Тематика практического занятия
Круглый стол «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в российском образовании».
Тема 9. Компетентностный подход в образовании : проблемы, понятия и инструментарий.
Сущность компетентностного подхода в образовании, его детерминированность современными социокультурными процессами. Этапы становления компетентностного подхода в образовании: систематизация и структура компетенций.
Методология создания нового поколения ФГОС ВПО. Нормативная база для внедрения ФГОС ВПО. Структура, содержание и требования стандартов ВПО третьего поколения. Построение стандартов на основе модульно-компетентностного подхода. Проблема оценки сформированности компетенций выпускников вузов. Технологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Особенности Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения средней школы, учреждений начального, среднего профессионального образования; проблемы их разработки и внедрения. Проблемы физико-математического образования, обусловленные современной образовательной парадигмой.
Тематика практического занятия.
Практикум: Разработка и анализ компетентностно-ориентированных заданий на примере дисциплин профессионального цикла.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Количество часов | Формы самостоятельной работы | Методические обеспечения | Формы отчетности |
Тема 1. Понятие науки. Наука в системе форм духовной культуры | 1. Понятие науки. 2. Наука в системе форм духовной культуры. | Работа с источниками и литературой | Учебные пособия, Рабочая программа, дополнительная учебная литература | Опрос в семинаре, зачет, экзамен | |
Тема 2. Возникновение науки и основные этапы ее исторического развития | 1. Возникновение науки. 2. Этапы исторического развития науки. | Работа с источниками и литературой | Учебные пособия, Рабочая программа, дополнительная учебная литература | Опрос в семинаре, зачет, экзамен | |
Тема 3. Структура научного знания. Основания науки. | 1. Структура научного знания. 2. Основания науки. | Работа с источниками и литературой | Учебные пособия, Рабочая программа, дополнительная учебная литература | Опрос в семинаре, зачет, экзамен | |
Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Научные традиции и научные революции. | 1. Динамика науки как процесс порождения нового знания. 2. Научные традиции и научные революции. | Работа с источниками и литературой | Учебные пособия, Рабочая программа, дополнительная учебная литература | Опрос в семинаре, зачет, экзамен | |
Тема 5. Особенности современного этапа развития науки | 1. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. 2. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. | Работа с источниками и литературой | Учебные пособия, Рабочая программа, дополнительная учебная литература | Опрос в семинаре, зачет, экзамен | |
Тема 6. Философские проблемы физики, математики и информатики | 1. Философские проблемы физики. 2. Философские проблемы математики. 3. Философские проблемы информатики. | Работа с источниками и литературой | Учебные пособия, Рабочая программа, дополнительная учебная литература | Доклады студентов, зачет, экзамен | |
Тема 7. Глобализация в сфере образования | 1. Болонский и Копенгагенский процессы. 2. Концепция непрерывного образования. 3. Основы образования взрослых (андрагогики). | Работа с источниками и литературой | Учебные пособия, Рабочая программа, дополнительная учебная литература | Дискуссия, зачет, экзамен | |
Тема 8. Система российского образования и концепции его модернизации | 1. Структура, состояние, качество российского образования. 2. Концепция компетентностно-ориентированного образования. 3. Инновационные процессы в современном образовании. | Работа с источниками и литературой | Учебные пособия, Рабочая программа, дополнительная учебная литература | Коллоквиум, зачет, экзамен | |
Тема 9. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий | 1. Сущность и этапы развития компетентностного подхода в образовании. 2. Методология создания нового поколения ФГОС ВПО. 3. Особенности Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. | Работа с источниками и литературой | Учебные пособия, Рабочая программа, дополнительная учебная литература | Круглый стол, зачет, экзамен |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы:
Код и наименование компетенции[1] | Этапы формирования[2] |
ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | 1. Работа на учебных занятиях (лекции, семинары) ( Тема 1,2) 2. Самостоятельная работа (домашние задания, тезисное конспектирование основополагающих работ, реферирование). 3. Участие в научно-исследовательской работе |
