Критерии для оценки материалов педагогов, участвующих в конкурсе на получение президентского гранта «лучший учитель»
1. Критерии отбора учителей общеобразовательных учреждений
2. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся в течение последних 3 лет
3. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам в течение последних 3 лет
4. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя в течение последних 3 лет
5. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационн0-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
7. Повышение квалификации. Профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, наличие ученой степени и (или) научного звания
8. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах в течение последних 3 лет
Приложение 3
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. На рубеже XIX века, известный методист С.И. Шохор-Троцкий в книге “Чему и как учить на уроках арифметики” писал, что для “…обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия, как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперёд и преодолевания её трудностей.”
Как создать условия для обеспечения этого интереса, интереса к изучению математики? Задача не из легких. Однако, как показывает мой личный опыт, а работаю в школе я уже почти 15 лет, есть пути, позволяющие вызвать живой интерес к изучению математики у учащихся любого возраста, различных способностей, склонностей и черт характера. Этот путь лежит через формирование у ребенка вычислительной культуры. Именно формирование вычислительной культуры, а не просто вычислительных навыков, навыков устного счета.
Высокая вычислительная культура способствует развитию логического мышления, снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в изучении не только математики, но и других учебных дисциплин.
Цель проекта:формирование у учащихся 5 классов вычислительной культуры.
Объект исследования:математическое образование в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс формирования вычислительной культуры у учащихся 5 классов.
В качестве рабочей гипотезы, доказательство которой составляет основное содержание проекта, выступает предположение о том, что математическое образование, направленное на формирования вычислительной культуры у учащихся 5 классов, будет эффективным, если:
- образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащихся 5 классов
- содержательный аспект учебных задач насыщается жизненными ситуациями (используется метод кейсов или кейс-стади);
- процесс формирования вычислительной культуры учащихся сопровождается мониторингом учебных достижений на основе разработанной критериальной базы.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической научно- методической литературы уточнить сущность понятия «культура вычислительных навыков», определить критерии и уровни их сформированности.
2. Выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование вычислительной культуры учащихся.
3. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию вычислительной культуры у учащихся 5 классов на уроках математики в МОАУ СОШ № 46.
Для решения поставленных задач и проверки положений гипотезы были использованы методы исследования:
теоретические - сопоставление; анализ; синтез; конкретизация; обобщение; моделирование;
социологические - анкетирование; интервьюирование; тестирование, метод экспертных оценок;
эмпирические - изучение опыта работы образовательных учреждений, нормативной и учебно-методической документации; педагогическое наблюдение;
экспериментальные - констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты;
методы математической статистики и графического отображения результатов.
Методологической основой являются фундаментальные теории отечественных ученых: активности личности в процессе обучения (А.К.Макарова, П.И.Пидкасистый, Т.И.Шамова и др.); философские, культурологические и социологические теории о саморазвитии личности (Л.Н.Боголюбов, Л.Н.Коган, В.Е.Кемеров и др.); теория мотивации (В.И.Ковалев, А.Маслоу, и др.); технологии творческого развития (проф. А.З. Рахимов, БГПУ) и др.
Опытно-экспериментальной базой исследованияявились 5-ые классы общеобразовательной школы № 46 Ленинского района г. Уфы. Работа по теме концепции была начата в 2007 году.
Практическая значимость проектасостоит в том, что:
– разработана и внедрена в образовательную практику система заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у учащихся 5 классов;
– разработаны научно-методические рекомендации по формированию вычислительных навыков.
Результаты опытно-экспериментальной работы неоднократно демонстрировались в виде открытых уроков на городских (2001, 2002, 2003 гг.) и районных семинарах (2002, 2004 гг.), а также были представлены в виде докладов на заседаниях научно-методического совета, педсовета МАОУ СОШ № 46 (2003, 2005 гг.), на городской августовской конференции учителей-словесников (2003 г.).