логопед. Где живет белка?

Дети. Белка живет в дупле.

Логопед. Дупло чье?

Дети. Это беличье дупло.

Логопед. Где живет медведь?

Дети. Медведь живет в берлоге.

Логопед. Это чья берлога?

Дети. Это медвежья берлога.

Логопед. Где живет заяц?

Дети. У зайца нет дома. Он живет под кустиком.

Логопед. Где живет ежик?

Дети. Ежик прячется на зиму в сухой листве и траве.

Логопед. Ребята, я предлагаю создать сказочный лес на фланелеграфе.

Дети берут картинный материал (елочки, снежинки, облака и др.) и прикрепляют его.

Мне очень нравится. А вам? Давайте придумаем название нашей картине.

Дети. В лесу. Сказочный лес. Лес — дом для животных.

Итог занятия

Логопед. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит. Логопед. А как люди должны вести себя в лесу?

Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Логопед. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Ксюша, Камила много знают о диких животных; интересными были ответы на вопросы у Кати, Антона; Дима очень интересно рассказывал о жилище медведя. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.

Сюжет на фланелеграфе остается в группе 2—3 дня. Воспитатель закрепляет изученный материал, проводит работу по формированию психологической базы речи.

Примерный конспект группового занятия по формированию связной речи (подготовительная к школе группа)

Тема «Осень»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Осень» (с опорой па схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

• Рас ширять и активизировать словарный запас но лексическим темам «Осень», «Поведение птиц, животных осенью».

• Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до шести элементов.

• Развивать общую моторику.

• Воспитывать доброту, отзывчивость.

• Формировать правильное отношение к объектам природы.

ОБОРУДОВАНИЕ

Наборное полотно; схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, земля, птицы и животные)[2]; схемы для объяснения образования слов: листопад и водопой; вентилятор; венок из осенних листьев; разноцветные листья; магнитофон; кассета с записью музыки.

Лексический материал

— имена существительные: урожай, осень, корона, букет, листья, приметы, листопад, птицы, водопой, спячка;

— имена прилагательные: осенние, яркое, пасмурное, разноцветные, опавшие, перелетные, зимующие, оранжевый;

— глаголы: падают, летят, светит, греет, заготавливают.

Организационный момент

Логопед. Послушайте внимательно загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья украшаю,

Но не касаюсь сосен и елочек, я ...? (Осень.)

Закройте глаза. (Надевает венок и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я? Дети. Осень.

Логопед. А почему вы так думаете?

Дети. Вы похояси на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев.

Логопед. Что вы знаете об осени как о времени года?

Дети. Осенью солнце светит ярко, но не греет. Листья с деревьев падают па землю. Часто идут дожди, становится холодно. Птицы улетают на юг.

Логопед. Вы назвали приметы осени. Приметы — это отличительное свойство, признак, по которому молено узнать кого-нибудь или что-нибудь.

Основная часть

1. Составление предложений по схемам.

Логопед. Сегодня я к вам пришла с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые, а с сюрпризами — схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени. Вот наш помощник первый листок-сюрприз. (На наборном полотне логопед выставляет схему «солнца».)

О чем мы будем составлять предложение?

Дети. О солнце.

Логопед. Какое бывает солнце?

Дети. Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

Логопед. А как солнце светит и греет осенью?

Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.

Логопед. А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Выставляет условное обозначение «неба».)

Дети. О небе.

Логопед. Что можно сказать про осеннее небо? Дети. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Логопед. Кто объяснит значение сочетания слов пасмурное небо? Дети. Серое, нерадостное, грустное; часто идет дождь. Логопед. Что вы можете сказать о растениях, их наряде?

Какими деревья становятся в начале осени? (На наборное полотно помещает схему «дерева».)

Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья.

Логопед. Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они?

Дети. Разноцветные, разные, красивые.

Логопед просит повторить детей слово разноцветные хором и индивидуально.

Назовите одним словом осеннее явление природы, когда падают листья. Как вы понимаете слово листопад? (Выставляет на панно схему для объяснения образования этого слова.)

Дети. Листья падают. С деревьев летят разноцветные листочки.

Логопед. Посмотрите на схему, обратите внимание, как образовалось слово листопад.

Дети. Это слово образовалось из двух слов: листья и падать.

Логопед. Какими становятся деревья к концу осени?

Дети. К концу осени деревья становятся голыми, грустными, некрасивыми.

Логопед. А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые.

Логопед. О чем теперь будем составлять предложение? (Выставляет условное обозначение «земли».)

Дети. О земле.