сОК-2: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | 1. Работа на учебных занятиях (лекции, семинары) ( Тема 7-9) 2. Самостоятельная работа (написание докладов, рефератов) 3. Участие в научно-исследовательской работе |
ООПК-2: готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач | 2. Работа на учебных занятиях (лекции, семинары) ( Тема 9) 2. Самостоятельная работа (домашние задания, тезисное конспектирование основополагающих работ, реферирование). 3. Участие в научно-исследовательской работе |
ООПК-3: готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия | 3. Работа на учебных занятиях (лекции, семинары) ( Тема 1-9) 2. Самостоятельная работа (домашние задания, тезисное конспектирование основополагающих работ, реферирование). 3. Участие в научно-исследовательской работе |
5.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Оцениваемые компетенции | Уровень сформированности | Этап формирования | Описание показателей | Критерии оценивания | Шкала оценивания |
ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | Пороговый | 1. Работа на занятиях (лекции, семинары.) (Тема 1,2) 2. Выполнение домашних занятий. | Знать понятия и категории философии, уметь понимать законы диалектики | Текущий контроль (опрос в семинаре) | |
Продвинутый | 1. Работа на учебных занятиях (лекции, семинары) (Тема 1-9) 2. Самостоятельная работа (домашние задания .) 3. Участие в научно-исследовательской работе. | Знать в сравнении понятия и категории философии, уметь понимать законы диалектики, владеть культурой мышления, способностью обобщения | Текущий контроль (опрос в семинаре, работа на лекции, участие в конференции, круглом столе) | ||
сОК-2: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | Пороговый | 1. Работа на занятиях (лекции, семинары.) (Тема 7-9). 2. Выполнение домашних занятий. | Знать понятия и категории философии, уметь понимать законы диалектики | Текущий контроль (опрос в семинаре) | |
Продвинутый | 1. Работа на учебных занятиях (лекции, семинары) (Тема 1-9) 2. Самостоятельная работа (домашние задания .) 3. Участие в научно-исследовательской работе. | Знать в сравнении понятия и категории философии, уметь понимать законы диалектики, владеть культурой мышления, способностью обобщения | Текущий контроль (опрос в семинаре, работа на лекции, участие в конференции, круглом столе) | ||
ООПК-2: готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач | Пороговый | 1. Работа на занятиях (лекции, семинары.) (Тема 9). 2. Выполнение домашних занятий. | Знать понятия и категории философии, уметь понимать законы диалектики | Текущий контроль (опрос в семинаре) | |
Продвинутый | 1. Работа на учебных занятиях (лекции, семинары) (Тема 1-9) 2. Самостоятельная работа (домашние задания .) 3. Участие в научно-исследовательской работе. | Знать в сравнении понятия и категории философии, уметь понимать законы диалектики, владеть культурой мышления, способностью обобщения | Текущий контроль (опрос в семинаре, работа на лекции, участие в конференции, круглом столе) | ||
ООПК-3: готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия | Пороговый | 1. Работа на занятиях (лекции, семинары.) (Тема 1-9). 2. Выполнение домашних занятий. | Знать понятия и категории философии, уметь понимать законы диалектики | Текущий контроль (опрос в семинаре) | |
Продвинутый | 1. Работа на учебных занятиях (лекции, семинары) (Тема 1-9) 2. Самостоятельная работа (домашние задания .) 3. Участие в научно-исследовательской работе. | Знать в сравнении понятия и категории философии, уметь понимать законы диалектики, владеть культурой мышления, способностью обобщения | Текущий контроль (опрос в семинаре, работа на лекции, участие в конференции, круглом столе) |
Подтверждением сформированности у студента оцениваемых компетенций является промежуточная аттестация.
Допуск к промежуточной аттестации – 60 баллов
Зачет – 10 баллов
Экзамен – 20 баллов
5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Тематика научных сообщений
1. Наука и не-наука: проблема демаркации.
2. Современные формы квази-науки.
3. Астрология как древнейшая форма квазинаучной мифологии.
4. Уфология – квазиастрономия нашего времени.
5. Парапсихология: наука о психике или царство мифологических грез?
6. Наука и религия.
7. Наука и искусство.
8. Наука и политика.
9. Наука и мораль.
10. Наука и право.
11. Наномир и нанотехнологии: наука будущего.
12. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
13. Математические и естественнонаучные идеи Р. Декарта, П. де Ферма, Б. Паскаля, Хр. Гюйгенса, И. Ньютона, Г. Лейбница.
14. Место математики в культуре.
