Наука как главный показатель постиндустриального общества
В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Если после неолитической революции сложилась постприсваивающая, производящая экономика, основой которой было сельское хозяйство, а результатом промышленной революции стало возникновение постаграрной экономики, основу которой составляла первоначально легкая, а позднее тяжелая промышленность, то в ходе НТР возникает постиндустриальная экономика. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В середине 80-х годов уже свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной — капитал, то в современной — лимитирующим фактором становится информация, накопленные знания.
Новые технологии стали результатом труда уже не «талантливых жестянщиков», а «высоколобых интеллектуалов». Итог их деятельности — революция в сфере телекоммуникаций. Если вХ1Х — первой половине XX в. главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит прежде всего к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную — вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США).
В развитых странах происходит сужение собственно материального производства при одновременном стремительном росте «индустрии знаний». Таким образом, предпосылки будущего общества создаются не только и даже не столько в материальном, сколько, по словам К. Маркса, по ту сторону материального производства..
Научно-техническая революция создает предпосылки для развития отношений свободной индивидуальности. Они знаменуют этап, отрицающий и отношения личной зависимости, и отношения вещной зависимости, выступающий как отрицание отрицания. Отношения личной зависимости существовали в условиях господства естественных производительных сил. Они характеризовали такой этап развития человечества, когда индивид мог развиваться лишь в рамках ограниченного, локального коллектива, от которого он зависел. Отношения личной независимости, основанной на вещной зависимости, знаменовали такой уровень развития, когда под влиянием общественного разделения труда происходит обособление производителей и они уже не нуждаются в той или иной форме естественно сложившейся или исторически развившейся коллективности, перерастают ее рамки. Однако вместе со становлением всемирных отношений и универсальных потребностей развивается всесторонний процесс овеществления производственных отношений, происходит отчуждение сущностных сил от работника, превращение их в чуждую, господствующую над ним силу. Отношения свободной индивидуальности знаменуют этап гармоничного единения человека и природы, самоконтроль человечества и его общественных сил, интеллектуальный прогресс мировой цивилизации.
Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития. Одновременно личность является главным орудием прогресса.
Выбор цели, пути ее достижения, а также организация непосредственного трудового процесса в постиндустриальном обществе становятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание. Сейчас очевидно главное: как рыночное хозяйство выработало соответствующий ему тип человека — «homo economicus», так и постиндустриальному обществу будет соответствовать своя форма социальности - свободная индивидуальность.
Конструкция «Образование через всю жизнь».
Система непрерывного образования повысит конкурентоспособность специалистов на рынке труда, убежден А. Фурсенко.
«Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. Поэтому уже в школьном возрасте нужно сформировать у ребенка привычку постоянно учиться и совершенствоваться, научить учиться», – отметил министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на заседании коллегии Министерства 22 февраля 2011 года.
Директор Департамента профессионального образования Минобрнауки России Татьяна Давыденко отметила, что по экспертным оценкам в ближайшие 10 лет около 80 % используемых сегодня технологий устареет, а 80 % работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад. «Объем информации постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен постоянно повышать свой образовательный уровень, свое профессиональное мастерство. Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда», – подчеркнула Т. Давыденко.
Идеология непрерывного образования должна охватывать все уровни и виды образования. При этом система непрерывного образования должна включать более эффективные образовательные структуры, образовательные программы и механизмы регулирования деятельности. Членами коллегии были высказаны предложения по развитию системы непрерывного профессионального образования, в частности по активному взаимодействию с работодателями (в т.ч. в рамках создания профессиональных стандартов), расширению программ подготовки специалистов в рамках прикладного бакалавриата, а также развитию системы корпоративного профессионального образования.
Непрерывное образование – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования - целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей.
4. Трансформация концептуальных идей в образовательной сфере.
Реализация идей взаимосвязанного развития общества и образования в России «спотыкается» все эти годы об один и тот же камень преткновения: неспособность в эпоху стремительных перемен привести темпы изменений в различных социальных сферах в некое здоровое соответствие и упорядочить их взаимодействие.
Не дожидаясь, когда государственная и идеологическая элита России сделает окончательный выбор в приоритетах развития образования, региональные системы, утомленные многолетней рефлексией, определили наиболее комфортный путь выживания и развития – объединение субъектов национально-образовательной практики в рамках «естественного ареола обитания.
Современное российское образование интуитивно пришло к органическому определению своего социального расположения и соответственно целей деятельности. Аккумулируя пространство и человеческие ресурсы городов и сел, оно движется проблематикой своего места обитания-обетования. Объединенные по очень понятным основаниям: общая территория, традиции, смыслы, ценности (в нормативных документах последних лет определяемые как национально-региональный компонент) - учреждения образования всех уровней, а зачастую и вступившие с ними в коалицию местные наука и производство, поставили точку в «дурной бесконечности» называемой «перестройка-реформирование-модернизация….», зафиксировав возрождение особой, пульсирующей во времени, реальности: «образовательный округ (комплекс и т.д.).»
Система современного образования, реагируя на текущие потребности деформированного рынка (в частности, в сторону торгово-посреднических, финансово-сервисных видов деятельности), способствует искажению истинной кадровой картины, порождая безработицу среди молодых специалистов.
В большинстве территорий России сегодня значительная часть выпускников педагогических образовательных учреждений не работает в школах, медицинских – в здравоохранении, инженерных – на производстве, юридических в структурах МВД, выпускников учебных заведений сельскохозяйственной направленности – в аграрном секторе. И всё это - в условиях, когда не хватает врачей, педагогов, следователей, агрономов и т.д.
Государство и общество ждут от образования результатов принципиально иного качества. Создание структур аналогичных Центрам занятости и трудоустройства выпускников, Центрам Госзадания, Институтам профессиональной ориентации может выродиться в игру форм и пустоту содержания, если не определить изначально и жестко базисные задачи их деятельности. Иначе, как наблюдаем, срабатывает принцип инерции мышления, и структуры с пафосом воспроизводят то, что привычно: функционируют, хотя большая часть задач в Концепции модернизации носит четко проектный и программный характер, ориентированный на реабилитацию конкретной социальной ситуации.
Уже сегодня понятно, что если система занятости и трудоустройства выпускников системы профессионального планирует стать полноправным членом государственной системы образования, она должна завязать на себе задачи корреляционного анализа[8] развития социально-экономическое сферы, рынка труда и занятости населения, демографии и собственно образования (то, что еще никто не делает)[9], так как учет и грамотный расклад этих показателей, в текущем и перспективном планах, необходимое условие опережающего управленческого действия, ориентированного на устранения причин безработицы и невостребованности выпускников учреждений профессионального образования.