Возрастные и индивидуальные особенности учащихся пятых классов
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.
Если у младших школьников были сформированы в должной степени все психические процессы, способности и умения, то переход к более сложному содержанию школьного курса математики не вызовет у них каких-либо особых трудностей.
Подростковый возраст - это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребенке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.
Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познает самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.
Подросток становится менее зависимым от взрослых еще и потому, что у него возникают такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всем их желании не могут решить проблемы, возникающие перед подростками в связи с возникновением у них новых потребностей. Все это зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот как характеризует его известный психолог Н.С. Лейтес: «Дети 12-13 лет в подавляющем большинстве своем относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют уроки - только в пределах заданного, часто находят поводы для развлечения... Ослабление связи с учителем, снижение его влияния особенно дают о себе знать в недостатках поведения учеников на уроках: Теперь учащиеся не только иногда позволяют себе игнорировать получаемые замечания, но могут, и активно им противостоять. В средних классах можно столкнуться с изобретательными шалостями и проявлениями самого легкомысленного поведения».
Общая картина работы учащихся-подростков на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. Ранее примерные и аккуратные ученики позволяют себе не выполнять задания. Тетради ведутся неряшливо. У многих учащихся меняется почерк, он становится неразборчивым и небрежным. При решении математических задач некоторые подростки не проявляют нужной настойчивости и прилежания. Попытки учителя заинтересовать учеников занимательностью формы изложения или какими-либо другими способами зачастую не приносят ожидаемого успеха,
В то же время эти же подростки весьма охотно и активно участвуют в работе различных кружков, где даже трудные подростки охотно выполняют все указания взрослого руководителя кружка, с интересом и усердием овладевают теоретическими знаниями, нужными для выполнения практических работ. Вся практическая деятельность кружковцев и связанные с этим теоретические занятия носят характер совместной коллективной деятельности, имеющей общую для всех участников цель и предполагающую интенсивное общение по ее содержанию, распределение функций и обязанностей, взаимооценку и взаимоконтроль.
Таким образом, кружковая работа, разного рода клубы и лагеря для подростков показывают принципиальную возможность такой организации их деятельности, при которой исчезают все негативные явления этого возраста.
В эти годы особую значимость для учеников приобретает ценностно-ориентационная деятельность. Ученик пытается произвести глубокую самооценку своей личности, своих способностей. Растет и развивается рефлексия, познавательный интерес к философским проблемам, юноша пытается выяснить смысл жизни, оценить наблюдаемые явления с этой точки зрения. На уроках математики эти учащиеся проявляют особый интерес к методологическим проблемам математики, к вопросам ее истории.
Особо следует отметить стремление учеников старшего, школьного возраста к автономии, к эмоциональной и ценностной самостоятельности, к независимости, к самоуважению, между тем как для подростков характерна зависимость от группы своих сверстников. Подросток весьма податлив влиянию сверстников. Внутренне отойдя от родителей, он еще не пришел к своей индивидуальности, которая обретается в юношеском возрасте. Если подростка волнует вопрос: «Неужели я нетакой, как все?», то юношу: «Неужели я такой, как все?»
Безусловно, учителю все это надо иметь в виду и учитывать в своей работе.
Ученик в процессе обучения математике из объекта этого обучения постепенно становится его субъектом. Что это значит? В чем выражается различие между объектом и субъектом обучения? Ведь в том и в другом случае ученик как-то учится, приобретает знания, умения.
Действительно, и когда ученик является лишь объектом обучения математике, и когда он становится субъектом этого процесса, он выполняет задания учителя, решает задачи, повторяет изученный материал и т. д., т. е. он учится. Все различия между учением ученика в роли объекта и его же учением в роли субъекта состоят в том, ради чего он это делает.
Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные. Встает вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует — побуждает и направляет деятельность ученика?
Только разобравшись в этом, мы сможем понять, в чем различия между объектом и субъектом процесса обучения. Кроме того, в этом надо разобраться еще и потому, а может быть, главным образом потому, что учитель должен научиться управлять деятельностью учащихся в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. Ведь в противном случае, если этого не делать, становится вполне реальной опасность, о которой говорил В. А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться»…
Поэтому учитель должен вызвать у учащихся такое желание, а это значит, что он должен формировать у них соответствующую мотивацию.
При этом следует иметь в виду; что нужные потребности и мотивы могут быть сформированы у учащихся только в процессе их собственной деятельности. Вне деятельности, одними «заклинаниями», принуждением к нужной мотивации стойкого желания учиться сформировать нельзя. А для этого необходимо, чтобы содержание обучения, цели и задачи, которое ставит учитель перед учащимися, имели для них ясно понимаемый и лично значимый смысл. Это положение особо подчеркивал С. Л. Рубинштейн. Он писал: «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны,но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании».