III период обучения (март, апрель, май)

Всего 36 занятий:12 недель (занятия по произношению, обучению грамоте — 2 раза в неделю; по связной речи — 1 раз в неделю)

Неделя Звуки Буквы Количество занятий Звукослоговой анализ, грамота Лексико-грамматический строй речи Связная речь
27-я [с], [з]. [ш], [ж] [р], [p'] [л], [л']   Анализ слов сложной звукослоговой структуры Закрепление полученных ранее навыков. Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов путем присоединения приставки или суффикса, путем словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учить - учитель - учительница - ученик; футбол - футболист). Умение использовать образованные слова в составе предложений. Воспитание умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных на усложненном лексическом материале (черная юбка - черненькая юбочка, синий передник - синенький передничек, красное платье - красненькое платьице). Практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки). Закрепление употребления сложных предлогов из-за, из-под (Кот вылез из-под стола). Закрепление (на новом лексическом материале) навыка составления и распространения предложений. Составление предложений с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений но опорным словам: мальчик, поймать, ежик. (В лесу под кустом мальчик поймал серого колючего ежика. На опушке леса мальчик поймал маленького колючего ежика). Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными (Мы пойдем в игрушечный магазин, чтобы купить красивую куклу.., большую грузовую машину, заводной трактор, подарок братишке) Составление рассказа по серии сюжетных картинок
28-я     [ч] Ь   Анализ слов типа хорь, письмо, васильки. Чтение предложений, текстов. Подбор слов к буквенным схемам: м..ш..а (мышка, мушка, мишка). Правило написания ча, чу Составление рассказа по серии сюжетных картинок с элементами творчества
29-я М [т], [т'] Ч Повторение пройденного материала —\\—
30-я [ц] Ю Ц 1 1 Анализ слов разного звукового состава типа клюв, юла, дают. Чтение предложений, текстов. Подбор слов к буквенным схемам Составление рассказа по сюжетной картинке
31-я [ц], [с] [ч], [с’] [т'],[ц] [с]   Повторение пройденного материала Составление рассказа по сюжетной картинке с элементами творчества
32-я [ф] [щ] Ф Щ Выполнение заданий с использованием букв разрезной азбуки. Чтение. Подбор слов к буквенным схемам. Правило написания ща, щу Составление рассказа-описания с использованием схем
33-я [щ] [ч] Ъ Анализ слов типа съел, подъехал Составление рассказа-описания
34-я [щ] [ц] [т’] [ц][с], [с’]   Анализ слов разного звукослогового состава, произнесение которых не расходится с написанием Составление рассказа из личного опыта
35-я Шипящие и свистящие звуки   Чтение. Составление схемы предложения. Правописание ча, ща, чу, щу, жи, ши (повторение) Придумывание сказки на заданную тему
36-я Мягкие и твердые согласные звуки   Работа над техникой чтения. Использование игровых приемов звуко-буквенного анализа всех типов слов Закрепление умения связанно и последовательно излагать свои мысли, фонетически и грамматически правильно оформлять высказывания
37-я Глухие и звонкие согласные звуки   Работа над техникой чтения. Правописание сомнительных согласных звуков То же
38-я Гласные звуки   Работа над техникой чтения. Определение места ударения в слове  

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР

(подготовительная к школе группа)

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):

— групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (2 раза в неделю);

— групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю).

II период обучения (декабрь, январь, февраль, март):

— групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (2 раза в неделю);

— групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю).

III период обучения (апрель, май):

— групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (2 раза в неделю);

— групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю).

