Тип практики, способ и форма ее проведения
Для прохождения педагогической практики составляется указание по институту с закреплением руководителя и базы практики.
Руководителем педагогической практики является научный руководитель магистранта. Как исключение, в случае, если предметная направленность магистерской дипломной работы напрямую связана с учебными дисциплинами другого преподавателя из числа профессоров и доцентов кафедры, допускается закрепление магистранта для прохождения педагогической практики к этому преподавателю или совместное руководство.
Базой проведения педагогической практики магистрантов является кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита. В отдельных случаях с разрешения заведующего кафедрой допускается выбор другой базы практики (другой кафедры, другого учебного заведения, образовательной программы). В этом случае магистрант предоставляет заявление на имя заведующего кафедрой с аргументацией выбора базы практики и визой научного руководителя.
Педагогическая практика проводится в часы, отведенные для ее прохождения графиком учебного процесса, а также в часы, отведенные для самостоятельной работы студентов, обучающихся в магистратуре.
Задания на педагогическую практику выдаются магистранту руководителем и фиксируются в индивидуальном плане работы магистранта и плане-графике прохождения практики. Руководитель определяет учебные дисциплины, по которым выдаются задания на практику, и привлекает ведущих преподавателей по выбранным дисциплинам к руководству отдельными видами учебно-методической работы практиканта. При этом определенная часть педагогической работы магистрантов (25 – 75 %) должна быть связана с темой его магистерской дипломной работы, и включать задания по методике преподавания содержательно близких к ней учебных дисциплин.
5 Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Реализация научно-исследовательской практики способствует формированию у студентов компетенций:
общекультурных (ОК):
- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
общепрофессиональных (ОПК):
- готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК1);
профессиональных(ПК):
в сфере проектно-экономической деятельности:
- способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5).
Формируемые в результате освоения ООП ВО компетенции | Планируемые результаты обучения при прохождении практики |
ОК-3 (третий уровень) | Знать: способы и методы саморазвития и самообразования. Уметь: самостоятельно овладевать знаниями и навыками их применения в профессиональной деятельности, давать правильную самооценку, выбирать методы и средства развития креативного потенциала. Владеть: навыками самостоятельной, творческой работы, умением организовать свой труд; способностью к самоанализу и самоконтролю, самообразованию и самосовершенствованию, к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности. |
ОПК-1 (второй уровень) | Знать: устные и письменные формы коммуникации Уметь:решать коммуникативные задачи в профессиональной деятельности Владеть:способностью к коммуникации в устных и письменной формах на государственном языке Российской Федерации для решения задач профессиональной деятельност |
ОПК-2 (второй уровень) | Знать: особенности социальных, этнических, конфессиональных, культурных различий, встречающихся среди членов коллектива; этические нормы общения с коллегами и партнерами. Уметь: строить межличностные отношения и работать в группе, организовывать внутригрупповое взаимодействие с учетом социально-культурных особенностей, этнических и конфессиональных различий отдельных членов группы. Владеть: навыками делового общения в профессиональной среде, навыками руководства коллективом. |
ОПК-3 (второй уровень) | Знать: методические подходы к процедурам подготовки и принятия решений организационно-управленческого характера, порядок поведения в нестандартных ситуациях. Уметь: Проводить анализ сильных и слабых сторон решения, взвешивать и анализировать возможности и риски, нести ответственность за принятые решения, в том числе в нестандартных ситуациях. Владеть: навыками разработки организационно-управленческий решений, анализа возможных последствий, оценки эффективности принятых решений. |
ПК-5 (второй уровень) | Знать:основные методические и нормативные документы, понятия и методы принятия и разработки проектных решений; Уметь: разработка учебно-методических материалов Владеть: выполнять различные виды внеаудиторной учебно-педагогической работы (проверка рефератов, контрольных работ, РГЗ, прием и защита курсовых работ, проведение консультаций по темам, прием зачетов и экзаменов и др.) |
6 Структура и содержание практики
Структура практики
Общая трудоемкость практики составляет 108 часов.Практика реализуется в 1-м семестре для студентов очной и заочной форм обучения. В начале практики проводится вводная лекция о структуре о содержании практики (2 часа) ведущим преподавателем..
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
Подготовка к проведению практических, семинарских, лабораторных занятий (включая разработку методики проведения) | Планы занятий, задания, раздаточные материалы, задания для текущего контроля и пр. | Утверждение планов руководителем или ведущим преподавателем | |
Ассистирование ведущему преподавателю в проведении практических, семинарских, лабораторных занятий и проведение пробных занятий | Отчет | Заключение ведущего преподавателя о качестве проведения занятий | |
Подготовка и проведение пробного лекционного занятия (части занятия, занятий) в присутствии ведущего преподавателя и научного руководителя | Развернутый план и опорный конспект лекции (с указанием использованных источников) | Заключение ведущего преподавателя и руководителя о качестве проведения лекции | |
Ассистирование ведущим преподавателям в проверке контрольных работ, рефератов, РГЗ, работе комиссий по приему курсовых работ, проведении консультаций, коллоквиумов, зачетов и экзаменов | Отчет | Заключение ведущего преподавателя о качестве проведенных работ |
Содержание практики
Педагогическая практика включает в себя проведение следующих работ:
- ознакомление со структурой образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;
- ознакомление с программой и содержанием читаемых курсов;
- ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий;
- самостоятельную подготовку планов и конспектов занятий по учебным дисциплинам;
- подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;
- разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне;
- методически правильное проведение различных видов учебных занятий (лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия);
- осуществление научно-методического анализа проведенных занятий.
В процессе практики студенты участвуют во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений факультета вуза.
Конкретное содержание педагогической практики планируется научным руководителем студента-магистранта, согласовывается с руководителем программы подготовки магистров и отражается в отчете магистранта по педагогической практике и в индивидуальном плане магистранта.