15. Кризис оснований математики конца XIX- начала XX в. и проблема обоснования математики.
16. Проблемы взаимодействия математики и естествознания, математических, естественных и гуманитарных наук в XX-XXI вв.
17. Особое место физики в системе естественнонаучного знания.
18. Философский анализ концепций пространства и времени.
19. Вероятностная революция в науке.
20. Причинность в квантовой теории и вопрос о скрытых параметрах.
21. Компьютерные науки и физика.
22. Становление информатики: кибернетика, теория информации и системный подход.
23. Информатика и синергетика.
24. Понятие «искусственного интеллекта».
25. Информационное общество и компьютерная революция.
Варианты тестов:
1.Что является главной целью науки: А) получение знаний о реальности Б) развитие техники В) совершенствование нравственности
2.Всегда ли истинное знание является научным? (Да или Нет)
3.Предполагает ли определение "ненаучный" негативную оценку? (Да или Нет)
4.Всегда ли научное знание является истинным? (Да или Нет)
5.Является ли систематизированность характерным признаком научного знания? (Да или Нет)
6.Является ли стремление к обоснованности, доказательности знания критерием научности? (Да или Нет)
7.Является ли научное знание интерсубъективным? (Да или Нет)
8.Применяются ли в науке приемы рассуждений, используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни? (Да или Нет)
9.Как называется метод получения эмпирического знания, при котором главное-не вносить при исследовании какие-либо изменения в изучаемую реальность: А) эксперимент Б) наблюдение С) измерение
10.Как называется метод эмпирического познания, при котором изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия: А) измерение Б)эксперимент С) наблюдение.
11.Появляются ли теории как прямое обобщение эмпирических фактов? (Да или Нет)
12.Обращаются ли ученые в своей деятельности к философии? (Да или Нет)
13.Зависит ли прогресс научного познания от используемых наукой средств? (Да или Нет)
14.Одинаковы ли методы и средства, используемые в разных науках? (Да или Нет)
15.Описывает ли теория непосредственно окружающую действительность? (Да или Нет)
16.Как называются научные теории, которые оперируют наиболее абстрактными идеальными объектами: А) фундаментальные; Б) теории конкретных явлений; С) общенаучные
17.Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания. Какой это уровень: А)философский Б)интерпретации С)понимания
18.Могут ли философские основания науки быть предметом научных споров? (Да или Нет)
19.Можно ли эмпирическими данными установить истинность универсального обобщающего суждения (Да или Нет)
20.Являются ли теоретические построения науки по своей сути гипотезами? (Да или Нет)
21.Является ли степень подтверждения фактами гипотезы или теории основанием для ее принятия или отвержения? (Да или Нет)
22.Имеют ли процедуры подтверждения и опровержения гипотезы одинаковый познавательный статус? (Да или Нет)
23.Что является главным источником развития науки? А) взаимодействие теории и эмпирических данных Б) конкуренцией теорий, исследовательских программ
24.Каков статус истинности в научном познании: А)истинность является центральным, наиболее сильным регулятивом научной деятельности Б)истинность является необходимым атрибутом всех познавательных результатов науки?
25.Возможно ли открытие новых явлений путем теоретических исследований? (Да или Нет)
26.Может ли эмпирическое исследование начаться без определенной теоретической установки? (Да или Нет)
27.Сводятся ли задачи науки к сбору фактического материала? (Да или Нет)
28.Назвать основные предпосылки принципа "Образование через всю жизнь"
29.Назвать показатели качества образования
30.Объяснить значение термина "нострификация"
Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Современные проблемы науки и образования»
1.Научное знание как система и деятельность.
2.Специфика научного познания.
3.Проблема генезиса первичных обобщений и моделей.
4. Проблема трансляции первичных познавательных схем в содержание школьного физико-математического образования: отечественный и зарубежный опыт.
5.Специфика научной деятельности в области физико-математического образования.
6.Преемственность в развитии научного знания. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки.
7.Тенденции дифференциации и интеграции в системе физико-математического знания.
8. Особенности эмпирического исследования в физике. Специфика теоретического познания и его форм.
9.Проблема единства теоретического и эмпирического, теории и практики.
10.Научные методы эмпирического и теоретического исследования в физико-математической науке.