Неделя Занятия по формированию фонетической стороны речи Занятия по формированию лексико-грамматических представлении Занятия по развитию связной речи  
Звуки Буквы Навыки звукового анализа и синтеза  
1-я Сентябрь Логопедическое обследование  
2-я  
3-я [у] [а] У А Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у Дифференциация имен существительных единственного и множественного числа Составление предложений но предметным картинкам с последующим распространением; объединение их в рассказ  
4-я [и] [э] И Э Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у-и Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения Пересказ рассказа по наглядным действиям  
Октябрь  
1-я [п] [п’] [т] П т Анализ обратного слога типа an. Выделение последнего согласного из слов типа мак. кот Выделение начального согласного и гласного после согласного (кот) Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок с-, у-, под-, от-, пере- и употребление их в речи Восстановление деформированного текста  
2-я [к] [к’] [п] [т] [к] К Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа  
3-я [л’] [о]   О Понимание пространственного значения предлогов е, к, от, из и др. и употребление их в речи Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок  
4-я [х] [х’] [к] [х’] X Согласование местоимений наш, наша, наше, наши с именами существительными в роде, числе, падеже. То же  
Ноябрь  
1-я [й] [л’],[й] й Выделение начального согласного и последующего гласного из слов тина сумка, сани. Анализ прямого слога типа су. Полный анализ слов типа суп Составление предложений с включением нескольких определений Овладение диалогической формой общения  
2-я [ы] [ы], [и] Ы Образование и закрепление формы творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе Пересказ рассказа по сюжетной картинке  
3-я [с] [с’] С Образование относительных имен прилагательных и употребление их в речи То же  
4-я [с] [с], [c’]   Образование имен прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и употребление их в речи Составление рассказа по сюжетной картинке  
Декабрь  
1-я [с], [с’] [з], [з’] Деление слов на слоги. Составление слоговой схемы слова. Полный анализ слов типа суп. Составление звуковой схемы Образование и закрепление формы предложного падежа имен существительных в единственном и множественном числе Составление рассказа но сюжетной картинке  
2-я [с], [з] [с'],[з']   Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок  
3-я [ц] [б] ц Б Согласование имен числительных с именами существительными в косвенных падежах Составление рассказа с элементами творчества но серии сюжетных картинок  
4-я [б], [п] [т’]   Образование притяжательных прилагательных и употребление их в речи Составление рассказа с элементами творчества по сюжетной картинке  
1-я Каникулы  
2-я  
Январь  
3-я [т'] [д'] [д] Д Полный анализ слов типа зубы, составление звукослоговой схемы Образование и закрепление формы родительного падежа имен существительных во множественном числе Составление рассказа с элементами творчества по сюжетной картинке  
4-я [т'] [д'] [г]   Г То же То же  
Февраль  
1-я [г], [к] [ш]   Ш Полный анализ слов типа шубы, составление звукослоговой схемы Обучение самостоятельной постановке вопросов Пересказ литературного текста  
2-я [ш] [с], [ш]   Полный анализ слов типа стол, кошка, замок, составление звукослоговой схемы. Понимание лексического значения слов-антонимов и употребление их в речи Совершенствование навыков ведения диалога  
3-я [с], [ш] [л]   Л   Понимание лексического значения слов-синонимов и употребление их в речи Составление рассказа-описания с использованием схем  
4-я [л] [ж]   Ж     Знакомство с термином «родственные слова» и умение устанавливать родственные связи слов То же  
Март
1-я [ш][ж] [з], [ж]     Понимание пространственного значения сложного предлога из-под и употребление его в речи Составление рассказа-описания  
2-я [с], [ш], [з][ж] [с’],[ш], [з’] [ж]     Понимание пространственного значения сложного предлога из-за и употребление его в речи Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребенка  
3-я [р] [р'] Р   Дифференциация предлогов из-за, из-под и употребление их в речи То же  
4-я [р], [л] [p'], [л']     Образование и употребление в речи разных предложио-падежных конструкций Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка  
Апрель
1-я [р'] [p], [р’]   Закрепление пройденного Знакомство со сложным предложением Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка  
2-я [ч] Ч Составление и употребление в речи сложносочиненных предложений с союзом а То же  
3-я [щ] Щ Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом потому что Придумывание сказки на заданную тему  
4-я [ч], [т']   Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом чтобы Закрепление навыков связной речи  
Май  
1-я [ч], [с], [с’]   Закрепление пройденного Образование сложных слов и употребление их в речи Закрепление навыков связной речи  
2-я [щ] [ч]   Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов) То же  
3-я [щ], [ш]   Правильное употребление в речи несклоняемых имен существительных — // —  
4-я [щ] [ч], [с’], [т']   Повторение и закрепление пройденного материала — // —  
                           