Логопед. Чем покрыта земля осенью?

Дети. Земля покрыта опавшими листьями, сухой травой, ветками, шишками и иголками от елок.

2. Проведение динамической паузы

Тихо звучит музыка.

Логопед. Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Осень, мы гулять идем. Дети попеременно топают носками ног, пятки на месте.

Листья сыплются дождем, Поднимают и опускают руки.

Под ногами шелестят Трут ладонями друг о друга,

И шуршат, шуршат, шуршат, сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Ветерок — дружок крылатый, Вытягивают губы вперед трубочкой, дуют на одном, выдохе, не надувая щек.

Дождь принес, и он закапал. Щелкают пальцами рук.

Капли по земле стучат,

Поиграть они хотят.

Ветер шутку не стерпел, Ритмично потирают, ладонь о ладонь.

Зашипел и засвистел.

Ветер листья поднимает Поднимают и опускают руки. И под ноги опускает.

Гонит ветер нас долой — Попеременно топают носками ног, пятки на месте.

Отправляемся домой.

Как вы понимаете выражение «листья сыплются дождем»?

Дети. С деревьев падает много листьев. Листья летят и летят.

Логопед. Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой. (На наборном полотне выставляет схему «птицы».) О ком мы будем говорить? Дети. О птицах.

Логопед. Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?

Дети. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.

Логопед. Скажите, а почему это происходит?

Дети. Многие птицы боятся холода, летом они питались мошками, жучками, а теперь их нет.

Логопед. Легко ли в пути перелетным птицам?

Дети. Нет, многие из них погибают в пути, их подстерегает опасность во время полета.

Логопед. А как можно помочь зимующим птицам?

Дети. Птиц надо кормить, их нельзя пугать, к ним нужно относиться бережно.

Логопед. Что делают животные осенью? (На наборное полотую помещается условное обозначение «животные».)

Дети. Животные готовятся к зиме.

Логопед. Как они готовятся?

Дети. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.

Логопед. Как люди помогают животным выжить в условиях зимы?

Дети. Лесники заготавливают корм для отдельных животных. 3. Развитие психологической базы речи

Включается вентилятор, осенние листья, листья со схемами разлетаются.

Логопед. Резкий осенний ветер разбросал наши листья. Помогите мне, пожалуйста, собрать только те листья, на которых нарисованы схемы. Расположите их па наборном полотне в том порядке, в котором я вам их показывала.

Дети выполняют задание.

4. Составление описательного рассказа по схемам Логопед. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта опавшими листьями. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.

Итог занятия

Логопед. Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии?

Дети. Как вы превращались в Осень. Как мы составляли предложения по схемам, выполняли движения под музыку.

Логопед. Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам осенние листья. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.

Индивидуальный план логокоррекционной работы

План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.

В индивидуальном плане представлены направления кор-рекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

План индивидуальной логокоррекционной работы на 200_/00__ уч. год

Фамилия, имя ребенка — Иванов С. Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

п/п Основные направления логокоррекционной работы Виды занятий Примечание
Развитие артикуляционной моторики: — артикуляционные упражнения; — логопедический массаж; — самомассаж языка, губ Индивидуальные  
Формирование правильного звукопроизношения: с-з-ц   ш-ж-ч-щ   р-р -- // --.  
Развитие фонематических процессов Индивидуальные, групповые  
Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы; — детеныши животных; продукты питания; — транспорт Групповые  
Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов Индивидуальные  
Совершенствование грамматического строя речи: — употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; — согласование имен числительных с именами существительными; — употребление в речи несклоняемых существительных Индивидуальные, групповые  
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; — развитие вербального мышления —//—  

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Планы индивидуальных занятий с ребенком

Основная задача индивидуальных логопедических занятий — формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

Примерная запись плана индивидуальных логопедических занятий

Фамилия, имя ребенка — Иванов С.

Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Дата Содержание работы Результаты
20.09 Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лонаiочка», «Почистим нижние зубки». Самомассаж языка, губ: — «Накажем непослушный язычок»; — «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»; — артикуляционное упражнение «Расческа». Постановка звука [е] (смешанный способ). Игра «Что изменилось?» (Тема «Грибы»)  
21.09 Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится». Проведение логопедом массажа языка, губ. Постановка звука [с] (смешанный способ). Классификация картинного материала (Тема «Грибы») по признаку: съедобные, несъедобные  

В графе «Результаты» логопед оценивает деятельность ребенка после выполнения каждого вида заданий условными обозначениями («+», «--») или короткой фразой (не получается, затрудняется).

Наши рекомендации