11.Проблема взаимодействия общенаучной и частнонаучной методологии.
12.Эволюция физико-математического знания как важнейший источника развития теории и практики школьного физико-математического образования.
13.Особенности проявления общих закономерностей развития науки в системе научно-методического знания.
14.Научная революция и научная картина мира: содержание и связь понятий.
15.Эвристическая роль новых методологических идей.
16.Методологические идеи как основания эволюции научной картины мира.
17.Содержательно-методологические особенности эволюции физической картины мира.
18.Проблема междисциплинарных взаимодействий в системе научного физико-математического знания и ее влияние на содержание школьного физико-математического образования.
19.Глобальные кризисы и особенности их проявления в физико-математическом пространстве. Проблема ценности научно-технического прогресса.
20. Образование как комплексная научная проблема.
21.Эволюция базовых идей физической картины мира как изменение типа рациональности в научном познании.
22.Принцип конструктивизма как основополагающий принцип современных научных физико-математических исследований.
23.Современная научная картина мира. Универсальный эволюционизм – мировоззренческая основа современной картины мира.
24.Физическая картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития в XXI в.
25.Проблема научного обоснования современной практики школьного физико-математического образования.
26. Научные исследования в современной методике обучения физике, математике и информатике. Модели научного поиска.
27. Методологическое обеспечение педагогического исследования.
28.Проблемные области современной методики обучения физике, математике и информатике.
29. Источники, факторы модернизации системы школьного физико-математического образования.
30.Научные и методологические подходы к модернизации физико-математического образования.
31.Логика педагогического исследования при разработке содержания образования.
32.Педагогическое исследование в контексте развития современной науки.
33.Моделирование как метод научного исследования.
34.Прогнозирование как метод научного исследования.
35.Аксиологический аспект научного исследования.
36.Основные понятия педагогической инноватики.
37.Инновации как связующее звено теории и практики образования. Цель и функции образовательных инноваций.
38.Уровни введения педагогических новаций в образовательном пространстве.
39.Информационные процессы в современной науке. Информационное моделирование.
40.Обоснование и разработка новой информационно-коммуникативной образовательной среды.
Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Современные проблемы науки и образования»
1. Понятие науки.
2. Наука как специфический тип знания.
3. Наука как познавательная деятельность.
4. Наука как социальный институт.
5. Наука в системе форм духовной культуры: наука и философия, наука и религия, наука и мораль, наука и искусство, наука и политика, наука и право.
6. Наука и обыденное познание.
7. Основания современной дифференциации наук.
8. Духовная революция Античности. Становление математики как логико-дедуктивной науки.
9. Союз математики и наук о природе.
10. Роль логики и математики в средневековом образовании.
11. Проблемы становление опытных наук в эпоху Возрождения.
12. Классическая наука. Формирование теоретического естествознания.
13. Научные проблемы, обусловившие переход к неклассической и постнеклассической науке.
14. Проблема уровней научного познания.
15. Эмпирические методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент.
16. Понятие научного факта. Проблема фактуализма и теоретизма.
17. Сфера и границы применения эмпирических методов.
18. Научная теория как основная структурная единица научного познания.
19. Проблема классификации научных теорий.
20. Гипотеза, виды гипотез.
21. Эволюционное и революционное развитие науки.
22. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылка научной революции.
23. Научная революция как изменение взгляда на изучаемую реальность.
24. Математика как всеобщий метод научного мышления. Математика и философия.
25. Философское и общенаучное значение теорем Геделя.
26. Современные подходы к проблеме оснований математики.
27. Философские проблемы теории вероятностей.
28. Философские проблемы прикладной математики.
29. Философские проблемы информатики.
30. Кибернетический и синергетический этапы теории информации.
31. Проблемы перехода к «обществу знания».
32. Понятие «образование». Образование как междисциплинарная проблема.
33. Образование как феномен культуры и социальный институт.
34. Образование как ценность.
35. Смена научных парадигм как основа формирования образовательных парадигм.
36. Модернизация российского образования: плюсы и минусы.
37. Вхождение России в европейское образовательное пространство: Болонский и Копенгагенский процессы.
38. Концепция непрерывного образования.
39. Целевые ориентиры современной российской системы образования.
40. Сущность компетентностного подхода в образовании.