Тематическое планирование лексического материала

Месяц Неделя Темы занятий для группы
старшей подготовительной к школе
сентябрь 1-я Детский сад Детский сад
2-я Игрушки Откуда хлеб пришел
3-я Огород. Овощи Огород. Овощи
4-я Сад. Фрукты. Ягоды Сад. Фрукты
октябрь 1-я Ранняя осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы Ранняя осень. Осенние цветы
2-я Лиственные деревья Лиственные деревья. Осень в стихотворениях русских поэтов, картинах русских художников
3-я Грибы Лес. Грибы
4-я Семья Семья
ноябрь 1-я Домашние птицы и их детеныши Библиотека
2-я Поздняя осень. Перелетные птицы Поздняя осень. Перелетные птицы
3-я Домашние животные и их детеныши Домашние животные и их детеныши
4-я Домашние животные. Домашние птицы Русские народные промыслы. Виды росписи, виды игрушек
декабрь 1-я Дикие животные и их детеныши Дикие животные. Зимовка зверей
2-я Хвойные деревья Животные Севера
3-я Новый год Животные жарких стран
4-я Праздник новогодней елки. Новогодние игрушки Новый год. Праздник новогодней елки. Хвойные деревья
январь 1-2 Зимние каникулы Зимние каникулы
3-я Зима. Зимние забавы и развлечения Зима. Зимние забавы и развлечения
4-я Зимующие птицы Зимующие птицы
февраль 1-я Одежда. Обувь Одежда. Обувь
2-я Дом. Мебель Дом. Мебель
3-я Транспорт. Правила дорожного движения Транспорт. Правила дорожного движения
4-я День защитника Отечества День защитника Отечества. Военные профессии
март 1-я Почта Почта
2-я Мамин праздник. Женские профессии Мамин праздник. Женские профессии
3-я Продукты питания. Посуда Весна
4-я Весна Продукты питания. Посуда. Труд повара
апрель 1-я Наш город. Моя улица Наш город. Моя улица
2-я День космонавтики День космонавтики
3-я Орудия труда и инструменты Орудия труда и инструменты. Сельскохозяйственные работы
4-я Рыбы Рыбы
май 1-я День Победы День Победы
2-я Цветы и комнатные растения Цветы. Насекомые
3-я Насекомые Школа. Школьные принадлежности
4-я Времена года(обобщение) Здравствуй, лето! Виды спорта, спортивные развлечения, отдых

Планы (конспекты) групповых занятий

Для повышения коррекционно-развивающего эффекта логопедических занятий необходимо большее внимание уделять их форме и содержанию.

При формировании речевой и познавательной деятельности, преодолении нарушений личностного развития, воспитании нравственных качеств, на современном этапе к организации, проведению и содержанию логопедических занятий предъявляются следующие требования:

— изменение форм организации занятий;

— включение специальных коррекционных упражнений по развитию речи и других высших психических функций;

— чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;

— использование заданий в порядке нарастающей трудности с целью раскрытия потенциальных возможностей ребенка и заданий, требующих самостоятельного выполнения;

— создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности;

— включение динамических и психорелаксационных пауз;

— обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребенку;

— повышение мотивации к процессу обучения;

— воспитание нравственно-этических чувств.

В процессе логокоррекционной работы логопед составляет планы или конспекты групповых занятий в соответствии с годовым планированием. В них указываются тема, цели, основные этапы занятия, используемый лексический и дидактический материал. Логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно включать в конспекты, не только вопросы, но и предполагаемые ответы детей.

Примерный конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа)

Тема «Дифференциация звуков [с] — [ш]»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Закреплять навыки различения на слух звуков [с] ..... [ш] и

правильного употребления их в речи.

• Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова мышка.

• Формировать практические павыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже.

• Уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка.

•Обогащать словарный запас за счет с лов-паронимов.

• Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.

• Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофон; кассета с записью музыки; картинный материал (Бабушка-Загадушка, девочка, мальчик, носки, катушка, солнышко, машина, совок и др.); кузовок; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом; сундук; шкатулка.

Организационный момент

Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.

Логопед. Посмотрите на эти два предмета: справа от меня — сундук, слева — шкатулка. Повторите эти слова за мной.

Дети повторяют.

Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга? Дети. Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок... Логопед. А в чем их сходство?

Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук — ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка — небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей).

Логопед. Произнесите слово сундук и выделите первый звук. Дети. С-с-с.

Логопед. Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук. Дети. Ш-ш-ш.

Логопед. Возьмите со стола по одной картинке, назовите изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук [с], то картинку (предмет) положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. Но прежде чем сесть за столы, расскажите, что вы сделали.

Предполагаемые ответы детей: Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку.

Сообщение темы занятия

Логопед. Какие звуки вы выделяли в своих словах? Дети, [с] - [ш].

Логопед. Сегодня мы будем различать звуки [с] — [ш] на слух и учиться правильно произносить их.

Наши рекомендации